Пути повышения потребления металла в Украине
Металлургия в Украине традиционно является экспортно-ориентированной отраслью. С одной стороны это хорошо (растут валютные поступления в страну, загружен транспорт при доставке готовой продукции к рынкам сбыта), с другой – неразвитость внутреннего рынка металлопотребления не добавляет устойчивости отечественным производителям и ставит их в полную зависимость от мировой конъюнктуры рынка металла.
В Украине соотношение «экспорт – внутренний рынок металла» составляет 80% на 20%. В соседней России эти показатели соотносятся уже как 50% на 50%, а вообще, в большинстве стран, доля внутреннего рынка явно преобладает над экспортом.
Сравнивая масштабы нашего государства и объемы производства в нем металлопродукции, понимаешь, что внутренний рынок приоритетным для украинских металлургов никогда не станет (страна просто не сможет освоить столько металла), но развить его и сделать более емким – задача вполне посильная в обозримом будущем. Наше мнение основывается на том, что в Украине:
- один из самых низких в мире уровней потребления металла на душу населения;
- низкий уровень развитости транспортной инфраструктуры (дорог, портов, вокзалов, мостов и т. д.);
- высокий уровень морального и физического (более 60%) износа основных производственных фондов;
- приближающаяся финальная часть Евро-2012 требует самой быстрой реализации немаленьких инфраструктурных проектов.
Все эти факторы создают огромный потенциал роста потребления металла. Но пока в стране не запущены на государственном уровне крупные инфраструктурные проекты (а строительная отрасль – стагнирует), проблему не сдвинуть с мертвой точки. Последнее время активно высказываются мнения о необходимости реализации программ по строительству жилья эконом-класса, что должно поспособствовать решению назревшей проблемы доступности жилья для широких слоев населения и создать дополнительные рабочие места в отрасли. В прошлом году в Верховной раде по этому поводу даже созрел проект закона (как всегда, с явно популистским уклоном), а президент Украинской строительной ассоциации Лев Парцхаладзе отчитался о намерении создать комплексную программу по строительству эконом-жилья (стоимостью $300-400 за кв. метр) к февралю 2010 года. Но реальных действий в направлении удешевления жилья пока что не наблюдается. Подумайте сами: какое тут может быть удешевление, если стоимость стройматериалов практически не снижается, а металлопродукция и вовсе повышается в цене. Применение же более дешевых материалов не просто сократит срок полезной эксплуатации жилья, а поставит под вопрос саму безопасность его эксплуатации. Таким образом, хотя идея строительства доступного жилья остается весьма благородной и социально значимой, повлиять на текущее потребление металла она, к сожалению, не может.
Но вернемся, собственно, к металлургии и проблемам, тормозящим ее развитие в последние годы. Одной из них является дефицит грузового подвижного состава ГП «Укрзализныця». При общем парке грузовых вагонов в количестве около 190 тыс., их дефицит в настоящий момент составляет более 20 тыс. Средний срок службы таких вагонов составляет 30 лет, а уровень износа – около 70%. Несложные арифметические расчеты говорят, что для поддержания существующего транспортного парка на таком уровне необходимо ежегодно обновлять около 15 тыс. вагонов. Если же добавить еще и 20 тыс. дефицита, то и вовсе выходим на уровень ежегодного обновления в 20 тыс. вагонов на протяжении ближайших четырех лет. Учитывая, что средняя масса одного грузового вагона составляет порядка 40 тонн, получаем потенциал роста металлопотребления в 800 тыс. тонн (на ближайшие 4 года) и 600 тыс. тонн – в дальнейшей перспективе. И это – только за счет поддержания парка грузовых вагонов на уровне 190 тыс., без увеличения его количества при возможном росте объемов производства.
Характерно, что первые шаги в плане сокращения дефицита грузовых вагонов делают сами металлопроизводители – путем создания собственных парков подвижного состава. По данным «Металлургпрома», в 2001-2007 годах метпредприятия приобрели около 5,5 тыс. вагонов, инвестировав в это порядка $280 млн. Среди крупнейших собственников подвижного состава – компании «Метинвест», «Интерпайп», ММК им. Ильича и «Арселор Миттал Кривой Рог». Тот же «Арселор Миттал Кривой Рог» высказывал намерение увеличить к 2010 году собственный парк полувагонов до 1,5 тысяч. В «Запорожстали» сообщают, что уже инвестировали 160 млн грн в покупку полувагонов (около 550 единиц), а ММК им. Ильича еще в 2004 году купил 350 вагонов для перевозки листового проката в рулонах и намерен расширять «личный» парк дальше. «Приобретение вагонов в собственность – очень капиталоемкая задача даже для металлургов. Но ожидаемые доходы от экспортных продаж, а также обязательства по поставкам продукции в срок заставляют меткомпании делать инвестиции в вагоны, которые являются для них непрофильным активом», – отмечает начальник аналитического отдела ИФГ «Сократ» Константин Степанов.
Еще одна проблема, стоящая перед украинскими металлургами и требующая их непосредственного участия – загруженность морских портов. Инвестируя в перевалку в портах, компании рассчитывают решить проблему дефицита коксующихся углей. Сейчас поставки угля из Австралии и Северной Америки судами грузоподъемностью менее 100 тыс. тонн нерентабельны, а украинские порты способны принимать суда грузоподъемностью до 30 тыс. тонн. Поэтому компания «Метинвест» реализует проект строительства комплекса в Севастополе, который позволит принимать суда вместимостью до 140 тыс. тонн. Аналогично, компания «Причалы Коминтерна» собирается построить терминал по перегрузке ЖРС и угля мощностью 10 млн тонн в порту «Южный», где одновременно смогут обрабатываться два судна грузоподъемностью по 100 тыс. тонн каждое. Кроме того, группа компаний «Смарт-холдинг» планирует построить в порту «Очаков» комплекс по перевалке 15 млн тонн ЖРС и 5 млн тонн коксующегося угля в год. Все эти проекты по строительству портов, безусловно, поднимут металлопотребление на внутреннем рынке.
Очень важно от точечных проектов по отдельным отраслям (в нашем случае – это горно-металлургический комплекс) перейти к массовому возобновлению судостроения и развития портового хозяйства. Ведь с аналогичными проблемами в области отгрузки сталкиваются аграрии, перерабатывающие предприятия нефтегазовой отрасли, машиностроение. Вот тогда и потребление металла внутри страны выйдет на новый количественный уровень.
Говоря о металлопотреблении внутри страны, остановимся на знаковом для всей страны проекте, реализуемом в рамках подготовки к Евро-2012. В марте этого года компания «Мостобуд» и «The Sun Land Group» подписали протокол о намерениях по финансированию строительства мостов в Украине. Проект стоимостью $7 млрд предусматривает достройку и строительство шести объектов, среди которых Подольский мостовой переход в Киеве, Запорожский, Николаевский и Керченский мосты, а также Кременчугский мост, который только проектируется.
Судя по всему, это первая реальная договоренность о развитии инфраструктуры в рамках подготовки к чемпионату Евро-2012. Многие эксперты считают, что поскольку «Sun Land Group» имеет поддержку со стороны американского «EX-IM Bank», она сможет привлечь группу компаний, готовых профинансировать строительство мостов. Но только этим участие «Sun Land» в развитии инфраструктурных объектов в Украине, скорее всего, не ограничится. Следующим логичным шагом видится подписание аналогичного соглашения о строительстве дорог (что было бы очень своевременным). Программой подготовки к Евро-2012 предусмотрено на протяжении 2010-2012 гг. продолжение работ на таких больших инфраструктурных объектах, как автодорога М-07 Киев-Ковель-Ягодин, М-02 Копти-Глухов-Бачивск, Р-51 Харьков-Перещепино-Новомосковск, М-05 Киев-Одесса, М-06 Киев-Чоп. Кроме этого, планируется продолжить строительство новых автодорог и улучшение транспортно-эксплуатационного состояния существующих, по которым будет осуществляться перемещение гостей и участников чемпионата.
Все эти проекты в конечном итоге призваны обеспечить в ближайшие годы рост металлопотребления внутри страны и, судя по их масштабности, вполне способны обеспечить дополнительное потребление на уровне 4 млн тонн ежегодно. Но все-таки, более важным и злободневным для долгосрочной перспективы является вопрос проведения комплексных стимулирующих мер и благоприятной ценовой политики для внутреннего рынка. Ведь очевидно, что ниши присутствия наших металлургов на рынках других стран будут постепенно сужаться (за счет повышения доли внутренних производителей этих стран), и вот здесь-то наших металлопроизводителей способен выручить внутренний рынок. Хотя эта перспектива и является отдаленной, откладывать решение данной проблемы, как нам кажется, не стоит.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
This piece of writing will
Simply want to say your
There are lots of excellent
That said, Ignition is a soft
Magnificent goods from you,
Hi, I think your blog might
This article is genuinely a
Having read this I thought it
Pretty great post. I just
Very shortly this site will
I was recommended this blog
I will right away take hold
We are a group of volunteers
Everyone loves it when people
Howdy! I could have sworn
Hello, i read your blog from
Asking questions are really
Hello mates, how is all, and
Simply wish to say your
It's the best time to make
I will immediately snatch
Howdy, i read your blog from
Отправить комментарий