Проблема веса
Неточности в весе при закупке или продаже металла часто являются настоящей проблемой для металлоторговых компаний и их покупателей. Избыточный вес приводит к финансовым потерям продавца и необоснованным преимуществам покупателя. Недостаточный — меняет ситуацию в обратную сторону, не устраняя перекоса.
Проблема точного веса при продаже металла существует давно, но лишь немногие компании борются с ней эффективно, зачастую пуская ее «на самотек». К чему же приведет подобное слишком свободное обращение с весом: к прибыли или убытку? Неизвестно. Между тем, на кон поставлено слишком много: финансовое благополучие компании, ее имидж в глазах деловых партнеров. Поэтому мы рекомендуем трейдерам весьма серьезно подходить к проблеме неточного веса при продаже металла.
Фиксация точного веса для металлотрейдера всегда остается актуальным вопросом. Для рядового трейдера неточный вес при приемке товара часто оборачивается убытками (если только ему не удастся «переложить» недовес металла на следующее звено цепочки, т. е. на потребителя). Но, решая таким образом проблему с весом, трейдер рискует потерять репутацию порядочного и честного торговца. Для покупателя нет особой разницы, по какой именно причине его надуют: из-за того, что производитель недовесил металл трейдеру, или из-за того, что трейдер решил дополнительно «нажиться» и создал ситуацию недовеса по своему почину.
Для потребителя же, в свою очередь, неточный вес металла при покупке грозит не только финансовыми потерями (хотя и они, поверьте, стоят для потребителя далеко не на последнем месте). Крайне неприятные ситуация возникают в том случае, когда он заказывает металл «впритык» (ровно столько, сколько нужно). Тогда недостающую партию металла (образованную вследствие недовеса) приходится закупать дополнительно, неся дополнительные затраты на ее приобретение и доставку. Многие из потребителей металла используют его для изготовления продукции (например, металлоконструкций, оборудования) для своих клиентов. Недостаточные поставки металла приводят к перебоям в работе таких потребителей. В конечном итоге простаивает оборудование, транспорт, персонал работает с частичной загрузкой, а самое главное — нарушаются сроки выполнения заказов, что обычно приводит к бурному негодованию клиента.
Проблема точного веса металла остается весьма важной для любого трейдера, а среди наиболее распространенных причин возникновения неточного веса можно выделить следующие:
Здесь далеко не все так просто. Недовесы товара со стороны завода-изготовителя в большинстве случаев связаны с отпуском металлопродукции по теоретическому весу. Но это не единственная причина. Также отметим кражи металла по пути следования груза. Зачастую в этом случае прямая вина ложится на перевозчика (автотранспортную компанию или Укрзализныцю). Кроме этого, оплошности при отпуске металла со стороны завода-изготовителя могут быть допущены и его ответственными сотрудниками. Для устранения проблемы неточного веса необходимо искоренить главные причины их образования. Начнем, пожалуй, с поставщиков. Мы уже говорили, что основной причиной образования недовесов при отпуске металла от завода-изготовителя является его отпуск по теоретическому весу. Хотя все мы знаем, что продавать металл необходимо по фактическому весу, некоторые изготовители в своих расчетах все же используют теоретический вес. Для несведущих напомним, что теоретическим весом сортового, фасонного и листового проката считается вес, исчисленный по размерам, предусмотренным стандартами для соответствующих видов и профилей проката. Теоретический вес определяется при двустороннем (плюсовом и минусовом) допуске по номинальным размерам. Для пересчета теоретического веса в фактический используется коэффициент перерасчета. Мы не будем вдаваться в тонкости расчетной части этого коэффициента, отметим только, что при желании со всеми деталями и особенностями его применения можно ознакомится в «Положении по организации поставок проката по теоретическому весу», который был утвержден еще во времена СССР, но так и не утратил свою актуальность.
-
Недовесы завода-изготовителя
Здесь далеко не все так просто. Недовесы товара со стороны завода-изготовителя в большинстве случаев связаны с отпуском металлопродукции по теоретическому весу. Но это не единственная причина. Также отметим кражи металла по пути следования груза. Зачастую в этом случае прямая вина ложится на перевозчика (автотранспортную компанию или Укрзализныцю). Кроме этого, оплошности при отпуске металла со стороны завода-изготовителя могут быть допущены и его ответственными сотрудниками.
-
Недовесы со стороны компании-трейдера
Не будем скрывать, многие трейдеры также «грешат» недовесами в своей работе. В большинстве случаев точный вес при отгрузке металла искажается по причине злоупотребления ответственных сотрудников склада. Из практики мы знаем немало случаев, когда заведующие складом или кладовщики обогащались за счет доверчивых клиентов.
-
Недовесы вследствие использования неточного весового оборудования
В этом случае трейдер, отпускающий металл, может и не подозревать о неточном весе. Основная причина погрешностей при взвешивании металла кроется в разного рода неисправностях весового оборудования.
Для устранения проблемы неточного веса необходимо искоренить главные причины их образования. Начнем, пожалуй, с поставщиков. Мы уже говорили, что основной причиной образования недовесов при отпуске металла от завода-изготовителя является его отпуск по теоретическому весу. Хотя все мы знаем, что продавать металл необходимо по фактическому весу, некоторые изготовители в своих расчетах все же используют теоретический вес. Для несведущих напомним, что теоретическим весом сортового, фасонного и листового проката считается вес, исчисленный по размерам, предусмотренным стандартами для соответствующих видов и профилей проката. Теоретический вес определяется при двустороннем (плюсовом и минусовом) допуске по номинальным размерам. Для пересчета теоретического веса в фактический используется коэффициент перерасчета. Мы не будем вдаваться в тонкости расчетной части этого коэффициента, отметим только, что при желании со всеми деталями и особенностями его применения можно ознакомится в «Положении по организации поставок проката по теоретическому весу», который был утвержден еще во времена СССР, но так и не утратил свою актуальность.
Большинство предприятий-изготовителей при продаже металла по теоретическому весу информируют покупателя (путем предоставления специальных таблиц) о возможных отклонениях от фактического веса. В соответствии с таблицами покупатель может перевести приобретенную партию товара в фактический вес. Для определения теоретического веса партии прокатанного металла вначале находят его общую длину, а затем умножают ее на теоретический вес единицы длины, который исчисляют, исходя из размеров сечения данного профиля и характера допусков по существующим стандартам (ГОСТ, ДСТУ или ТУ). Для листового проката, который отгружается в пачках, теоретический вес партии может определяться, исходя из веса одного листа и количества листов в пачке.
При дальнейшей продаже трейдеры могут продавать металл по теоретическому весу или же переводить прокат в фактический вес с использованием коэффициента пересчета. В первом случае вообще вопросов не возникает, поскольку количество металла, полученного в теоретическом весе, отпускается в тех же параметрах. Но в большинстве случаев трейдеры все же переводят металл в фактический вес прежде, чем продать его потребителю. Именно на этом этапе зачастую и возникают неточности в весе.
Работая с конечным потребителем, трейдеры также могут допускать неточный вес при расчетах. Среди наиболее распространенных причин такого явления можно выделить две. Первая — это неточности при взвешивании металла, вызванные поломкой весового оборудования. Вторая — злоупотребление складского персонала.
Взвешивание металла на складе осуществляется в основном при помощи платформенных или крановых весов. Многие покупатели при выборе весового оборудования пытаются сэкономить. На первый взгляд, это обоснованно: к чему в кризисный период лишние траты на более дорогое оборудование? Однако на практике такая экономия может сыграть злую шутку с покупателем дешевого оборудования. При выборе платформенных и крановых весов особое внимание стоит обратить на степень их устойчивости к ударам, перекосам, угловому взвешиванию. Из технических особенностей обратите внимание на тензодатчик и электронный весовой преобразователь. От надежности этих комплектующих зависит точный вес при взвешивании и продолжительность работы весового оборудования.
Все мы знаем, что абсолютно точных весов на практике не существует. Наиболее точные экземпляры крупнотоннажных весов имеют погрешность в 5 кг на 10 тонн. Но даже если эта погрешность будет в два раза больше, то качество весов все равно можно считать приемлемым.
Точность весового оборудования всегда зависит от времени его эксплуатации и температуры среды, в которой оно используется. Практика доказала, что дешевое и некачественное оборудование быстрее и чаще показывает сбои в работе. В конечном итоге, купив недорогие весы, вы рискуете получить куда большие убытки, чем сэкономили на покупке. Кроме этого, хорошее весовое оборудование прослужит дольше. Впрочем, это отнюдь не значит, что оно будет служить вечно. Периодически весы необходимо диагностировать и проводить их профилактический осмотр. В этом случае весовое оборудование послужит надежным партнером в ваших честных сделках.
Не стоит забывать о том, что качественные весы всегда должны учитывать множество факторов, таких как природные условия эксплуатации, наличие необходимых функций и режимов, варианты исполнения, а в некоторых случаях и персональные пожелания заказчика, которые иногда могут быть весьма оригинальными.
Возвращаясь к проблеме неточного веса, скажем, что металлотрейдеры в своей работе довольно часто сталкиваются с халатностью или умышленными действиями складского персонала, который ответственен за взвешивание товара и его отпуск покупателю. Искоренить подобное явление в любой торговой организации непросто, но все же возможно. Мы хотим дать несколько действенных рекомендаций на этот счет:
-
Инвентаризация товарных остатков на складе
Инвентаризация способна искоренить практику торговли неучтенным товаром и многочисленные факты недовесов покупателям при продаже. Однако не стоит забывать, что проводить ее нужно систематически. Все мы знаем, что недовесы клиентам могут составлять от нескольких килограммов до сотен килограмм на тонне (в зависимости от аппетитов кладовщика). Причем недовешивают, как правило, на наиболее ходовых позициях, которые пользуются спросом. В этом случае поможет выборочная инвентаризация. Инвентаризацию товарных запасов на складе не обязательно проводить в целом по складу. Можно ограничиться отдельными товарными группами. Возможно проведение и внезапной инвентаризации, когда складской персонал заранее не знает о сроке и месте ее проведения.
-
Контрольное взвешивание на стороне клиента
Отчетливым сигналом о злоупотреблении складского персонала могут послужить отзывы клиентов. Конечно, полагаться при этом на высокую точность весов одного отдельно взятого клиента не стоит. Выводы о порядочности персонала и корректности его работы при взвешивании металла лучше делать по множеству отзывов за определенный период.
-
Проведение контрольных закупок
Контрольные закупки товара на складе позволяют не только выявить неточности в весе, но и оценить работу складского персонала в целом (отношение к клиенту, время обслуживания, прием денежных средств и пр.).
К сожалению, ни один из озвученных методов не является полностью универсальным, способным в целом искоренить практику недовеса металла при отгрузке. Но применение их в комплексе существенно повышает ваши шансы избавиться от этой проблемы. Тем более что соблюдение точного веса является актуальной задачей каждого трейдера. Ведь на кон часто ставятся не только возможные финансовые потери, но и вероятные потери деловой репутации, налаженные отношения с клиентами и поставщиками. Для некоторых эти факторы могут быть малозначительными, но мы придерживаемся того мнения, что соблюдение точного веса является одним из факторов, позволяющих металлоторговой компании заслужить дополнительный кредит доверия даже в кризисный период.