В наше время слова «коммерческая тайна» стали расхожими. Часто на вопрос «Чем занимаешься сейчас?» можно услышать многозначительный ответ: «Коммерческая тайна!». Этими же словами часто отговариваются некоторые руководители предприятий при попытке журналистов взять у них интервью. Что же на самом деле стоит за словами «коммерческая тайна»? Когда появилось у нас это понятие? Что говорит об этом закон?
На самом деле понятие «коммерческой тайны» существует очень давно. Впервые в царской России были приняты правовые нормы, направленные на ее защиту еще в период царствования Александра II. Тогда это назвалось «промысловой тайной». Юристы того времени считали, что сохранение коммерческой тайны является действенным средством защиты предпринимателей от недобросовестной конкуренции. Советская власть в 1917 г. издает Декрет «О рабочем контроле», и понятие коммерческой тайны как таковой перестает существовать до распада Советского Союза.
В 90-х годах практически во всех бывших республиках СССР начинает возрождаться частная собственность, а следовательно, вопрос о коммерческой тайне и порядке ее защиты опять становится актуальным.
Коммерческие и производственные секреты предприятия позволяют ему получить конкурентные преимущества (использование передовых технологий, улучшение качества продукции, снижение себестоимости и цены на товар, создание новых видов товаров и услуг). А это, в свою очередь, вынуждает конкурентов совершенствовать собственное производство. Ведь возможность утраты таких секретов может не только негативно повлиять на позиции предприятий на рынке, но даже привести их к разорению.
Период становления рыночной экономики в нашей стране еще не завершен окончательно, одновременно с развитием капиталистических производственных отношений происходит и перестройка общественного сознания, что часто ведет к проявлению конкуренции в агрессивной и неправомерной форме. Но нельзя утверждать, что нецивилизованная конкуренция – бич только развивающейся рыночной экономики. Аналогичные проблемы актуальны и для стран с развитым экономическим хозяйством. Так, согласно данным Комиссии Конгресса США по международной торговле, американские компании ежегодно теряют более $70 млрд из-за недобросовестной конкуренции.
На украинском рынке значение информации и информированности отдельного предприятия растет с каждым месяцем. Если коммерческая тайна фирмы не будет определена и защищена законом, добросовестная конкуренция не сможет существовать в полной мере. Это касается не только юридических лиц, но и отдельных специалистов, поскольку охрана «ноу-хау» – необходимый элемент правовой защиты накопленных ими знаний, опыта и интеллектуальной собственности в целом.
23.12.2010