Возмещать или замещать? Пути выхода из НДС-ной зависимости
С приходом новой властной элиты стало понятно, что основное внимание как в текущем, так и в долгосрочном периодах будет уделяться развитию промышленности и экспортно-ориентированных отраслей экономики. И в этом есть разумный смысл. Не секрет, что на сегодняшний день ключевую роль в формировании бюджетных поступлений, обеспечении валютных доходов, занятости играют предприятия горно-металлургического комплекса, машиностроения и энергетики. Да, имеется большой потенциал в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, но его сложно реализовать в короткие сроки и отдача от него (при разумном инвестировании и государственном регулировании) возможна лишь в отдаленной перспективе. Пока же стоит сохранять благоприятный климат в металлургии, и хорошо, что новая власть это понимает.
С первых же дней прихода правительства Н. Азарова мы слышим заявления о необходимости наведения порядка с возмещением НДС. Для металлургов и зернотрейдеров эта проблема особенно остра: ведь это главные «созидатели» украинского экспорта. При экспорте отечественные метпредприятия имеют право на возмещение НДС (да что там право, законное основание!), но вот доказать свои права в нашей стране – это большая проблема. Ведь в нынешнее кризисное время, когда бюджет весь в «дырах», государство больше озабочено взыманием налогов (зачастую даже авансом за несколько периодов), нежели соблюдением справедливых правил игры по законным фискальным процедурам. Вот и получается ситуация, что на конец апреля долги государства по возмещению НДС превысили 30 млрд грн, из которых около 5 млрд грн – металлургам. Если судить по ряду прошлых лет, то металлургов не очень «балуют» возмещением НДС.
Однако первые проблески решения этой проблемы на общегосударственном уровне уже видны и в Законе «О государственном бюджете на 2010 год» предусмотрены ассигнования в сумме 25 млрд грн на возмещение НДС. Но если учесть, что сегодня сальдо переплаты экспортерами превышает 30 млрд и до конца года оно увеличится, а запланировано покрыть только 25 млрд, то становится очевидным, что проблему возмещения НДС в этом году полностью не решить. Становится ясно, что кому-то из плательщиков повезет больше, кому-то меньше (либо всем повезет понемногу). В металлургии вполне возможен сценарий неравномерного возмещения налога, это доказывает опыт прошлых лет. Так, например, к середине 2008 г. у государства не было просроченной задолженности перед Арселор Миттал Кривой Рог, ММК им. Ильича и предприятиями группы ИСД. Вместе с этим, по предприятиям «Метинвеста» просроченные долги имели место: Енакиевский МЗ – 47,3 млн грн, «Азовсталь» – 55,7 млн грн. Также 52,1 млн грн государство задолжало ДМЗ им. Петровского и примерно по 33 млн грн – «Донецкстали» и «Днепроспецстали». Учитывая расклад политических сил, существовавший на тот момент, можно говорить, что процесс возмещения НДС в нашей стране имеет явный «политический окрас».
Табл. 1. Задолженность по возмещению НДС перед металлургами (млрд грн)*
1.01.2008 | 1.04.2008 | 1.07.2008 | 1.01.2009 | 1.04.2009 | 1.06.2009 | 1.01.2010 | 1.04.2010 |
2,28 | 2,5 | 2,362 | 2,5 | 3,1 | 2,8 | 4,2 | 4,45 |
*по данным из открытых источников
Вот и сейчас, около 70% задолженности по возмещению НДС приходится на два предприятия – «Арселор Миттал Кривой Рог» и ММК им. Ильича. Причем первый из них не получал возмещения с октября 2009 года. По словам В. С. Бойко в марте текущего года достигнута договоренность о поэтапном возмещении НДС (на первом этапе порядка 150 млн). В противном же случае В. С. Бойко намерен блокировать работу Кабинета Министров и Верховной Рады.
Хотя с принятием Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год» вопрос о возмещении бюджетной задолженности, по сути, решен, но механизм такого возмещения НДС пока не ясен. Окончательно определен только общий срок обращения НДС-облигаций – 5 лет. По самому механизму возмещения задолженности, статья 25 Закона лишь указывает, что «порядок выпуска, обращения, погашения облигаций внутреннего государственного займа, а также начисление процентов на них осуществляется Кабинетом Министров Украины». Здесь как раз и потребуется весь профессионализм нынешней команды Кабинета Министров.
От себя можем добавить, что возможны несколько вариантов эффективного решения вопроса. Первый из них, конечно же, – доходность таких облигаций. Само собой разумеется, доходность государственных облигаций должна находиться в пределах среднерыночной доходности на рынке капитала. В таком случае, владельцы облигаций (первичные или вторичные) могут получать доход, а не просто замораживать капитал. К тому же, приемлемая доходность облигаций, с одной стороны, повышает ее ликвидность, а с другой – позволяет достаточно быстро получать денежные ресурсы при продаже облигаций на вторичном рынке. Но основная проблема состоит в том, что НДС-облигации распространяются в принудительном порядке. Нет, мы, конечно, не говорим, что кому-то будут навязывать эти бумаги. Даже Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2010 год» предусмотрен добровольный порядок «перевода» задолженности в облигации. Просто экспортеры лишены выбора: те из них, кто откажется от облигаций, могут ждать реальных денег десятилетиями. То есть, сам вопрос принятия бумаг предприятиями-экспортерами тут даже не ставится под сомнение – другого выхода нет.
Крупные экспортеры, рассчитывающие на возмещение НДС, скептически настроены в отношении облигаций внутреннего государственного займа, но все же признают, что это лучший выход, чем бесконечное накопление долгов с неясной перспективой. Вопрос свободной продажи НДС-облигаций на открытом рынке также требует отдельного внимания. Ведь в случае запрета на прямую продажу владельцам облигаций останется надеяться лишь на порядочность государства, которое при наращивании бюджетного дефицита может и дальше реструктуризировать собственные долги. В свою очередь, если будет предусмотрена приемлемая доходность и возможность свободной продажи НДС-облигаций, их можно будет успешно продать финансовому учреждению и получить живые деньги «уже сегодня».
По итогам апреля текущего года ликвидность банковского сектора остается высокой (а в некоторых банках даже избыточной). При недостаточном количестве надежных заемщиков лучшей альтернативой все-таки остается государство и это, кстати, достаточно действенный способ вливания финансовых ресурсов в реальный сектор экономики. Ведь накопленные ресурсы направляются на поддержку экспортно-ориентированных отраслей, развивая тем самым их инвестиционные проекты и генерируя новые доходы.
Полезным (с позиции ликвидности) будет выпуск НДС-облигаций с амортизацией, которые предусматривают частичное погашение задолженности в течение всего срока обращения. Здесь есть плюсы и для бюджета, нагрузку которого (в виде частичного погашения «тела» облигации и процентных выплат) можно равномерно распределить в течение всего срока обращения облигаций. Например, при пятилетнем обращении можно установить уровень амортизации по бумагам в 20%. Учитывая колоссальную нагрузку на бюджет 2010 года, выплату амортизационных выплат можно сместить на последующие периоды. В общем, возможных вариантов решения проблемы возмещения НДС для предприятий металлургического сектора, предостаточно. Нашлись бы здравомыслие и добрая воля на их воплощение, а там можно будет рассчитывать и на еще больший (по сравнению с кризисными годами) рост основных показателей в горно-металлургическом комплексе Украины.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
I constantly emailed this
I have been exploring for a
I was suggested this web site
Its like you learn my mind!
Отправить комментарий