Весна не за горами
Холодный февраль и изменчивый март явно не поспособствовали росту потребления металла в Украине, и производители были на удивление сдержаны в своих ценовых предложениях. На внутреннем рынке даже образовался некоторый отложенный спрос, который предвещает определенную лихорадку уже в начале апреля. Будут ли наши металлурги поддерживать растущий тренд потребления на рынке? Или загонят потребителя в глухой угол новыми ценами на прокат? Об этом мы и поговорим в данной статье.
В Украине сезонный период торговле металлом начинается в конце марта. Каждый год металлотрейдеры с нетерпением ждут сезон, многие строят оптимистические планы, стремятся привлечь денежные ресурсы и подготовить персонал к предстоящей борьбе за свою рыночную нишу. Это повторяется каждый год, из сезона в сезон.
Для мирового рынка стали и проката также свойственна сезонность. Рождественские праздники и Китайский новый год замедляют потребление металла во всем мире. Сезонность в потреблении металла в конечном счете сказывается на объемах его производства. В межсезонье большинство производителей вовсе не стремятся производить много, сосредотачиваясь на профилактических ремонтных и восстановительных работах производственных мощностей. К началу сезона все должно быть готово к тому, чтобы обеспечить потребителю хороший уровень обслуживания, а себе — достойный объем продаж.
На фоне увеличения спроса многие производители стремятся заработать дополнительную прибыль, прибегая к нехитрой практике повышения цен. С начала марта 2012 года котировки на спотовом рынке катанки в странах Юго-Восточной Азии превысили уровень 660 $/т. Цены на арматурный прокат подтянулись до 680–690 $/т, а котировки горячекатаных рулонов увеличились до 700–720 $/т. Аналогичные тенденции сегодня наблюдаются на рынках центральной Азии (Турция, Иран, Сирия) и Южной Африки. Как мы помним, эти рынки по своему значению являются первостепенными для наших металлургов. За последние годы география экспорта отечественных производителей существенно сузилась. На фоне возрастающей конкуренции им приходится прилагать максимум усилий, чтобы сохранить свои позиции хотя бы на основных рынках их присутствия.
Ситуация на мировом рынке стали и проката пока остается неопределенной. С одной стороны, совершенно понятно, что цены на сталь в этом году не смогут существенно вырасти. Давление со стороны производителей сырья (руды, угля и ферросплавов) несколько ослабится, а предложение лома на рынке будет весьма ограничено и не превысит прошлогодние показатели. Основная причина такого положения — отсутствие спроса и существующий дисбаланс на мировом рынке. Производственные мощности по выплавке стали и производству проката в мире на сегодняшний день превышают 1,9 млрд тонн (при потребности, едва дотягивающей до 1,4 млрд тонн). Более 25 % имеющихся мощностей можно закрывать уже сегодня. Это в первую очередь металлургические комбинаты Европы, США и ряда других развитых стран, спрос в которых остается достаточно вялым. Пониженными шансами на выживание обладает также металлургия стран, не имеющих собственных ресурсов. Она в полной мере зависима от импортных поставок.
Что касается Украины, то шансы на выживание в конкурентной гонке у наших производителей достаточно высоки. Потребность в сырье удовлетворяется за счет собственных горнорудных активов, а дешевая рабочая сила и производственные активы, сохранившиеся со времен СССР, позволяют достойно конкурировать на мировой арене. Правда, соперничать мы можем только в сегменте сырья и сырьевых полуфабрикатов, но и это не так уж плохо.
А что же внутренний рынок? Он по-прежнему слаб и мало волнует отечественного производителя, не являясь, к сожалению, для него приоритетным. При объеме отечественного производства в 50 млн тонн стали в год внутренний рынок осваивает не более 8 млн тонн. Львиная доля продукции отправляется на экспорт. К тому же на внутреннем рынке отсутствует конкуренция между производителями. Рынок монополизирован, а это значит, что на нем нет смысла бороться за потребителя, ведь он и так никуда не денется и будет вынужден купить необходимый объем проката по цене, назначенной производителем. Этим принципом и руководствуются отечественные сталевары при определении внутренних цен на свою продукцию.
Уже ставшая традиционной схема поведения стальных производителей и их аффилированных структур на внутреннем рынке Украины четко укладывается в рамки определенной поведенческой модели:
- С началом сезонного периода производители повышают цены в расчете на то, что спрос со стороны конечного потребителя вырастет, в результате чего тот будет готов платить больше. По этой причине ряд трейдеров к началу сезона стремится увеличить складские запасы, чтобы в дальнейшем сыграть на сезонном повышении цен. Но с каждым годом количество трейдеров, желающих вкладываться в складские запасы, существенно уменьшается. В этих условиях сезонный рост цен уже не обеспечивается значительным увеличением спроса как со стороны конечного потребителя, так и со стороны металлотрейдеров.
- Отдавая приоритет экспортным поставкам, производители иногда игнорируют потребности внутреннего рынка. По этой причине в сезонный период нередко возникает дефицит по ряду товарных позиций. Наиболее ощутимым он бывает в сегменте листового проката и некоторых видов арматуры. Это обуславливает более высокую (относительно других видов проката) стоимость дефицитных позиций.
- С началом сезона условия оплаты по контрактам поставщиков резко ухудшаются. Производители стремились и стремятся привлечь клиента на условиях предоплаты, иногда полностью отказываясь от практики товарного кредитования. Такая ситуация болезненно отражается как на металлотрейдерах, так и на конечных потребителях.
- Рост отпускных цен на металлопродукцию нередко сопровождается туманными, но настойчивыми слухами о том, что в ближайшем будущем расценки вырастут еще больше. На протяжении многих лет подобная «игра» производителей приносила хорошие результаты: напуганный слухами потребитель верил, что очередное повышение цен неизбежно, и спешил купить товар, пусть даже по более высокой цене, «пока тот не подрожал еще больше». Но сегодня такая практика начала давать сбои. Потребителю, который с трудом может «наскрести» средства на покупку металла по существующей цене, уже все равно, насколько она поднимется. Более дорогая сталь становится ему «не по карману».
Названные нами факты неконкурентного поведения производителя на внутреннем рынке Украины мы могли наблюдать все последние годы. Зачастую они подкреплялись событиями мирового рынка (спад в строительной отрасли Китая, повышение цен на руду, японская трагедия), но неизменным оставался один момент: когда цены на прокат в мире повышались, производители начинали лихорадочно подстегивать внутренние цены. В то же время, когда на внешних рынках намечались симптомы перегрева и мировые производители начинали снижать отпускные расценки, отечественные сталевары всячески оттягивали момент неизбежного снижения цен, приступая к данному процессу крайне неохотно, когда возникала угроза альтернативных поставок из России и Казахстана.
Излишне подчеркивать, что подобное поведение может быть выгодно лишь производителю, но никак не покупателю. Вот так (путем удерживания рынка «на коротком поводке»), манипулируя ценами и создавая искусственный дефицит, поставщики «снимают сливки» с рынка и зарабатывают максимальную прибыль. При этом, чем выше волатильность мирового рынка, тем большую прибыль получает отечественный производитель стали.
В нынешнем сезоне возможностей для маневра у поставщиков будет значительно меньше. Во-первых, крупные производственные компании и металлотрейдеры, уже хорошо знакомые с методами искусственного раздувания цен, становятся все менее доверчивыми. Очередные слухи о «неизбежном и бесповоротном» повышении цен, которое произойдет «уже буквально завтра», больше не вызывают ажиотажного спроса. Во-вторых, внутреннее потребление металла в стране остается вялым. Это неудивительно:
- Прошлогодние темпы роста строительной отрасли действительно оказались значительно выше, чем в 2010 году. Но настораживают дальнейшие планы строителей: они говорят о том, что не готовы инвестировать в новые объекты. А ведь именно на начальной стадии строительства потребляется наибольшее количество металла. Новых строительных проектов в сфере жилого и коммерческого строительства крайне мало. Слухи о снижении ипотечных ставок пока остаются слухами, а многочисленные государственные программы по поддержке строительства жилья носят декларативный характер и, похоже, появляются на свет лишь по причине приближения парламентских выборов.
- Крупных инфраструктурных проектов в этом году реализовано будет мало. Если в 2009–2011 гг. на рост металлопотребления благоприятно влияла реализация проектов к Евро 2012, то сейчас масштабных проектов стало значительно меньше.
- Есть надежда на рост потребления металла со стороны вагоностроительной, судостроительной и авиационной отраслей. Пока конъюнктура экспортных поставок продукции данных отраслей была благоприятной, и значительная часть экспорта направлялась в Россию. Но риск применения россиянами экономических и политических рычагов для защиты своего рынка и производителя растет. Как мы знаем, Россия при каждом удобном случае старается ограничить экспортные возможности Украины в поставках товаров на свою территорию.
Влияние данных факторов на металлопортебление в 2012 году будет определяющим. Производители, конечно, понимают, что никакого особого роста потребления металла на внутреннем рынке не намечается, их больше волнует главная цель — заработать прибыль. Будут ли они на этом фоне прибегать к давно испытанным методам повышения цен? Конечно. Во всяком случае, их реакция на наметившийся рост цен на мировых рынках это подтверждает. Но стоит ли по этому поводу беспокоиться потребителям? Думаем, что нет.
Волатильность внешних рынков металла в 2012 году будет незначительной и лишь отразит сезонные тренды. На внутреннем рынке эти события будут отражаться с определенным временным лагом. Вполне вероятно, что уже с апреля цены на строительный прокат (арматуру, лист, балку, швеллер, уголок) повысятся на 3–5 %, но выйти на более высокий уровень им вряд ли удастся. В мае–июле рынок будет находиться на достигнутых уровнях с незначительными ценовыми колебаниями.
С приближением осеннего периода на рынок могут оказать влияние сразу несколько факторов. Первый из них — это банковское кредитование. Если банки смогут понизить ставки и увеличить объемы выданных кредитов, то потребление металла во многих отраслях вырастет. Также могут существенно повлиять на рынок «девальвационные ожидания» гривны. Если курс гривны снизится, то и стоимость металла на внутреннем рынке заметно повысится. Потребление металла при этом сократится до минимума.
Однозначный прогноз развития рынка в долгосрочной перспективе в нынешних условиях дать сложно (если вообще возможно). Слишком уж монополизирован и зависим от внешней конъюнктуры наш стальной рынок. Трейдерам мы рекомендуем в очередной раз запастись терпением, сосредоточившись на оптимизации внутренних процессов своих компаний. Это позволить им снизить затраты и стать более восприимчивыми к рыночным изменениям, а значит, укрепить свои позиции на рынке.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Valtrex Online Pharmacy
Valtrex Online Pharmacy
Cialis Mastercard
Дивитися фільми онлайн в HD
Cialis Mastercard
Фільми українською в хорошій
Дивитися популярні фільми
d3d3Lm1ldGFsaWthLnVh
buy tadalafil us
buy tadalafil us
tadalafil pills
tadalafil 40
tadalafil 40
shop levitra
shop levitra
http://buystromectolon.com/ -
Всі фільми новинки 2020 року
Fox news. Sally beauty.
This desogn is incredible!
finpecia
Фільми українською в
levitra 40
Viagra Original Precio
Where To Order Doxycycline
http://buyplaquenilcv.com/ -
http://buyzithromaxinf.com/ -
http://buylasixshop.com/ -
lasix drip
https://buyneurontine.com/ -
https://buyneurontine.com/ -
how does gabapentin work
Новинки фільми, серіали,
Лучшие годы. Смотреть все
Viagra
Нові фільми 2021 року.
Lasix
Propecia
Propecia
Commander Cialis
сериалы онлайн дом дракона
company-blog.ru
viagra pastilla azul
viagra pastilla azul
azithromycin 500 mg tablets
sex online games downloadable
3d furry sex games cherry
3d furry sex games cherry
3d sex games loli free
comdot sex games horny sex
Дивитися популярні фільми
Отправить комментарий