Судостроительное потепление
В судостроительной отрасли вскоре может произойти приватизация наиболее привлекательных активов. В число возможных претендентов из числа отечественной «элиты» пророчат «Смарт Холдинг» Вадима Новинского, предприятия группы К. Живаго и даже П. Порошенко. В доприватизационный период отрасль традиционно осчастливят очередными преференциями, которые улучшат инвестиционный климат и создадут почву для дополнительных заказов. В последние годы отрасль уже получила ряд налоговых и таможенных льгот, направленных на повышение прибыльности ее предприятий, но, видимо, для претендентов на приватизацию этого недостаточно. В связи с этим парламентом рассматривается очередной пакет льгот в виде государственных гарантий по кредитам судостроительным заводам, компенсации им части процентных расходов по кредитам, а также дополнительных налоговых послаблений. Все это должно оказать положительное влияние на металлургию и внутренний рынок металла в целом, ведь судостроение остается одним из приоритетных направлений увеличения потребления металла в стране.
По различным оценкам на сегодняшний день судостроительные предприятия Украины загружены в среднем на 25 %. Отсюда в отрасли отмечен целый букет проблем. Среди них низкая занятость и прибыльность, недостаточность бюджетных отчислений и отсутствие перспектив роста. Являясь некогда лидерами на мировом рынке судостроения (во времена СССР), наши корабелы утратили свои позиции всерьез и надолго.
На днях наш премьер-министр в присущей ему «предвыборной манере» акцентировал внимание общественности на приоритетности судостроения для экономики Украины. Конечно, можно расценивать данное заявление как очередной предвыборный лозунг, если бы не некоторые обстоятельства, которые произошли месяцем ранее. Парламент в июле принял в первом чтении проект закона «О проведении экономического эксперимента относительно государственной поддержки судостроительной промышленности». Конечно, закон еще не прошел все регламентные процедуры по принятию, но о его поддержке в один голос заявили крупнейшие финансово-промышленные группы и правительство. Мы хорошо знаем, что подобные избирательные «тандемы» государственно-частного партнерства оказываются весьма успешными на практике. Поэтому в ближайшем будущем (скорее всего, с началом новой парламентской сессии) можно рассчитывать на полное принятие законопроекта в парламенте. Ниже мы рассмотрим его основные положения.
Законопроект в целом направлен на масштабную поддержку судостроительных предприятий, для которой прописан следующий ряд стимулирующих мер:
- Подлежат списанию суммы пени, штрафных и финансовых санкций, не уплаченных в бюджеты и государственные целевые фонды, которые учитываются предприятиями судостроительной промышленности по состоянию на 1 января 2013 года.
- Обеспечиваются государственные гарантии по иностранным кредитам, предоставляемым иностранными государствами, банками, международными финансовыми организациями, а также под обязательства перед зарубежными заказчиками по внешнеэкономическим договорам (контрактам).
- Состоится снижение кредитов путем частичной компенсации кредитной ставки до уровня учетной ставки Национального банка Украины.
- Для судостроения будут предоставлены льготы по уплате налогов и сборов, а также установлены специальные режимов налогообложения.
- Вводится освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость и пошлины операций по ввозу на таможенную территорию Украины товаров для строительства, ремонта, модернизации морских и речных судов, а также других плавучих средств, если такие товары не производятся предприятиями на территории Украины.
- Будут созданы благоприятные условия для повышения уровня заработной платы в отрасли путем уменьшения размера начислений на фонд оплаты труда.
- Судостроение будет стимулироваться путем увеличения государственных заказов (на строительство военных и гражданских судов).
- Создание других стимулов (облегчение лицензирования, сертификации и пр.) для роста экспортных возможностей и потенциала отрасли.
Эксперимент в отрасли планируется провести до 1 января 2018 года. Этот срок, конечно же, не стоит считать достаточным для полного восстановления наших судостроительных предприятий, он позволит лишь повысить уровень производственной загрузки (за счет дополнительных заказов) заводов. Поэтому к предложенным мерам, по мнению многих экспертов, в дальнейшей перспективе могут добавляться другие стимулирующие моменты, к которым относят:
- Увеличение срока временного ввоза иностранных судов на украинскую территорию. На сегодняшний день такой срок составляет 365 дней. По мнению большинства экспертов данного срока недостаточно для серьезной реконструкции судов, а это ограничивает возможности наших судостроителей.
- Упрощение таможенного оформления при вывозе металлических отходов, возникающих при ремонте.
Все это в комплексе призвано «поднять» судостроительную отрасль и обеспечить ее заказами. Также производственный потенциал судостроения будет реализовываться за счет внутренних заказов для потребностей других отраслей. Тут существуют следующие возможности:
- Строительство новых судов по транспортировке зерна и других сельскохозяйственных продуктов. Сегодня Украина имеет хорошие перспективы для наращивания экспорта зерновых культур в основные потребляющие регионы (Африка, страны азиатского региона). Морской транспорт является в этом отношении самым дешевым способом транспортировки, что хорошо понимают аграрии. Один из лидеров аграрного рынка Украины компания «Нибулон» вот уже несколько лет строит собственный флот и не собирается останавливаться на достигнутом. Другие компании при благоприятной ценовой конъюнктуре и урожайности также могут увеличить инвестиции в свои логистические проекты.
- Запущенность военного флота страны создает судостроителям хорошие перспективы для госзаказов, тем более что наши судостроительные заводы специализировались на строительстве военных судов еще со времен СССР.
- Интенсификация развития химической промышленности как одной из ведущих экспортоориентированных отраслей требует дополнительных возможностей для перевалки удобрений на экспорт.
- Разведка и промышленная разработка газовых и нефтяных месторождений на шельфе Черного и Азовского морей требуют строительства дополнительных буровых платформ. Ранее буровые платформы для черноморского шельфа заказывались за рубежом, но ведь у наших судостроителей есть все возможности производить их самим и удовлетворять спрос не только отечественной нефтегазовой отрасли, но и соседних стран (Россия, Азербайджан).
- Расширение и углубление русла Днестра создает хорошие предпосылки для его использования в качестве перспективного транспортного канала в европейские страны. Для этого государственным и частным компаниям потребуются новые речные суда.
- Украина слабо использует транспортные возможности своих внутренних рек, хотя правительство и множество крупных компаний уже давно строят планы по увеличению грузопотока через бассейн реки. Днепр, например, протекает через крупнейшие промышленные и населенные центры страны (Киев, Днепропетровск, Запорожье, Кременчуг) и имеет выход в Черное море. Главным препятствием для развития судоходства в этом отношении остается высокая стоимость судов и продолжительное время их постройки. В большинстве своем это долгосрочные проекты, которые при значительных капиталовложениях приносят плоды не скоро. Поэтому пока приобретать суда рискуют лишь наиболее устойчивые компании, обладающие долгосрочными планами.
Внедрение промышленной кооперации с судостроительной области России открывает дополнительные возможности для отрасли. В частности, наши судостроительные заводы лучше других подходят для обслуживания интересов Российского черноморского флота (как военного, так и гражданского).
Если же говорить о возможностях металлургии удовлетворить будущий спрос на судостроительную сталь и металлические изделия, то их более чем достаточно. Отечественные металлурги готовы поставлять металл судостроителям в неограниченных объемах, основным препятствием на сегодняшний день здесь является низкий спрос и специфические требования к металлу (судостроительные стали имеют свои, особенные химико-технологические свойства). Тем не менее, в основной своей массе судостроительная сталь не является дорогой, поскольку по своему составу она мало отличается от обычной конструкционной стали (для обеспечения нужного качества сварки стали необходимо придерживаться содержания углерода не более 0,23 %).
Лидером изготовления стали и проката для судостроения в Украине является «Азовсталь». Но самостоятельно она не сможет в полной мере обеспечить потребности судостроителей.
Разнообразие потребляемых готовых металлических изделий в судостроении не всегда делает возможным и целесообразным их серийное производство в крупных масштабах. Кроме того, судостроение нуждается в высокопрочных материалах и готовых стальных комплектующих (в небольших объемах). Такие товары в большинстве случаев завозятся из-за рубежа, но при желании они также могут быть произведены в нашей стране.
Закупки металла отечественными судостроительными заводами на сегодняшний день отличаются нерегулярностью, небольшими объемами и требованиями по товарному кредиту. Естественно, такие заказы не могут серьезно поддержать отечественную металлургию. Поэтому сталевары сегодня крайне сдержанно относятся к идее перенастройки части своих мощности под производство судостроительной стали. По этой причине на рынке присутствует импортная сталь, которая выше по стоимости, но зато всегда доступна судостроителю. Разрешить проблему полного обеспечения судостроителей отечественным стальным прокатом наши металлурги могут, но только в том случае, если эта ниша станет для них привлекательной. А здесь многое будет зависеть от будущей активности судостроителей. Если они смогут наращивать сбыт своих судов и активно воспользуются предоставленными им льготами (налоговыми, таможенными, финансовыми), то объем заказов судостали существенно увеличится, а заинтересованность в них сталелитейной отрасли возрастет.
Комплекс стимулирующих мер, безусловно, приведет к росту объемов судостроения, однако параллельный рост заказов в металлургии произойдет не сразу. Для сталеваров судостроительная отрасль еще долго будет оставаться малопривлекательной, а значит, не сможет серьезно стимулировать рост производства судостроительной стали и проката. В целом, принятый проект закона о проведении эксперимента в судостроении положительно повлияет на развитие отрасли, но металлурги ощутят положительные сдвиги далеко не сразу.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Отправить комментарий