Обзор рынка нержавеющей стали
Положительный тренд никеля, главного легирующего компонента для производства нержавеющей стали, привел к росту расценок на нержавейку в сентябре. А его возобновление в начале ноября (после решения ФРС США продолжить политику эмитирования доллара), по мнению издательства «Металлика», может еще более повысить цены на нержавеющий прокат. Впрочем, это касается рынка Юго-Восточной Азии.
Близкий же к нам рынок ЕС, скорее всего, ждет некоторая коррекция ценовых уровней за счет импорта куда более дешевой, нежели местная, азиатской нержавейки.
Как следует из рис. 1, расценки мировых рынков на нержавеющую сталь достаточно динамично росли весь сентябрь, стабилизировавшись и даже обозначив отрицательный тренд к середине осени.
Европейским металлургам, в целом, удалось сохранить существенный отрыв от котировок азиатских производителей, сформированный весной этого года. Он объясняется ориентацией оживившегося местного машиностроения (Германия) на продукцию своих же европейских фирм (преимуществами которых является стабильно высокое качество и минимальные сроки поставок). Поэтому на протяжении последних шести месяцев котировки нержавейки в ЕС и Юго-Восточной Азии, хотя и двигались практически синхронно, но, тем не менее, различались по абсолютной величине (в среднем – на 500 $/т в пользу европейского рынка). Впрочем, последние данные говорят о том, что металлургам из ЕС приходится идти на уступки. Во-первых, стабильно высокий уровень расценок на европейском рынке все же стимулировал потребителей искать альтернативы местным производителям. На рынке черного металла подобную альтернативу, весьма раздражающую европейских металлургов, представляет Украина. А для диверсификации поставщиков нержавейки пригодились крупные концерны Юго-Восточной Азии. Качество продукции тех же корейских производителей не сильно уступает европейскому, перевозка при нынешних ценовых диспропорциях между регионами окупается с головой. Ну, а поскольку производители в ЕС показали, что крайне неохотно идут на снижение расценок, создается ситуация, когда можно заключать долгосрочные контракты, не боясь проиграть, – все равно в Европе и через полгода будет дороже, чем в ЮВА. Такая, по крайней мере, логика потребителей. Тем более, что в восточноазиатском регионе, вследствие торможения экономического роста, наблюдается сейчас наличие свободных мощностей по производству нержавеющего проката.
Рис. 1. Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС по данным издательства «Металлика»
Рис. 2. Динамика цен на никель (LME) по данным издательства «Металлика»
Рис. 3. Расценки на плоский прокат в Юго-Восточной Азии (CFR) по данным издательства «Металлика»
Все эти факторы вынудили металлургов ЕС пойти на уступки и снизить расценки как на черный, так и на нержавеющий прокат. Сопровождая данный процесс раздраженными комментариями, что, мол, пострадали мы наивные за свою доброту, лезут тут к нам на рынок всякие, а мы и не делаем ничего, чтобы себя защитить. То есть подразумевается, что производители, очевидно, будут лоббировать какие-то ограничительные меры против украинского (черного) и азиатского (нержавеющего) проката. Когда подобные меры будут введены, и какой именно дадут эффект, пока непонятно. Но ясно, что в ближайшее время разрыв между ценами в ЮВА и ЕС будет, скорее всего, сокращаться, за счет плавного отступления последних с занятых ранее позиций.
В целом же, расценки на нержавеющий прокат, зависят, прежде всего, от колебаний биржевых котировок никеля – главного легирующего элемента для производства нержавейки (рис. 2). Прирост никелевых котировок на 1000 $/т увеличивает себестоимость тонны нержавеющего проката марки 304 2В, содержащего 10 процентов этого металла, на 100 $/т. Это практически всегда находит адекватное отражение в увеличении цен реализации с лагом в две-три недели. Положительный тренд на рынке нержавейки в конце августа – сентябре (как и более ранние ценовые колебания), основан именно на изменении себестоимости за счет колебаний котировок никеля. К середине осени расценки на никель в целом стабилизировались, а цены на нержавейку успели в полной мере отыграть рост котировок легирующего металла в августе-сентябре. Теперь, при относительно неизменной себестоимости, цены на нержавейку незначительно колеблются вокруг положения равновесия вследствие воздействия разных факторов. В последнее время эти факторы скорее отрицательные – ослабевший спрос не способствует дальнейшему повышению цен, а на рынке черного плоского проката вообще наблюдается депрессия (рис. 3). Влияние расценок черного металла на себестоимость нержавеющего проката невелика, но они показывают общее состояние рынка и реальный спрос на продукцию металлургов. Как мы видим, сейчас он «не блещет» – основные потребители взяли паузу для оценки ситуации. Особенно больно, как уже отмечалось выше, нынешнее положение на рынке ударило по производителям из ЕС.
Впрочем, основным драйвером рынка нержавейки все равно остается никель, и как его котировки поведут себя в ближайшее время, предсказать нелегко. Никель входит в перечень металлов, торгующихся на бирже, являясь одновременно и сырьем для металлургии, и финансовым инструментом. Соответственно, все колебания на мировых финансовых рынках напрямую отражаются на котировках этого металла и, следовательно, на ценах нержавейки. Так, рост котировок цветмета (а также нефти и других финансовых инструментов) в сентябре был связан с ожиданием ухудшения экономической ситуации. Такая причудливая логика объясняется на самом деле просто – если все будет плохо, США напечатают еще больше долларов, которые в первую очередь поспособствуют росту основных финансовых инструментов, так что готовимся заранее. Потом начали поступать данные, что все, возможно, не так уж и плохо. Тут участники рынка приуныли – значит, ФРС США может обойтись и без очередных финансовых инъекций в мировую финансовую систему. Но в начале ноября немногочисленные оставшиеся «оптимисты», надеявшиеся на то, что дела в экономике пойдут плохо, оказались сполна вознаграждены. ФРС США объявило о новом витке эмиссии долларов, планируя выпускать в обращение по 75 млрд в месяц на протяжении следующего полугодия. То есть экономика пока не совсем «накрылась» (а значит – фундаментальные факторы спроса со стороны реальных предприятий сохраняются), но американские финансовые власти решили не рисковать, и продолжать «сбрасывать доллары с вертолета». Цены на цветмет опять поползли вверх, а расценки на один из главных металлов – медь – достигли предкризисных значений.
Сколь долго продлится подобный оптимизм на традиционно цикличном финансовом рынке, неизвестно. Но, похоже, в ближайший месяц оснований для существенного падения котировок никеля не наблюдается. А значит и цены на нержавейку (в ЮВА), обещают быть как минимум стабильными, а при устойчивом положительном тренде на никель способны даже возобновить рост.
Максим Рассоха
Комментарии
Отправить комментарий