Внутренний рынок металла Украины – перемены необходимы

Львиная доля произведенного в Украине проката идет на экспорт. Несмотря на то, что в физическом выражении этот показатель в разные годы может колебаться, в процентном отношении он остается относительно стабильным – за рубеж отправляется порядка 80 % продукции отечественных меткомбинатов. Судя по мировой практике, это не просто много, а нереально много. Даже в нашей «северной соседке» России пропорция «экспорт-внутреннее потребление» держится на уровне 50/50 – перекос в сторону экспорта делает любую страну чрезмерно зависимой от капризов и настроения внешних рынков. Последнее, кстати, недавно еще раз доказал мировой финансовый кризис: в условиях, когда 4/5 произведенной продукции отправляется за рубеж, выживание предприятий практически полностью зависит от внешнего спроса. Если его нет – 20 % внутреннего рынка ситуацию не спасают, так как не способны всерьез поддержать производство.

В последнее время все чаще и от самых разных специалистов можно услышать мнение, что ситуацию, при которой большая часть нашего металла продается за рубежом, необходимо кардинально менять уже в самое ближайшее время. Заметно, что решение этого вопроса, как говорится, назрело. Чтобы получить максимально достоверные данные о реальном состоянии и перспективах внутреннего рынка металла Украины, «Издательство «Металлика» обратилось в Главное управление промышленности и развития инфраструктуры Донецкой области. Заместитель начальника этого управления Виктор Владимирович Кисиль любезно согласился ответить на несколько наших вопросов.

Корреспондент: Виктор Владимирович, если уж отечественные металлурги экспортируют 80 % произведенного проката, то почему акцент при этом делается на недорогом металле низкого передела?

Виктор Кисиль: Действительно, ситуация сложилось так, что на мировом рынке металлопродукции Украина стабильно занимает, в основном, нишу полуфабрикатов. Но дело тут не только в том, что продукция более высокого передела требует более высокого качества (как по своему химическому составу, так и по прочностным характеристикам, точности размеров и т.д.). Большая проблема заключается в том, что рынок уже поделен, привлекательные ниши заняты и конкуренция в них высока. Сегодня занять свое «место под солнцем» в этом сегменте неимоверно трудно. Тем не менее, с государственной точки зрения переход к выпуску больших объемов продукции высокого передела – правильное направление. Это понимают как правительство, так и собственники меткомбинатов. Решить же эту проблему наиболее эффективно (с любой точки зрения) можно за счет развития потребления металлопродукции на внутреннем рынке. Это лучший выход для отечественной металлургии.

Кор.: И, судя по всему, начинать разбираться с данной проблемой придется уже в ближайшее время?

В.К.: Насколько актуально на сегодняшний день развитие внутреннего рынка металла, можно понять из следующего примера: по оценкам экспертов, из 600 миллионов тонн металлофонда Украины настоятельной замены сегодня требует около 300 миллионов тонн (сюда входят потребности ЖКХ, строительства, транспорта и т.п.).

Весьма перспективным в этом плане для металлургов выглядит обновление парка грузовых железнодорожных вагонов. Условия по срокам их эксплуатации и техсостоянию довольно жесткие. Но сегодняшние реалии таковы, что вагоны часто не списывают, а продлевают им срок эксплуатации – согласитесь, что с учетом требований безопасности это не лучший выход из положения. Вагонный парк страны изношен очень сильно, назрела необходимость кардинально решать вопрос по его обновлению.

Также примечательно, что отечественная строительная отрасль использует сегодня лишь 3 % металлопродукции, производимой в стране, в то время как в других странах этот показатель достигает 48-50 %. Потенциально это очень емкий рынок. Но для стимуляции строительства необходимо провести серьезную работу на государственном уровне: прежде всего, нужно изменение нормативно-технической документации и подготовка соответствующих кадров (начиная от архитектора и заканчивая, собственно, строителями).

Еще одно направление – замена или реконструкция верхнего строения пути «Укрзалізниці». Только такой подход позволит нам перейти на более высокие скорости, позволяющие транспортировать грузовые и пассажирские поезда со скоростью до 200 км/час. Но для успешного выполнения этой задачи необходимо техническое перевооружение прокатного производства. Если в Украине длина стандартного рельса 24 метра, то во всем мире для строительства железных дорог сегодня используют рельсы длиной 150 и даже 180 метров. Это делает весьма актуальной проблему строительства новых рельсобалочных станов. Без них тут не обойтись. Добавлю, что проект реконструкции верхнего строения пути принесет пользу не только металлургической, а и многим другим отраслям. Ведь для железных дорог нового образца понадобятся новые подвижные составы и многое другое – данную задачу можно решить только комплексно. Но даже если не считать реконструкцию ж/д путей, давно стала необходимой срочная замена мостов и строительство путепроводов.

Кор.: Наверное, в дело увеличения внутреннего рынка проката и Евро-2012 внесет свою лепту? 

В.К.: К Евро-2012 пока остается незакрытым вопрос обновления и строительства аэропортов и дорог. Если строить дороги по современным правилам, то там предполагается использование значительного количества арматуры (металл для разделительной полосы, обочин и т.д.). Взлетно-посадочные полосы аэропортов также являются металлоемким сегментом. Но хотя обновление инфраструктуры к Евро-2012 и актуально, сегодня к этому вопросу стоит подходить глобальнее: Украине, как транзитной державе, для осуществления транспортной связи Европы с Россией, Средней Азией и Кавказом, требуются современные капитальные дороги. А их еще предстоит реконструировать и строить.

Кор.: Чтобы программа по стимуляции внутреннего рынка металла Украины была эффективной, при ее создании необходимо, наверное, учесть достаточно много дополнительных факторов?

В.К.: Развитие многих отраслей тесно взаимосвязано, и это приходится учитывать, когда хочешь получить четко определенный результат. К примеру, если стимулировать строительство – это обусловит увеличение потребления арматуры, сортового,  конструкционного проката и т. п. металлопродукции, которую можно выпускать, по большей части, на уже существующем оборудовании. Требования к длинномерному прокату не столь высокие. А вот если будет принято решение по развитию автомобильного машиностроения – украинскому  производителю однозначно будет смысл взяться за реконструкцию листовых станов, прежде всего – холодной прокатки. В свою очередь, развитие судостроительной отрасли (это строительство военных кораблей, сухогрузов, танкеров и т.д.) неизбежно создаст повышенный спрос на судосталь. Судосталь – это продукция довольно высокой степени переработки, которая должна быть соответствующим образом термообработана, с четким соответствием геометрических размеров, прочностных характеристик и т.д. Это сразу дает стимул для развития и модернизации тех прокатных станов, которые производят подобную продукцию. Сейчас в Донецкой области разработана концепция развития отечественной металлургии, которая предусматривает решение всех этих проблем.

Кор.: Какими современными прокатными станами сегодня уже располагают металлурги Донецкой области? 

В.К.: В Донецкой области из 25 прокатных станов, которые на сегодняшний день работают на металлургических предприятиях, к современному оборудованию можно условно отнести только три. Это стан «3000» на ММК им. Ильича, станы «150» и «390» на Макеевском металлургическом заводе. Причем стан «390», который заменил собой ряд давно устаревших станов, был пущен недавно, буквально в прошлом году. А все остальное (не считая вышеупомянутое) – это прокатные станы, самые новые из которых были построены в 1965 году. А ведь прошло, сами понимаете, уже 45 лет. Все это требует реконструкции, модернизации, и прежде всего – в части оснащения станов современными системами автоматического управления технологическим процессом, использования новейших достижений систем регулирования точности размера и качества продукции.

Главная задача металлургов на сегодня – это своевременное завершение работ по техническому перевооружению с тем, чтобы снизить затраты на производство и уменьшить таким путем себестоимость металлопродукции, т.е. обеспечить конкурентоспособность своего проката. Это то, что нужно обязательно сделать, – и оно делается, но не так быстро, как хотелось бы.

Кор.: Виктор Владимирович, а с Вашей точки зрения – что могло бы ускорить процесс модернизации отечественной металлургии? 

В.К.: Существуют как объективные, так и субъективные факторы, препятствующие развитию внутреннего рынка Украины. Проблема в чем? Сейчас практически все предприятия горно-металлургического комплекса приватизированы, т.е. у них есть собственники, которые в силу своих возможностей каким-то образом и осуществляют техническое перевооружение. Понятно, что им может не хватать средств. Реализация необходимых мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности продукции (а это, прежде всего, программа техперевооружения – непрерывное литье заготовок, вдувание пылеугольного топлива в доменные печи, переход на более прогрессивные способы выплавки стали) требует больших финансовых вложений и значительного периода времени. Это можно понять. Поэтому здесь, по нашему мнению, целесообразно было бы со стороны правительственных органов принять какие-то определенные шаги, которые стимулировали бы или ускорили процесс техперевооружения. Что это может быть? В свое время, когда был принят закон об экономическом эксперименте на предприятиях горно-металлургического комплекса, это позволило отрасли в 90-х годах приобрести «второе дыхание» и она заработала, заняв свое лидирующее место в хозяйственном комплексе всей страны. Сейчас это может быть создание каких-то условий льготного кредитования, освобождение от уплаты пошлин при ввозе оборудования, которое предназначено для модернизации.

Также в связи с этим вопросом отмечу, что у нас в стране еще остался хоть и не такой, как раньше, но все-таки огромный научный потенциал. К сожалению, на сегодняшний день он практически не используется. Наверное, стоит вспомнить хорошо знакомое, но уже подзабытое старое – в свое время, при СССР, на каждом предприятии был «Единый фонд развития науки и техники». Этот фонд формировался из части прибыли, не облагающейся налогом и направляющейся целевым назначением на проведение научно-исследовательских работ. К этому, наверное, стоит вернуться. Если создать подобный фонд, это стимулирует ускорение технического перевооружения металлургических предприятий. Мы считаем, что это сделать необходимо.

Игорь Усатый

Комментарии

Прикольно. На эту же тему

Прикольно. На эту же тему новых публикаций

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
                                                         
ad88888ba ad888888b, 88888888888 88 a8P
d8" "8b d8" "88 88 88 ,88'
Y8a a8P a8P 88 88 ,88"
"Y8aaa8P" aad8" 88aaaaa 88,d88'
,d8"""8b, ""Y8, 88""""" 8888"88,
d8" "8b "8b 88 88P Y8b
Y8a a8P Y8, a88 88 88 "88,
"Y88888P" "Y888888P' 88 88 Y8b

Введите символы, изображенные псевдо-графикой выше