Тенденции мирового рынка железной руды и Украина
Как уже упоминало ранее издательство «Металлика», одним из основополагающих факторов, формирующих мировые цены на ЖРС, остается уровень спроса на импортное сырье в китайской металлургии. Именно он некоторое время назад выбил из равновесия отлаженную глобальную систему добычи и продажи железной руды, создав дефицит данного вида сырья. При этом Китай стал невольным заложником ситуации и явился наиболее пострадавшей в денежном плане стороной – его затраты на покупку импортного ЖРС, и без того огромные, во время последнего мирового подорожания руды буквально рванулись ввысь. Все это привело к тому, что КНР начала интенсивно разрабатывать собственные месторождения и искать источники железной руды, альтернативные существующим. Для нас это представляет интерес прежде всего с точки зрения мирового баланса добычи и спроса на ЖРС. От того, насколько быстро и в какой степени Китай перейдет на самообеспечение железной рудой, зависит не только последующий уровень мировых цен, но и (более чем вероятно) дальнейшие изменения в контрактных схемах поставок руды. А это уже вплотную затрагивает интересы украинских металлургов (после отмены меморандума внутренние цены на ЖРС моментально подтянулись к мировым) и отечественных трейдеров (стоимость руды как основного сырья является одной из основных составляющих цены на прокат). Исходя из этих нехитрых предпосылок, рассмотрим последние перемены в металлургической отрасли КНР и попробуем сориентироваться, что они сулят нашим металлургам в недалеком будущем.
По данным «China Metallurgical Mining Enterprise Association», к 2015 году емкость внутреннего рынка КНР будет находиться на уровне приблизительно в 1,43-1,56 млрд тонн железной руды. При этом планируется, что 1,1-1,2 млрд тонн ЖРС (порядка 70 % рынка) в этот период уже будет обеспечиваться за счет собственной руды – произведенной как внутри страны, так и на зарубежных рудных предприятиях, чьи активы принадлежат китайским компаниям. В переводе на простой язык, это значит, что в последующие четыре года закупки Китаем импортной железой руды должны уменьшиться по сравнению с существующими практически вдвое, что автоматически снижает гарантированные объемы сбыта данного вида сырья «большой тройкой» ни много ни мало – более чем на 300 млн тонн. Если посмотреть данные за 2009 год, можно увидеть, что данная цифра вплотную приближается к одной восьмой мирового производства железной руды. А это уже серьезная заявка, даже с учетом того, что спрос на ЖРС несколько повысится на Ближнем Востоке и в Латинской Америке (потенциальная емкость рынков этих регионов несравнима с китайскими масштабами).
Если же взглянуть на дело с точки изменения структуры китайского импорта, то картина становится еще более впечатляющей. В 2009 году КНР закупила 262 млн тонн ЖРС в Австралии и 143 млн тонн в Бразилии – в целом импорт из этих двух стран достиг 405 млн тонн ЖРС (около 65 % всего китайского импорта). В этом свете становится ясным, что значат для «большой тройки» невостребованные в 2014 году Китаем 300 млн тонн импортной руды. Возникающий излишек вполне способен привести к тому, что вопрос мирового дефицита железной руды снимется с повестки дня, т.е. «большая тройка» лишится своего «железобетонного» аргумента, обусловившего невероятный взлет цен на ЖРС и отмену традиционной годичной системы контрактов.
Все вышесказанное дает возможность прогнозировать с большой долей вероятности, что ведущая роль на рынке ЖРС в недалеком будущем (буквально в ближайшие пару-тройку лет) может снова перейти от продавца к покупателю, что подтолкнет маятник мировых цен на руду в сторону их снижения. А теперь – давайте разберемся немного подробнее, насколько можно опереться на данные китайской горно-металлургической ассоциации, из которых мы исходим в своих прогнозах.
Как мы уже говорили, степень мирового дефицита железной руды напрямую зависит от сокращения или увеличения импорта ЖРС Китайской народной республикой. Что же тут сейчас происходит? Явное изменение пока что не тренда (он остается повышательным), но уже динамики его развития. Если, к примеру, в Поднебесной годом ранее отмечалось увеличение объемов закупок импортной железной руды (по отношению к АППГ) в размере +41,6 %, то в 2010 году этот показатель съежился до символических +1,5 %. В 2009 году КНР приобрела 627,78 млн тонн железной руды, официальная прогнозная цифра по 2010 году колеблется от 637,5 до 660 млн тонн (если отнестись всерьез к последней цифре, то изменения составят не 1,5 %, а 5 %, но данные за первые семь месяцев, обнародованные Главным таможенным управлением Китая, свидетельствуют о фактическом изменении к АППГ именно в 1,5 %). Это позволяет говорить как о стабилизации объемов закупок импортной руды, так и об эффективности жестких мер, предпринятых китайским правительством в 2010 году для ограничения импорта дорогостоящего ЖРС. Столь убедительные результаты, достигнутые на данной ниве, придают высокую степень правдоподобности высказываниям китайских властей о том, что тенденция к снижению импорта руды в последующие годы получит дальнейшее развитие. К данному заявлению стоит отнестись всерьез. В подтверждение позволим себе напомнить об одномоментном прекращении экспорта китайских полуфабрикатов в начале 2008 года, для многих явившемся полной неожиданностью. Этому событию также предшествовало соответствующее заявление китайских властей – в данном случае о том, что (цитата) «Китай ни в коем случае не должен стать поставщиком железа и стали для мира».
Согласно докладу, опубликованному в августе китайским сталелитейным гигантом «Baosteel Corporation», ожидается, что для внутреннего рынка КНР во втором полугодии-2010 будет характерным снижение спроса на сталь, сопряженное с уменьшением цен на прокат (основными причинами называются макроэкономическая политика правительства и повышение курса юаня по отношению к доллару). Это свидетельствует о том, что давление, оказываемое на китайскую металлургию высокими ценами импортного ЖРС, усиливается, что стимулирует металлургов Поднебесной максимально использовать сырье местной добычи. С другой стороны, прогнозируемое снижение внутреннего спроса на прокат снова поднимает вопрос о вероятности «слива» сталеварами КНР части невостребованного на рынке металла на мировые (преимущественно азиатские) рынки. Естественно, по конкурентоспособным (т.е. – крайне невысоким) ценам. Чем это грозит сталеварам других стран – объяснять не нужно.
Комментарии
Скачать игру по душе через
Есть существа, которые
Унаследовать свободную беседу
Отправить комментарий