Обзор рынка листового проката — 26.05.2020
Хотя о завершении глобальной пандемии коронавируса говорить еще рано, ситуация с этим заболеванием, похоже, начинает утрачивать свою остроту. Если в период массового распространения вируса, вырвавшегося за пределы Китая, на рынках властвовали преимущественно панические настроения, то теперь производители занимаются относительно хладнокровным подсчетом убытков.
По предварительным итогам наиболее сильно пострадала от экономических неурядиц, спровоцированных вспышкой коронавируса, европейская сталелитейная отрасль, во многом определяющая положение дел на мировом рынке стали. Согласно предварительным прогнозам МВФ, по результатам 2020 г. ВВП в странах ЕС может рухнуть на 7,5 %, а это подразумевает, что стальной отрасли еврозоны предстоит пережить весьма тяжелые времена. Один из основных потребителей плоского проката ЕС — автомобильная промышленность — фактически находится в нокдауне и вряд ли выйдет из него в ближайшее время. По предварительным подсчетам I квартал для европейских сталеваров ознаменовался 10 % падением производства (относительно YoY), что уже достаточно нехорошо, но итоги II квартала вполне могут продемонстрировать еще более шокирующее 30 % снижение (относительно YoY).
Рис. 1. Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)
Рис. 2. Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине
Несмотря на то, что в период карантина страны Европейского Содружества сократили производство стального проката почти на 19 млн тонн (что очень немало для любой страны, за исключением разве что Китая), европейские металлурги все так же испытывают сложности со сбытом. Другими словами, даже серьезно урезанное по объемам предложение металла является избыточным для европейского рынка, чей спрос на сталь обрушился до невиданных ранее минимумов. В подобных условиях возобновление работы остановленных в начале эпидемии короновируса мощностей выглядит весьма сомнительным шагом, тем не менее, на него придется пойти.
Давление, оказываемое профсоюзами, не позволяет местным производителям проводить существенное сокращение штата остановленных предприятий, не согласовав в каждом случае процедуру выплат и компенсаций (в том случае, если профсоюз признает необходимость увольнения), а это не очень быстрый процесс. В результате в открытых европейских источниках муссируется не так тема возможного сокращения производственных стальных мощностей ЕС, как необходимость крайне осторожного подхода к делу запуска остановленных на время карантина производств, чтобы не обрушить цены в условиях крайне низкого спроса. Образно говоря, наличие запущенной болезни у пациента признается, но лечить ее хотят не путем неотложного хирургического вмешательства (что, похоже, в конце концов все-таки придется сделать), а с помощью использования щадящего режима и гомеопатии, надеясь на то, что все как-нибудь само устроится.
Даже в относительно благополучные предпандемийные годы стальная отрасль ЕС приносила своим владельцам немалую головную боль. Оставаться рентабельным под прессингом все увеличивающихся «зеленых» штрафов и предписаний было все труднее, тем более что на фоне дешевых импортных предложений поддерживать отпускные расценки на высоком уровне получалось лишь путем введения ограничительных квот и тарифов. Красноречивым примером того, насколько малопривлекательным с экономической точки зрения сейчас стало в ЕС производство стального проката, является поведение мэтра и гордости местной сталелитейной промышленности компании Thyssenkrupp, находящейся на втором месте по объемам продаж стального проката в ЕС. На вопрос корреспондента Reuters, может ли Thyssenkrupp продать мажоритарный пакет акций своего металлургического бизнеса, генеральный директор компании, Мартина Мерц, ответила словами: «Больше ничто не находится под запретом». Г-жа Мерц, впрочем, уточнила, что любые подобные операции будет трудно осуществить в нынешних условиях, так как рынки слияний и поглощений практически мертвы. По данным Reuters, компания Thyssenkrupp в данный момент рассматривает все пути развития своего стального подразделения, идет ли речь о слиянии, поглощении, покупке партнера или возможном независимом развитии. То, что стальное подразделение более не считается неотъемлемой частью концерна Thyssenkrupp, начинавшего когда-то свой путь как сугубо сталелитейная компания, является достаточно показательным моментом. По информации Reuters, в круг потенциальных партнеров по возможной сделке входят крупные индийские и китайские компании.
По самым оптимистичным прогнозам на восстановление европейского спроса на плоский прокат до предкарантинного уровня в текущем году можно не надеяться. О бедственном состоянии местной стальной промышленности свидетельствует и то, что Eurofer отказывается делать какие-либо прогнозы по возрождению спроса в странах еврозоны как на 2020 г., так и на 2021 г. В то же время Eurofer обратился к Европейской комиссии с настоятельной просьбой дополнительно сократить объемы квот на поставку в ЕС импортной стали и запретить перенос неиспользованных квот на следующий отчетный период.
В ближайшей перспективе все вышеперечисленное сулит странам черноморского бассейна (в том числе и Украине) не только крайне невысокие цены на плоский прокат, но и увеличивает вероятность дальнейшей их коррекции. В полной мере это касается и расценок внутреннего украинского рынка.
Издательство "Металлика"