Против лома есть прием

В последние годы в Украине растет дефицит ломового сырья. Однако объемы его заготовки на внутреннем рынке все время снижаются, а экспорт продолжает оставаться на стабильном уровне. Это приводит к обострению дефицита лома для металлургических комбинатов и поиску его возможных заменителей. Одним из альтернативных источников ломового сырья можно смело считать «железо в брикетах». В современном мире спрос на него явно превышает предложение. В Украине горячебрикетированное железо также приобрело популярность, но его потребность покрывается за счет импорта (преимущественно из России). Снижение цен на железорудное сырье и обострение проблемы дефицита лома могут вызвать интерес металлургов к созданию полномасштабных производств «железа в брикетах».

Практически все металлургические комбинаты в Украине используют лом в качестве сырья для своих производств. Конечно, потребность в ломе для различных комбинатов несколько отлична. Она зависит от организации технологического процесса, сложившейся практики поставок сырья и возможности использования альтернативных источников сырья (заготовка, кусковое железо, руда, окатыш и т. д.). Именно поэтому перебои с поставками ломового сырья меткомбинаты ощущают по-разному.

Для понимания сложившегося положения на рынке лома Украины необходимо знать, как формируется его структура. На внутреннем рынке есть лом товарный (или коммерческий) и оборотный, который образуется на предприятиях и на них же потребляется. Товарный лом на внутреннем рынке формируется за счет основных источников. К ним относят:

  • лом, который получают за счет вывода из эксплуатации части устаревшего металла (данный источник дает около 60 % товарного лома);
  • лом, получаемый из отходов обработки металлов (данный источник дает 20–25 % товарного лома);
  • лом, получаемый от населения (включая утилизацию автомобилей), его доля в общей структуре товарного лома малозначительна.

В 2012 году совокупные объемы заготовки лома в Украине не достигли даже уровня в 6 млн тонн. Это самый низкий показатель заготовки лома за последние 20 лет. На фоне такого невысокого уровня наблюдается сокращение объемов потребления лома на внутреннем рынке, а также его экспорт. Например, экспорт лома в 2000 году превышал 5 млн тонн, а в прошедшем году он сократился до 0,4 млн тонн. В последние годы все больший оборот набирает тенденция импорта лома в Украину. По оценкам некоторых экспертов, Украина испытывает ежегодный дефицит лома в объеме около 1 млн тонн. При этом нельзя сказать, что лома в нашей стране совсем нет. Напротив, существующий металлофонд и степень его устаревания свидетельствуют о том, что потребности металлургов в ломе могут быть полностью удовлетворены. Однако извлекать и заготавливать лом с устаревшего металлофонда становится все сложнее и дороже.

Цена лома на внутреннем рынке уже напрямую приблизилась к мировым котировкам. Все эти тенденции отчетливо свидетельствуют о том, что дефицит лома в нашей стране будет возрастать. К числу негативных факторов, которые провоцируют дефицит лома, можно добавить и введение в эксплуатацию электросталеплавильного завода «Днепросталь». После его выхода на проектную мощность завод будет ежегодно потреблять 1,45 млн тонн стального лома, что еще больше усугубит проблему дефицита ломового сырья в нашей стране.

Потребление металлолома критично лишь для некоторых производств. Для сравнения приведем удельные потребности в ломе для выплавки 1 тонны стали:

  • кислородно-конвертерный способ — 0,2 тонны товарного лома;
  • электросталеплавильный способ — 0,8 тонны товарного лома;
  • мартеновский способ — в среднем 0,3 тонны товарного лома.

В более отдаленной перспективе (в течение ближайших пяти лет) потребность украинских металлургов в ломе достигнет 10–11 млн тонн. Для поддержания баланса в потреблении необходимо жестко ограничить экспорт лома (правительство уже ввело 5 % ограничительную пошлину). Параллельно с ограничением экспорта импорт ломового сырья, как, впрочем, и его альтернатив (железа прямого восстановления или горячебрикетированного железа) будет только возрастать.

К 2015 году объем дефицита лома в Украине достигнет 1,1 млн тонн. Такие оценки экспертов строятся на прогнозах относительно увеличения объемов выплавки стали и медленных темпов роста сбора лома внутри страны. Разрешением проблемы дефицита лома на внутреннем рынке озадачены как правительство, так и сами металлурги. Однако последние в значительной степени и спровоцировали снижение объемов сбора лома. Вспомним, как металлургические комбинаты «систематически» нарушали платежную дисциплину сборщикам лома. Это, пожалуй, и есть основная проблема рынка. Низкая стоимость лома, дефицит свободных финансовых ресурсов у ломозаготовителей и другие факторы негативно повлияли на планы по сбору лома и развитию собственной логистической сети. В результате объемы сбора ломового сырья сократились, а цена, напротив, повысилась.

Решить проблему дефицита сырья только ограничением экспорта и улучшением показателей сбора внутри страны невозможно. Понимая это, металлурги заняты поиском альтернативных источников ломового сырья. Одним из них может стать железо в брикетах. Металлизированные брикеты — сравнительно новый для наших металлургов вид сырья. В Украине его не производят. Более того, в настоящий момент среди стран СНГ производство «железных» брикетов освоено только в России. Их выпуск налажен на Оскольском электрометаллургическом комбинате и Лебединском ГОКе (принадлежат холдингу «Металлоинвест»).

В основе технологии производства металлизированных брикетов лежит процесс прямого восстановления железа. При взаимодействии природного газа (или его заменителей) и окатышей получают губчатое железо, в котором содержится от 80 до 96 % железа. Между брикетированным железом и чугуном много общего, однако «железо» в брикетах (далее ГБЖ), безусловно, обладает рядом преимуществ.

  • Более универсальное сырье. Благодаря своему составу ГБЖ может быть использовано в качестве сырья для конвертерного и электросталеплавильных производств.
  • Низкое содержание вредных примесей в химическом составе.
  • Легкость транспортировки и хранения. К металлизированным брикетам не предъявляются какие-либо особые требования по транспортировке и хранению (за исключением требований о низкой влажности).
  • Легкость обработки и доведения до промышленного использования. По сравнению с ломовым сырьем ГБЖ не нужно сортировать, резать и удалять дополнительные засоры.
  • Стабильность сырьевой базы для производства ГБЖ. Это позволяет металлургам поддерживать стабильные темпы производства. Таким образом поставщики и потребители формируют долгосрочные контракты на поставку (исходя из имеющихся производственных мощностей).

Почему же украинские металлурги не налаживают собственное производство ГБЖ, а зависят от его импорта? Одним из существенных недостатков производства данного вида сырья является большая потребность в природном газе. По средним оценкам для производства одной тонны ГБЖ требуется около 400 м³ природного газа. Высокая зависимость Украины от поставок российского газа остается, пожалуй, единственным сдерживающим фактором для развития собственных производств ГБЖ.

Однако технологии не стоят на месте. Последние достижения в металлургии позволяют использовать вместо природного газа другие виды газов (например, газы, получаемые при газификации углей, или газы, получаемые при добыче нефти). Все эти факты позволяют рассчитывать на возможность создания в Украине собственных производств ГБЖ в перспективе. Собственно говоря, отечественные металлургические холдинги еще до кризиса 2008 года поочередно анонсировали планы по созданию производств ГБЖ. Мы все хорошо помним планы «Forrexpo» по созданию производств на базе Полтавского ГОКа с годовыми мощностями до 3 млн тонн ГБЖ. Тем самым компания была намерена создать сырьевую базу для нового комбината «Ворскла–сталь». Не отставал от конкурента и холдинг «Метинвест». В его планы входила организация производства ГБЖ на базе Ингулецкого ГОКа с годовым объемом 0,5 млн тонн. Отметим, что обе компании имеют развитые производства желозорудного сырья и хорошие запасы железной руды. Остается лишь решить проблему природного газа, ведь его высокая стоимость практически полностью нивелирует все преимущества ГБЖ для металлургов.

И все же мы думаем, что создание в Украине производств прямого восстановления железа возможно. По прогнозам многих экспертов, мировая металлургия уже в 2014–2015 гг. полностью восстановится после кризиса. На этом фоне возрастет потребление металла в мире, вследствие чего поднимется спрос на основное железорудное сырье и прибыльность большинства металлургических компаний. Успешное освоение промышленного производства ГБЖ позволит нашим металлургам расширить рынки сбыта и увеличить доходы.

Успех промышленного освоения технологий прямого восстановления железа из руды в Украине основывается на ряде факторов:

  • Преимущество ГБЖ перед другими видами сырья для металлургии.
  • Рост потребности внутреннего рынка в ГБЖ. Повышение спроса на ГБЖ связано как с ростом дефицита лома на внутреннем рынке, так и сего высокой стоимостью. К тому же анонсированные ранее планы по созданию мини-металлургических заводов в перспективе повысят спрос на сырье, который можно покрыть только за счет импорта лома или ГБЖ.
  • Развитие технологий производства железа прямого восстановления. Технологии получения ГБЖ не стоят на месте. Некоторые из них позволяют получить ГБЖ с использованием попутных газов (например, из бурых углей) или газов, получаемых при добыче нефти. Например, технология ITmk3 позволяет получить брикеты с содержанием железа до 95 %. ITmk3 может резко снизить потребление газа и использовать рядовые марки угля. К тому же новая технология не требует дорогостоящего оборудования. Большая его часть может производиться и в Украине. В перспективе на основе попутного тепла можно генерировать электроэнергию и направлять ее в электропечи.
  • Рост потребления железа прямого восстановления во всем мире. Перспективным направлением металлургии в мире принято считать электросталеплавильные производства, которые в большей части потребляют лом или железо в брикетах. Доля стали, полученной в электропечах, в перспективе будет возрастать. Уже сегодня бурное развитие электрометаллургии провоцирует ежегодный прирост потребления железа прямого восстановления на уровне 15–20 %. Многие страны (которые не имеют больших запасов железной руды и газа) просто не могут создать производства ГБЖ и вынуждены импортировать эту продукцию из других регионов. Таким образом, практическая реализация технологий прямого восстановления железа из руды перспективна. Металлурги могут рассчитывать на стабильное потребление и почти полное отсутствие конкуренции в течении ближайших 15–20 лет.

В заключение отметим, что создание производств по прямому восстановлению железа из руды на базе наших ГОКов и металлургических комбинатов является, пожалуй, одним из немногих направлений поддержания экспорта и доходов нашей технологически отсталой металлургии. Год за годом мы теряем наши позиции на мировом рынке проката и вынуждены ориентироваться на производство сырья и полуфабрикатов. В то же время спрос на ГБЖ сосредоточен как среди предприятий внутреннего рынка, так и среди крупнейших мировых потребителей железорудного сырья. По оценкам ряда экспертов, проекты производств железа в брикетах не требуют значительных инвестиций (по сравнению со строительством новых металлургических заводов) и окупаются в течение 5 лет.

Дмитрий Ткалич