Осторожно - мошенники! Часть 9: Испытанные временем контакты
Одной из постоянных рекомендаций по безопасному ведению бизнеса на рынке является преимущественная работа с уже известными контрагентами. Как правило, именно проверенным фирмам стоит доверять более всего, риск потерять свои деньги тут минимален. Но во всяком правиле есть свои исключения.
Одной из постоянных рекомендаций по безопасному ведению бизнеса на рынке является преимущественная работа с уже известными контрагентами. Как правило, именно проверенным фирмам стоит доверять более всего, риск потерять свои деньги тут минимален. Но во всяком правиле есть свои исключения.
«Специфика нашей компании такова, что мы постоянно работаем со многими заводами, поставляем специфический прокат под их условия производства — вспоминает сотрудник одной из запорожских металлоторговых структур. В тот раз, о котором пойдет речь, мы должны были закупить под заказ толстостенную трубу из 20-й стали.
Когда нашли нужного поставщика, то при согласовании и заключении сделки мы несколько раз делали акцент на том, что сталь должна быть именно двадцатой марки. Никакой другой! Поставщик же, в свою очередь, всячески заверял нас, что это именно то, что нам нужно.
Несколько выпадало из обычного стиля общения то, что контрагент никак не признавался, где расположен склад, с которого нужно забрать трубу. Мы же, со своей стороны, активно интересовались этим — наша машина длинномерная и нужно было уточнить, сможем ли проехать на территорию склада? В ответ нам юлили и крутили. Это тоже нас несколько удивило, но и только. Отнесли это к особенностям личного общения нового, незнакомого нам менеджера, который с нами в этот раз общался. Тем более, что с фирмой-поставщиком были давно знакомы, несколько раз работали с ней и все было в порядке, проблем не возникало (правда, в последний раз мы посотрудничали еще до кризиса). Да, этот поставщик являлся чистой воды посредником (без своего склада), но, с другой стороны, если посредник реально помогает найти нужный металл — ему и заплатить не жалко. Отдельно замечу, что у нас четко «отработан» определенный круг поставщиков и выбор определенного контрагента зависит от того, какая марка стали в этот раз нужна. Трубы мы покупаем постоянно.
Когда договоренность была достигнута, договор подписан, а семь тысяч гривен предоплаты ушло на счет поставщика, наш представитель выехал за заказом (металл нужно было доставить из Днепропетровска в Запорожье). Но в Днепропетровске за прокатом мы вдруг поехали по давно знакомому адресу — на склад другого ООО, с которым мы работали весьма часто. Естественно, мы, мягко говоря, удивились — на этом складе не могло быть нужного нам проката. Это мы знали точно, потому что общались с хозяином склада буквально на днях — трубы, которые подходили нам по диаметру и толщине стенки, были там только из 35, а не из 20 (как нам было нужно) стали. Но представитель поставщика стал напористо возражать: «Что вы, что вы! Данные трубы принадлежат нам, а не хозяину склада. Это точно 20 сталь!» К сожалению, мы поддались на эти уговоры. Тем более, что маркировка на трубах оказалась полузатертой — разобрать, что там написано, 20 или 35, не представлялось возможным. В общем, как я сказал, поставщику нас удалось убедить в том, что все в порядке и трубу мы забрали.
Уже вернувшись в свой город, попросили у поставщика сертификат качества, каковой он нам и сбросил по факсу (т.е. в черно-белом варианте). Но на сертификате не оказалось его печати — несмотря на то, что мы об этом специально упоминали. Попытались выяснить, почему — в ответ слышались только отговорки и заверения, что все в порядке. А уже о том, чтобы поставить на сертификате мокрую печать и выслать его нам, вообще речь не шла. Это выглядело откровенно странным, но с этим поставщиком, как я говорил ранее, мы уже успешно работали до этого, контакт был проверенным. Мы поверили поставщику и в этот раз, но, как оказалось, абсолютно зря. Когда труба попала к конечному заказчику, на входном контроле во время химанализа выяснилось, что характеристики металла абсолютно не соответствуют заявленным. Как мы и подозревали с самого начала, марка стали была 35. Сертификат оказался подделанным, договор — расторгнутым, отношения с заказчиком — безнадежно испорченными. Пришлось признать, что, несмотря на все свои заверения, поставщик сознательно продал нам другую трубу (отлично зная, что эта сталь нам категорически не подходит).
Завод-заказчик отказался поддерживать с нами какие-либо отношения в дальнейшем, оформил возврат трубы, а мы вернули ему деньги. Труба легла к нам на склад (и, как оказалось, надолго). Материальные убытки от этой злополучной сделки превысили восемь с половиной тысяч гривен. Злополучный поставщик, в свою очередь, забирать трубу назад отказался... Но хуже всего то, что мы перед заводом потеряли свое лицо. Мы работали с ним уже десять лет, на нас никогда не жаловались. А теперь директор завода запретил впредь работать с нашей фирмой, хотя раньше они закупали у нас трубы ежемесячно.
После того, как обман открылся, мы множество раз звонили «надувшему» нас контрагенту, высылали ему претензии — все впустую. Мы съездили к нему в офис (а это все-таки неблизко, другой город), но ничего не добились. Директор в офисе не появлялся, а человек, которого отрядили для разговора с нами, на все вопросы и предложения только разводил руками: «Что же я сделаю? Я не могу вам деньги вернуть. Нет команды». Честно говоря, мы хотели уже хоть как-то с ними договориться. Хотя бы не деньги обратно получить, а просто поменять полученную неходовую трубу на любую другую. Даже были готовы сами ее привезти, не требуя возмещения транспортных расходов... Ничего из этого не вышло. У этой компании (чистого трейдера) не было своего склада и поменять прокат было не на что, а возвращать деньги они не собирались.
Из этой ситуации мы извлекли для себя несколько уроков. Основной — нельзя безоговорочно доверять поставщику, даже если ты уже работал с ним ранее и все было нормально. Если что-то кажется подозрительным — обязательно перепроверь, это избавит тебя от множества проблем в будущем. Лучше подразумевать, что твой контрагент честный, но тоже может ошибаться».
От себя добавим: чтобы уберечься от обмана, четко разделяйте дружеские и деловые отношения. Помните, что компания, с которой вы уже работали, и менеджер, который общается с вами от ее лица — разные величины. Доверие, которое вы испытываете к структуре, никогда нельзя в полной мере переносить на ее наемных работников. Менеджерский состав постепенно обновляется на любой фирме и каждый такой новичок является для вас, на самом деле, величиной неизвестной. В условиях кризиса (т.е. низкого спроса) беспринципный менеджер может поддаться соблазну «сбыть с рук» некондиционный товар или подсунуть вам не ту марку стали в надежде, что обман может и не раскрыться, а если и раскроется, то руководство фирмы его «прикроет» — ведь он действовал «в ее интересах». В таких случаях менеджер-жулик использует в качестве прикрытия для своих делишек кредит доверия, испытываемого к фирме, где он работает.
Также в условиях кризиса могут пойти на откровенный обман фирмы, ранее честные, но дошедшие, в отчаянной попытке продлить свое существование, «до последней точки».
Поэтому, как бы вы ни верили в порядочность компании-контрагента, не доводите уровень доверия до того, чтобы позволять ее менеджеру не делать того, что он сделать обязан. Если уж поставщик обязан предоставить вам сертификат на проданный товар, сопроводив его мокрой печатью, — проследите, чтобы такая печать была непременно поставлена, а сертификат получен. Если у вас возникают сомнения по поводу того, какой именно металл вам хотят продать с чужого склада — не стесняйтесь выяснить у его хозяина, что и на каких условиях с его склада вам хотят отпустить, соответствует ли марка стали заявленной. В этом случае недолгий телефонный разговор способен уберечь вас от многих потенциальных неприятностей. Помните: это не проявление «неделикатности», а обычная защита своих интересов.
Игорь Тихий
Цикл статей о мошенничестве в металлоторговле:
Осторожно — мошенники! Часть 1: Как не попасться на крючок
Осторожно — мошенники! Часть 2: Афера с перевозкой
Осторожно — мошенники! Часть 3: Мошенничество «на доверии»
Осторожно — мошенники! Часть 4: Не отдавай доверенность вперед
Осторожно — мошенники! Часть 5: Прокат с чужой металлобазы
Осторожно — мошенники! Часть 6: Лишнее звено
Осторожно — мошенники! Часть 7: Проверяй, не доверяй: рекомендации по работе с неизвестными поставщиками продукции
Осторожно — мошенники! Часть 8: Когда внешность не соответствует содержанию
Осторожно — мошенники! Часть 9: Испытанные временем контакты
Осторожно — мошенники! Часть 10: Бдительность не порок
Осторожно — мошенники! Часть 11: Реклама — двигатель обмана?
Осторожно — мошенники! Часть 12: Не давайте повода к обману
Осторожно — мошенники! Часть 13: Топ-двойка афер с металлом
Осторожно — мошенники! Часть 14: Беспринципный бизнес