Рынок металлоторговли Днепропетровской области
Специфика Днепропетровской области характеризуется наличием в ней развитой базы черной металлургии, а также тяжелого машиностроения, химии и электроэнергетики. Предприятия металлургической отрасли специализируются на добыче и обогащении руды, производстве черных металлов и проката (в том числе — высокого передела), вторичной переработке черных металлов, изготовлении ферросплавов и огнеупоров. Благодаря мощной сырьевой компоненте, обеспечивающей металлургов почти всем необходимым, область является основной металлургической базой страны (в частности, тут добывается 100% всей марганцевой и 90% железной руды). По официальным данным, в данном регионе изготавливается порядка 2/3 общеукраинского объема стальных труб и 70% проката.
Основные металлопотребляющие сегменты Днепропетровского региона сегодня — это (в порядке убывания объемов) розница (складывающаяся, в основном, из частных застройщиков и фирм-посредников), строительство, машиностроение. Большая часть машиностроительных предприятий берет прокат, по выражению трейдеров, «совсем по чуть-чуть», предпочитая, по мере возможности, обходиться самым необходимым. Днепропетровские химпром и пищепром, входившие некогда в круг основных потребителей черного и нержавеющего проката, потребляют сегодня, даже с учетом кризиса, очень небольшое количество металла.
Несмотря на неизбежную естественную разницу в ассортименте, политике продаж и целевой аудитории различных металлоторговых компаний Днепропетровска, их оценка того, насколько просел региональный рынок металлоторговли, оказалась практически одинаковой. Фактически, в большинстве случаев речь шла о том, что емкость сегодняшнего рынка металла, по сравнению с аналогичными показателями 2008 года, составляет 48-50%. Поскольку наименьшие потери наблюдаются у аффилированных структур, их оценки состояния рынка являются наиболее оптимистичными — до 65% (от уровня прошлого года).
Важной особенностью Днепропетровской области является ее функция металлобазы всеукраинского масштаба. Металлоторговые фирмы Днепропетровска, в отличие от металлоторговых фирм того же Киева или Харькова, поставляют металл во все регионы Украины, конкурируя при этом с представителями региональных рынков. Точно определить, сколько днепропетровского металла продается компаниями данного региона в других областях Украины не представляется возможным. Можно лишь констатировать, что немало (особенно, если учесть структуры, аффилированные с местными производителями). Если судить по прайсам, то днепропетровские цены на плоский прокат ниже среднеукраинских, в среднем, на 5-6%, но данная разница в значительной степени нивелируется транспортными расходами на перевозку.
Кто работает на рынке
Несмотря на то, что с началом кризиса днепропетровские игроки «основного состава» понесли наибольшие финансовые потери, все они остались на рынке. В период падения цен небольшие фирмы, торговавшие в благополучные времена металлом на принципах перепродажи (без создания собственного складского хозяйства) и, таким образом, не вкладывавшие собственные средства в создание складских запасов, избежали денежных потерь. Но с другой стороны, именно малые структуры, обладая наименьшими запасами прочности, оказались наиболее неустойчивыми. Банкротства, в основном, затронули мелкие компании нижнего эшелона, хотя ЧП и микро-фирмы, работающие «с прайсами» (т. е. сугубо на перепродажах), полностью с рынка отнюдь не исчезли. Это связано с тем, что на смену одним исчезающим посредникам тут же приходят другие. Как метко сказал один из участников рынка — «Днепропетровск — характерное место. В нем под каждым забором находится какая-нибудь маленькая металлобазка».
Все сделки по купле-продаже проводятся сегодня в режиме 100% предоплаты. Этот фактор, по словам некоторых трейдеров, отсеивает достаточно большое количество заказов, не подкрепленных финансово, но изменить текущую ситуацию пока что никому не под силу.
Исходя из того, что крупные металлоторговцы, продающие металл машинами (т. е., по 20 тонн), говорят о том, что посредники без собственного складского хозяйства с рынка исчезли полностью, а трейдеры, более ориентированные на розницу, утверждают, что «бегунков» стало даже больше, чем раньше, можно сделать вывод: микро-посредники, специализирующиеся на перепродажах металла, на рынке остались, но при этом резко уменьшили объем своей средней закупки.
Наиболее крупные фирмы, представленные в Днепропетровском регионе (с объемом продаж выше среднего и развитым складским хозяйством), можно пересчитать по пальцам одной руки, а общее количество крупных и средних металлоторговых компаний лежит в пределах одной дюжины. Не стоит сбрасывать со счетов и производителей проката, которые сегодня также пытаются (и временами — небезуспешно) исключить лишние «звенья» в системе продаж, налаживая мелкооптовую торговлю напрямую с потребителем. В частности, тот же «Днепропетровский меткомбинат им. Петровского», по словам трейдеров, заметно поменял политику продаж, скорректировав ее в пользу мелкого опта. Если раньше «Петровка» придерживалась методы продаж металла вагонами, стимулируя трейдеров четко прописанной системой необходимых доплат и штрафных санкций, то сегодня картина кардинально поменялась. Теперь приобрести машину металла можно на тех же основаниях, что и вагон — без всяких переплат, а в тот же вагон, к примеру, загрузить уже не две-три, а гораздо большее количество ассортиментных позиций без каких-либо штрафов. По словам трейдеров, количество производителей, начинающих в условиях кризиса в той или иной форме «поворачиваться лицом к рознице», растет.
Не имея возможности надолго замораживать деньги в предоплате и покупать металл на заводах вагонами, некрупные трейдеры работают с большими металлоторговыми компаниями и оптовыми базами. Отпускные цены там, конечно, выше, чем на заводе-производителе, но зато можно приобрести прокат в нужном наборе: 10-15 позиций по тонне-полторы каждая, чего посреднику обычно хватает на пару недель торговли в розницу. При таких оборотах речь о высоких прибылях не идет, но, учитывая тот момент, что металлоторговые ЧП-посредники сплошь и рядом создаются менеджерами, потерявшими работу во время кризиса и т. п. людьми, эти деньги дают им возможность продержаться на плаву (еще раз напомним, что речь ведется о компаниях без собственных складских запасов, трейдерах чистой воды, работающих на перекупке).
Основные металлоторговые компании, представленные в Днепропетровске
(перечислены в алфавитном порядке)
- «АВ Металл Групп»
- «Аксон»
- Днепропетровский региональный филиал ОАО «УГМК»
- «Каскад»
- «Комэкс»
- «Метинвест СМЦ (Днепропетровск)»
- «Стальсервис»
- «Транс Агентство Металл»
Антикризисное слияние
Большим компаниям присущ гораздо больший запас антикризисной устойчивости. Для них кризис ознаменовался не только падением продаж, но и увеличением их собственной роли и степени влияния на рынке (особенно это касается трейдеров всеукраинского масштаба). В отдельном случае поиск новых форм работы с кризисным рынком вылился в расширение бизнеса за счет поглощения конкурента — как это произошло с фирмами «Альтаир-Д» и «Вега-С», объединившимися в сеть «АВ металл групп».
«Компания «Вега-С», в отличие от «Альтаир-Д», не смогла самостоятельно пройти этот «тернистый» путь. В результате хозяином положения стала наша компания, и в мае мы фактически поглотили бизнес «Вега-С», — цитировало ИА «Металл Курьер» директора объединенной фирмы Сергея Скиду. «Сейчас очевидно: кто хочет выжить — должен укрупняться или объединяться для противостояния кризисным явлениям», — говорит он. В результате слияния, «АВ металл групп» получила возможность управлять сетью из 15 сбытовых площадок (это один из наибольших показателей в Украине).
Поскольку большие трейдеры специализируются, преимущественно, на оптовой торговле, используя в качестве единицы измерения емкость грузовой машины (20 тонн), среднестатистический объем заказа по области практически не упал, удержавшись в тех же объемах. Даже небольшому трейдеру нет смысла при покупке проката недогружать КАМАЗ — стоимость перевозки ложится на металл добавочной наценкой, которую сегодня совсем ни к чему увеличивать. Упали только общие объемы потребления (снижение, в разных случаях, от 30% до 50%, но в целом по региону общий объем заказов усох практически пропорционально рынку), а в некоторых случаях — снизились закупочные требования к прокату (у мелких металлоторговцев большей популярностью сегодня пользуются менее дорогие сорта стали).
Металлопотребляющие отрасли
По мнению металлоторговцев, наиболее активной и порядочной в расчетах группой потребителей в Днепропетровском регионе сегодня являются частное строительство и металлоторговая розница. У больших строительных фирм и машиностроительной отрасли Днепропетровска (впрочем, как и по всей Украине — за исключение разве что Киева) попросту нет денег. Если исходить из того, что до кризиса на строительную отрасль тут приходилось порядка 80% продаж металла, а на машиностроение и розницу — 15% и 5% соответственно, то с началом кризиса расстановка сил в Днепропетровске кардинально поменялась.
В физическом отношении розница в 2009 году выросла в семь раз. С учетом того, что общий объем продаж составляет сегодня порядка половины от докризисного объема (по сводным данным 48-49%), на розничные продажи теперь приходится порядка 70% проданного металлопроката. Увеличение роли розницы отмечают даже те трейдеры, которые изначально специализировались на продаже металла сугубо для строительной отрасли и машиностроения. Сегодняшняя доля частного строительства в продажах у таких компаний доходит до 15% (притом, что до кризиса эта категория покупателей у них не была представлена вообще).
В свою очередь, строительный сектор Днепропетровска, обеспечивавший, как было сказано выше, 80% продаж металла до кризиса, не просто упал, а буквально рухнул. По «оптимистическим» прикидкам (как бы издевательски в данном контексте не звучало такое определение) объемы потребления металлопроката тут снизились в физическом отношении в 8 раз (до 20% продаж). По пессимистическим — в 10,5 раз (до 15%).
На фоне ситуации, сложившейся в строительстве, дела в машиностроении, казалось бы, выглядят не так плохо: доля этого сегмента в продажах упала «всего лишь» втрое (до 5%). Но в реальности такое утверждение будет выглядеть дурной шуткой — на самом деле днепропетровскому машиностроению просто некуда падать дальше. Для большей части заводов, пришедших в состояние тотального упадка задолго до кризиса, дальнейшее снижение объемов потребления металлопроката аналогично полной остановке производства и уходу с рынка (данную ситуацию прекрасно иллюстрирует черный юмор шотландской поговорки «У голого — штаны не украдешь»).
Металлоемкие проекты
Основное отличие в работе до кризиса и сейчас, как и в целом по Украине, состоит в отсутствии свободных денег и дешевых кредитов. По мнению большинства опрошенных металлоторговцев, чтобы всерьез увеличить металлопотребление в Днепропетровске, оптимальным путем была бы региональная программа по стимуляции строительной отрасли, которая способна потом «вытянуть» за собой все остальное. В данный момент строительство каких-либо металлоемких объектов (в том числе — к Евро-2012) в Днепропетровском регионе не ведется. Из позитивных новостей тут можно назвать разве только объявленный властями города тендер на проведение реконструкции Международного аэропорта "Днепропетровск". Данный проект является достаточно металлоемким, т. к. он предусматривает реконструкцию взлетно-посадочной полосы и существующего терминала аэропорта, строительство нового терминала с пропускной способностью на 2,5 миллиона пассажиров в год, строительство аэродромно-диспетчерской башни, пяти ресторанов, двух гостиниц, офисного блока по управлению аэропортом и паркинга на 300 мест. Но пока что грядущую реконструкцию стоит отнести к категории «сегодня — обещания, а бифштекс — завтра»: начало строительно-монтажных работ запланировано на январь 2010 года.
Прогноз
Прогноз по рынку металлоторговли Днепропетровска в общем и целом совпадает с общеукраинскими прогнозными данными. Большинство трейдеров, представленных на рынке, говорят о предстоящем в ближайший месяц-два новом падении поднявшихся было цен на прокат. Ожидаемые объемы продаж в конце 2009 года, скорее всего, не превысят стандартные 50% от прошлогоднего уровня.
Среди основных причин ожидающегося снижения внутреннего спроса называют как экономические, так и политические. Подытоживая их, можно констатировать, что главным драйвером металлоторгового рынка Днепропетровска в данный момент является розница, складывающая из двух сегментов — непосредственно частного строительства и небольших металлоторговых фирм, специализирующихся, по большей части, на перепродаже металла тому же частному застройщику. Соответственно, поскольку главный на сегодня потребитель металлопроката в громадной степени подвержен сезонному влиянию (частное строительство зимой, как правило, замирает), с началом зимы металлоторговые фирмы ждет, скорее всего, падение продаж, а новое оживление спроса придет только весной, с началом нового строительного сезона у частников.
В пользу данного сценария говорит еще один фактор (общеукраинского значения), имеющий уже не экономический, а политико-экономический характер. В зимний период на достаточно серьезный экономически-кризисный фон в Украине накладываются грядущие президентские выборы. Никоим образом не сравнивая эти два явления по степени их разрушительного влияния на украинскую экономику, заметим, что, судя по опыту прошлых лет, потребление металлопроката в стране в период проведения выборов (и на какое-то время после них) заметно падает. Полагать, что в этот раз дела пойдут по-другому, оснований нет, а это значит, что и предстоящие выборы внесут свою лепту в падение зимних объемов продаж. По общим ожиданиям, заметное оживление продаж произойдет не раньше следующей весны.
Игорь Усатый
Комментарии
Отправить комментарий