Ценовое ралли на рынке стали и проката возможно?
«А будет ли рост?» — этот вопрос по популярности занимает первые места в эфирах популярных программ, не сходя с уст представителей бизнес-сообщества. Впрочем, у каждой социальной прослойки тут свой интерес: простого труженика, безусловно, интересует рост зарплаты (уж больно он истосковался за последнее время по человеческим условиям жизни), а тот же банкир с дрожью думает о росте проблемной задолженности. В свою очередь, наших читателей интересует, прежде всего, состояние дел на рынке стали и проката.
Чрезмерный динамизм на рынке стали в конце прошлого и начале этого годов не оставил равнодушными ни металлотрейдеров, ни конечных потребителей. Причем если первые наблюдали за ситуацией с «дрожью в коленках» (за время кризиса большинство торговцев успело отвыкнуть от былой динамики роста цен), то вторые заняли место пассивных наблюдателей, думая: «А что же дальше?». Новости о грядущем росте стоимости проката не все трейдеры восприняли однозначно. Не в одной региональной металлоторговой компании директор, услышав новость об очередном повышении цен и крепко обругав монополистов-производителей, отныне уже не торопил отдел снабжения с покупкой металла. Рынок стали отказался откликнуться на повышение цен и потребление застыло на уже привычных (для кризисного времени) объемах с небольшой коррекцией на сезонный спрос.
Поведение цен на сталь и прокат в Украине находятся в полной зависимости от состояния мировой конъюнктуры. Сложившиеся проблемы в экономике Еврозоны (и в особенности с евровалютой) не добавляют оптимизма и сырьевым рынкам. Налицо все признаки избытка производственных мощностей на рынке стали и проката. И, заметьте: это притом, что строительство новых металлургических заводов продолжается. В частности, та же Турция планирует к 2012 году ввести в строй добавочные производственные мощности с годовым объемом выплавки в 9 млн тонн (из них около 6,5 млн тонн придется на листовой прокат). Переместившись из разряда импортеров металлопроката в экспортеры, Турция ставит этим в невыгодное положение наших металлургов — прежде всего ММК им. Ильича и ОАО «Запорожсталь».
В июне давление на цены продолжает оказывать Китай. Его производство по итогам апреля месяца достигло рекорда — 55,4 млн тонн, а экспорт увеличился до 4 млн тонн с 2-2,5 млн тонн в начале года. Вслед за увеличением экспорта, китайские металлурги станут снижать внутренние цены на сталь, что, в свою очередь, может сказаться на ценах мирового рынка стали и проката. По данным открытых источников, в мае Китай уже снизил внутренние цены на горячекатаную сталь на 3,6%.
Введение новых производственных мощностей на мировом рынке стали настораживает ведущих игроков рынка. Свою озабоченность проблемой уже высказал глава крупнейшей в мире сталелитейной компании «Arcelor Mittal» Лакшми Миттал. Рассчитывая в этом году довести загруженность мощностей компании до 80% (в 2009 году — 72%), Миттал все же считает вероятность перепроизводства на рынке довольно высокой. С этой целью «Arcelor Mittal» намерен воплотить в жизнь планы по консервации малоэффективных производств. Этим летом компанией будут закрыты три доменные печи в Европе (одна в июле и две в августе), что говорит о наличии высоких рисков избытка предложения на рынке стали и проката.
Конкурировать на рынке смогут только производители, предлагающие самую низкую цену, и это едва ли не самый сложный вопрос для современной металлургии. Сырье для производства стали только дорожает. Поскольку основные производители ЖРС до 2011-2012 гг. не планируют вводить в строй новые производства в этой отрасли, высокий спрос может подтолкнуть цены на 35-40% еще до конца этого года.
Не менее важной сырьевой составляющей стали являются коксующиеся угли (тут основными генераторами роста цен являются Китай и Индия). В 2010 году Китай планирует импортировать не менее 45-50 млн тонн коксующегося угля. Если сравнить эти цифры с общемировым производством (по различным оценкам емкость рынка коксующегося угля составляет от 200 до 220 млн тонн), то становится понятным, что доля Китая должна достигнуть 25%.
Индия справедливо считается не менее амбициозным производителем. В 2010 году она намерена импортировать около 25 млн тонн коксующихся углей (при объеме собственного рынка стали в 57 млн тонн). Но по прогнозу индийской Ассоциации производителей чугуна и стали, Индия к 2015 году начнет потреблять стали практически в два раза больше (порядка 100 млн тонн), а мировой спрос на импорт местного угля возрастет до 50 млн тонн. Это делает рост мировых цен на коксующийся уголь неизбежным. До конца 2010 года мы прогнозируем 30%-й рост средней цены коксующихся углей. И это — только предвестник грядущей «ценовой бури» на рынке.
Немаловажное влияние на себестоимость выплавки стали имеет стоимость металлолома. В настоящий момент стоимость лома на внутреннем рынке Украины колеблется на уровне 2400-2500 грн за тонну. Но не стоит забывать, что цена лома напрямую зависит от стоимости чугуна и заготовки, которые в свою очередь подвержены влиянию цен на руду и угли. Следовательно, и металлолом, как сырье, в долгосрочной перспективе может вырасти.
Напряженный сырьевой баланс является ключевым фактором роста мировой стоимости металла в долгосрочной перспективе. Но в краткосрочном периоде (конец второго и весь третий квартал этого года) рост цен, как в общемировом масштабе, так и на внутреннем рынке Украины маловероятен. И вот почему: в мае, под влиянием негативных событий в экономике Еврозоны и падения фондового рынка в общемировых масштабах, цены на сталь и прокат просели на 10-15%. В июне ситуация несколько стабилизировалась, но падение (хоть и в пределах 5%) все же ожидается. После этого металлурги отыграют утраченные позиции на мировом рынке и на фоне слабого восстановления мировой экономики возможна новая стабилизация цен.
В Украине события мировых рынков зеркально отражаются с временным лагом в один-два месяца, а потому падения цен стоит ждать уже сейчас. Собственно говоря, этого не скрывают и сами металлоторговцы. Металлотрейдеры, «приближенные» к производителям, констатируют, что последнее (в начале мая) повышение цен, рынок вытянул с трудом, а дальнейший рост цен начнет существенно сдерживать потребление, которое и так находится на низком уровне. Коррекция рынка продлится до июля-августа, а цены снизятся не более чем на 10-15%. Осенью же рынок вполне может отыграть утраченные позиции и вновь вернуться на майский уровень. Осенним прогнозам добавляет оптимизма и постепенное восстановление отечественной экономики. Хотя о былых (докризисных) темпах строительства на несколько лет можно забыть, машиностроение уже выглядит весьма перспективно. Хочется также отметить стабилизацию на рынке капиталов. Снижение учетной ставки НБУ (до 9,5 %), приток депозитной базы в банки и постепенное размораживание программ кредитования — все это будет способствовать восстановлению спроса на металл уже к концу этого года (за счет отложенного спроса). Так что металлоторговому бизнесу самое время перестраиваться изнутри (аккумулировать денежные ресурсы, готовить кадры, оптимизировать управленческие функции) и нацеливаться на возврат к былым позициям по объему продаж.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Отправить комментарий