Осторожно – мошенники! Часть 6: Лишнее звено

При использовании мошеннической схемы, о которой пойдет речь ниже, кидала скрытно «вклинивается» между трейдером и перевозчиком. Данное «лишнее звено» позволяет без особого риска украсть партию металла непосредственно во время ее транспортировки. Этот вид мошенничества становится возможным при небрежной работе диспетчера, подбирающего машину для перевозки металла. Под небрежностью понимается найм транспорта у непроверенной (а бывает, что и полностью незнакомой) транспортной компании. При таком варианте прокат на десятки тысяч гривен добровольно доверяется (т.е. отгружается в машину) фактически неизвестным людям. Хорошо, если порядочным. А если — нет?

В случае, о котором пойдет речь, все началось с того, что диспетчер, сотрудничавший с металлоторговой компанией (назовем ее ООО «Покупатель»), решил сэкономить свои силы и время.

Вместо того чтобы подобрать свободную машину у уже проверенных транспортных фирм, диспетчер в этот раз решил порекомендовать услуги перевозчика, сталкиваться с которым ему ранее не приходилось (условно — ЗАО «Перевозчик»). Эта псевдо-транспортная компания позвонила ему сама, предложив транспортные услуги на вполне стандартных условиях и выслав факсом контактную и прочую информацию. Подобная активность незнакомой транспортной фирмы избавляла диспетчера от необходимости в очередной раз искать перевозчика «под заказ» и он, недолго думая, дал согласие на сотрудничество. При этом полученная информация никак не проверялась и даже не подвергалась сомнению. В результате подобной халатности диспетчер порекомендовал фактически незнакомое ему ЗАО «Перевозчик» компании ООО «Покупатель» (с которой диспетчер сотрудничал много лет подряд) для перевозки партии проката из Днепропетровска в Харьков.  Доверие к диспетчеру было высоким, поэтому ни у кого не закралось подозрений в том, что транспортная фирма «Перевозчик» ему не знакома. 

Нанятая машина должна была доставить металл из Днепропетровска в Харьков. Данные, полученные от нерадивого диспетчера, были переданы на базу компании ЗАО «Поставщик», где должна была загрузиться машина. Проконтролировав загрузку пришедшей за прокатом машины, представитель ЗАО «Поставщик» отзвонился в ООО «Покупатель» — все в порядке, машина вышла. Факт отправки подтверждали также мнимые «хозяин» и «шофер» фирмы «Перевозчик» — менеджер компании «Покупатель» поддерживал с ними регулярную связь. Тем не менее, машина в Харьков не пришла. «Хозяин» и «шофер», ранее исправно отвечавшие на телефонные звонки, отключают телефоны (и похоже, что навсегда). В ходе оперативной проверки, проведенной ООО «Покупатель» по горячим следам, выяснилось, что адрес фирмы был липовым, но марка и номер машины (против всяких ожиданий!) оказались вполне реальными. По ним было установлено, что транспортная фирма, в парке которой числилась искомая машина, в действительности находилась в Херсоне.

Когда менеджер ООО «Покупатель» приехал в Херсон, шофер и хозяин фирмы «Перевозчик» оказались абсолютно незнакомыми ему людьми. Он обнаружил настоящего хозяина машины и настоящего водителя, но не нашел никаких следов пропавшего металла.  В ходе расспросов выяснилось, что машину у ее реального хозяина нанимало неизвестное лицо, перевезшее металл из Днепропетровска не в Харьков, а в небольшое село под Красноградом. Этот человек находился рядом с  настоящим водителем и во время загрузки, и в пути дальнейшего следования. Стало ясно, что он-то и поддерживал связь с ООО «Покупатель». Таким образом, выяснилось, что между компанией «Покупатель» и настоящей фирмой «Перевозчик» искусственно было добавлено лишнее звено — так называемая мошенническая «прокладка».

Мошенническая схема оказалась простой и эффективной. Жулик, выдававший себя за «хозяина транспортной фирмы», играл две роли сразу. Для настоящего шофера он был сопровождающим лицом от фирмы-заказчика, а для менеджера ООО «Покупатель» — шофером фирмы «Перевозчик». После того, как под Красноградом машина, сопровождаемая аферистом, разгрузилась, металл был перегружен на другой грузовик, убывший в неизвестном направлении. На этом следы похитителей терялись.

В конечном итоге для ООО «Покупатель» все закончилось благополучно, но во многом — лишь благодаря счастливой случайности, в роли которой выступила престарелая сторожиха сельского склада. В отличие от прочих  свидетелей, которые на вопрос о номерах увезшей металл машины лишь недоуменно пожимали плечами, бдительная бабушка предъявила бумажку, на которую (просто так, на всякий случай, как в 30-е годы учили) записала данные зачем-то останавливавшейся неподалеку от склада грузовой машины. Дальнейшее уже оказалось, как говорится, делом техники. Мошенники были найдены, металл возвращен владельцу.

Другой подобный случай, о котором нам рассказал начальник службы снабжения одной из харьковских компаний, тоже начался с диспетчера-ротозея. Разница отмечалась только в маршруте машины, но схема, по которой действовали мошенники, была полностью идентична вышеописанной. Выйти на след похищенного также помог случайный свидетель, только роль «джек-пота», помогшего вернуть металл, в данном случае сыграла не сторожиха, а местный таксист. Он не помнил номер, но уверенно узнал грузовик, в который был перегружен украденный прокат. На вопрос, не видел ли он тут тогда-то и тогда-то грузовую машину, таксист ответил: «Да вон на той стоянке она стоит, я ее уже видел раньше». Это и дало искомую зацепку, которая помогла раскрутить дело до конца и вернуть похищенное.

Основной рекомендацией в данном случае будет совет работать только с хорошо известными, проверенными перевозчиками (особенно избегайте подбирать незнакомых перевозчиков через интернет). Также, когда машина грузится на базе, попросите кладовщика (как вариант — завсклада, менеджера и т.д.) взглянуть, не находится ли в кабине кроме водителя кто-то посторонний. Если при этом возникают какие-то сомнения — попросите собеседника передать телефон водителю (подчеркиваем: именно водителю, а не тому, кто будет находиться с ним рядом) и проверьте, тот ли это человек, с которым вы ранее общались по телефону, как с шофером.

Ну, а если вы все же попались на удочку жуликов, помните: действуйте максимально оперативно. Обратившись в милицию, не останавливайте поисков — вы в этом деле самое заинтересованное лицо. Свидетелей ищите там, где только возможно и даже там, где это кажется невозможным. Не обращайте внимания на недоуменные реплики типа: «Да разве возможно было что-то запомнить?» Ищите. Спрашивайте. Только так (если повезет) можно найти человека, который сможет подсказать хоть что-то, способное помочь в поисках украденного.

Игорь Тихий

Цикл статей о мошенничестве в металлоторговле:
Осторожно — мошенники! Часть 1: Как не попасться на крючок

Осторожно — мошенники! Часть 2: Афера с перевозкой

Осторожно — мошенники! Часть 3: Мошенничество «на доверии»

Осторожно — мошенники! Часть 4: Не отдавай доверенность вперед

Осторожно — мошенники! Часть 5: Прокат с чужой металлобазы
Осторожно — мошенники! Часть 6: Лишнее звено

Осторожно — мошенники! Часть 7: Проверяй, не доверяй: рекомендации по работе с неизвестными поставщиками продукции

Осторожно — мошенники! Часть 8: Когда внешность не соответствует содержанию

Осторожно — мошенники! Часть 9: Испытанные временем контакты

Осторожно - мошенники! Часть 10: Бдительность не порок

Осторожно — мошенники! Часть 11: Реклама — двигатель обмана?

Осторожно — мошенники! Часть 12: Не давайте повода к обману

Осторожно — мошенники! Часть 13: Топ-двойка афер с металлом

Осторожно — мошенники! Часть 14: Беспринципный бизнес