Судостроительный прорыв
Украина имеет выгодное территориальное расположение: в центре Европы и на пересечении важнейших транспортных магистралей Европы и Востока. Оно удачно дополняется выходом к Черному и Азовскому морям. Столь уникальные «логистические преимущества» создают прекрасные условия за развития судостроения в нашей стране.
Судостроение само по себя является уникальной отраслью. Аккумулируя в своем конечном продукте достижения многих отраслей (машиностроения, приборостроения, металлургии) оно во многих отношениях стимулирует их развитие. Таким образом, развитие судостроения оказывает синергетический эффект на всю экономику. А если учесть численность занятых в отрасли и объем уплаченных налогов, то можно говорить о судостроении как одной из важнейших отраслей отечественной промышленности. Нас же интересует судостроение в качестве одной из основных металлопотребляющих отраслей. С перспективами выхода отрасли на полную мощность мы связываем и рост потребления металла «украинского происхождения» для постройки судов и вспомогательных агрегатов (навигационного, гидроакустического и радиолокационного оборудования).
На сегодняшний день судостроение Украины находится в упадке. В то же время отрасль обладает рядом уникальных предпосылок, сформированных еще во времена СССР, благодаря которым можно рассчитывать на ее быстрое восстановление.
- Судостроительные заводы используют передовые технологические процессы сборки корпусов судов и монтажа судового комплектующего оборудования.
- Имеющиеся доки, верфи и глубоководные каналы оснащены крановым оборудованием высокой грузоподъемности. Это позволяет производить суда самого широкого применения: от грузовых барж до исследовательских судов.
- По ряду технологических процессов (сварочные работы, окраска судов) и качеству используемого сырья наши судостроители превосходят «корабелов» Восточной, Юго-восточной Азии и др., которые сегодня по праву считаются лидерами отрасли.
Благодаря этим уникальным предпосылкам Украина еще входит в число ведущих судостроительных государств Европы наряду с Германией, Италией, Румынией, Польшей, и др. В Украине сосредоточены мощности порядка 20 судостроительных предприятий, основными среди которых являются следующие:
Табл. 1. Основные судостроительные предприятия Украины
Основные судостроительные заводы | Место расположения |
ОАО «Судостроительный завод «Лиман» | г. Николаев |
ГП «Судостроительный завод им. 61 коммунара» | г. Николаев |
ОАО «Судостроительный завод «Океан» | г. Николаев |
ОАО «Херсонский судостроительный завод» | г. Херсон |
ПО «Море» | г. Феодосия |
АХК «Черноморский судостроительный завод» | г. Николаев |
ОАО «Судостроительный завод «Залив» | г. Керчь |
ОАО «Севастопольский морской завод» | г. Севастополь |
ОАО «Завод «Ленинская кузница» | г. Киев |
Вместе с тем не все судостроительные заводы Украины обладают необходимой технологической базой и ценным персоналом. Постоянная нехватка оборотных средств и «драконовские» способы налогообложения не позволяют нашим судостроительным заводам выполнять заказы точно в срок. Кроме того, высокие таможенные пошлины и существующий режим налогообложения импорта комплектующих делают невыгодным создание в Украине производств полного (завершенного) технологического цикла. По этой причине многие заказчики (в первую очередь иностранные) предпочитают заказывать у нас только корпуса судов. Сам же монтаж дополнительного оборудования и оснастки лучше производить за границей. В конечном счете отрасль уже который год демонстрирует предельно низкий уровень основных показателей.
Табл. 2. Показатели производства судостроения Украины за 2008-2010 гг.
Показатели | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Объем реализованной продукции, $ млн | 139,3 | 238,2 | 187,0 |
Количество построенных судов | 19 | 30 | 27 |
В том числе судов для иностранных заказчиков | 11 | 19 | 8 |
Приведенные показатели отражают динамику развития отрасли в целом. Основные показатели производства приходятся на три завода:
- Завод «Залив» обеспечивает до 30 % объемов судостроения;
- «Херсонский судостроительный завод» — до 25 %;
- Завод «Океан» — до 20 %.
Из таблицы 2 мы видим, что в 2009 году отрасль показала внушительный рост (71 % по отношению к предыдущему году), что не совсем соответствует действительности. Дело в том, что в судостроении цикл производства (начиная с получения заказа и заканчивая изготовлением готового судна) может длиться несколько лет, и в показатели 2009 года были заложены доходы от выполнения заказов, полученных еще в докризисный период. Тогда в мире наблюдался бум на строительство судов, и многие верфи были загружены выше предела свои производственных мощностей. На этом фоне и нашим судостроителям перепала часть заказов, которые в основной своей массе были закончены в 2009-2010 гг. Объемы 2010 года ($184 млн) также не стоит воспринимать с излишним оптимизмом. В судовом машиностроении за рассматриваемый период существенные объемы пришлись на николаевское предприятие «Зоря — Машпроект», и связаны они с выполнением масштабного иранского контракта по строительству газоперекачивающих турбин.
Дальнейшие перспективы развития судостроения в Украине напрямую зависят от государственной поддержки. В зарубежной практике государственная помощь судостроителям весьма разнообразна и существенна (в денежном эквиваленте). Среди основных стимулирующих мер за рубежом распространены такие, как дотации судостроительным компаниям, льготное лицензирование и налогообложение доходов судостроителей, государственные заказы судостроителям. С начала 2011 года в Украине также внедрен ряд мер, которые призваны не только поддержать на плаву некоторые судостроительные предприятия, но и обеспечить рост основных производственных показателей отрасли в ближайшие годы. К ним стоит отнести следующие:
- Освобождение на 10 лет (с 1 января 2011 года) от налогообложения прибыли, полученной в рамках основной деятельности судостроительных предприятий (статья 17 переходных положений Налогового кодекса).
- Создание льготного режима по налогообложению операций импорта предприятиями отечественной судостроительной отрасли оборудования, оснастки и комплектующих, которые не производятся на территории Украины, и использованию их в рамках основной производственной деятельности. Суть льготного режима состоит в том, что при импорте всех данных комплектующих судостроительное предприятие эмитирует налоговый вексель, который подлежит погашению в момент завершения строительства судна, для которого и ввозилось вышеуказанное оборудование. Напомним, что ранее операции по импорту подобного оборудования подлежали налогообложению в полном объеме при импорте, что существенно уменьшало оборотный капитал судостроителей и делало малопривлекательным производство судов с полной технической оснасткой.
- Создание льготного режима по налогообложению земли. До 1 января 2016 года (подраздел 6 переходных положений Налогового кодекса) предприятия судостроительной отрасли освобождаются от платы налога на землю.
- Создание благоприятного режима по возмещению налога на добавочную стоимость. Согласно новому налоговому кодексу, предприятия отрасли получают возмещение налога в период, следующий за отчетным (то есть тем, в котором возникло отрицательного сальдо по налогу).
- Формирование государственного заказа на постройку военных судов в рамках программы «Украинский корвет». Указанной программой предусмотрено строительство 16 корветов до 2016 года (на украинских судостроительных заводах). В рамках реализации программы предполагается обеспечить государственное финансирование в объеме 16 млрд грн, из которых в 2012 году предполагается освоить около 780 млн грн.
- Введение механизмов уменьшения процентной ставки по кредитам для судостроителей. Сейчас кораблестроители вынуждены привлекать кредиты под 20-23 %, и большая часть из них является краткосрочной (до 1 года). Для нормального функционирования отрасли необходимо обеспечить ставки на уровне 12-14 % и сделать кредиты для судостроительной отрасли долгосрочными.
По прогнозам Министерства экономического развития Украины, эти стимулирующие меры позволят увеличить объемы производства на 35 %. По предварительным оценкам, судостроители смогут ежегодно строить не менее 30 судов и осуществлять текущий ремонт еще около 100. По нашему мнению, обозначенные меры (прежде всего, льготный режим налогообложения) призваны стимулировать в первую очередь экспортный потенциал отрасли. Это позволит сделать «прорыв» как в судостроении, так и в смежных отраслях. Заказы на листовой прокат и специальные марки сталей для судостроения вырастут, что окажет положительной эффект на торговлю металлом и металлургию в целом.
В то же время указанных мер явно недостаточно для активного роста внутренних заказов. Сегодня около 40 % заказов судостроители выполняют для потребностей внутреннего заказчика. Коммерческий флот и военный флот Украины находятся в плачевном состоянии (по большинству судов уровень износа превышает 80 %, а их возможности по осуществлению длительных морских рейдов крайне ограничены). В продукцию судостроения заинтересованы:
- Аграрный сектор. Рост производства в агропромышленном комплексе вынуждает создавать дополнительные логистические мощности по транспортировке продукции от мест производства к терминалам по переработке или временному хранению.
- Транспортники. С восстановлением экономики грузооборот портовых терминалов и морских грузоперевозок вырос. Для поддержания объемов перевозки грузов заказчикам необходимо приобретать дополнительные суда.
- Рыболовная промышленность. Степень износа и технические возможности наших рыболоведческих судов не позволяют осуществлять вылов рыбы в нейтральных водах. По этой причине мы практически полностью зависимы от импортных поставок на внутренний рынок рыбы и морепродуктов.
Для стимулирования спроса на суда в этих отраслях необходимо следующее:
- Обеспечить оптимальные условия кредитования заказчиков при приобретении судов. Под оптимальными условиями мы понимаем низкие ставки (до 12 % годовых в гривне) и длительные сроки (от 5 до 10 лет с освобождением от уплаты процентов в первые годы эксплуатации судов). В этом вопросе не обойтись без создания благоприятных условий рефинансирования кредитов, выданных заказчикам, и ограничения маржи коммерческого банка (в 1-2 % от ставки рефинансирования).
- В дополнение к льготному кредитованию необходимо развивать программы по передаче вновь построенных судов заказчикам на условиях лизинга. К примеру, в соседней России, «Объединенная судостроительная компания» (ведущая российская судостроительная компания) выступает координатором программы предоставления судов в лизинг (на 10 лет по льготным условиям). В Украине передача судов в лизинг практически не распространена, что также сдерживает строительство судов для внутреннего рынка.
- Создание механизмов по льготному налогообложению компаний, приобретающих суда отечественного производства. К таковым, например, можно отнести ускоренные методы амортизации судов при налогообложении прибыли компаний. Это позволит внутренним заказчикам рассматривать приобретение судна как выгодную инвестицию.
Перспективы развития судостроения в Украине есть, особенно с введением дополнительных стимулирующих мер. Это, безусловно, окажет положительное влияние и на торговлю металлом (для нужд судостроения). Но быть уверенными в том, что весь металл, используемый для строительства судов, будет на 100 % отечественного производства, не стоит. Нашим металлургам следует и дальше реализовывать планы по модернизации отрасли в направлении выпуска продукции более высокого качества и уровня передела. Только так, в связке, судостроение и металлургия могут добиться желаемых конкурентных преимуществ на внешних рынках.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Fastidious answer back in
Attractive component to
Отправить комментарий