Проблема перегруза транспортного средства при перевозке металла

Лишний вес влетит в копеечку

В работе с металлом нельзя обойтись без погрузочных механизмов, современных средств транспортировки и складирования. От того, насколько правильно и разумно организована работа этих механизмов, зависит как оперативность доставки груза заказчику, так и сохранность человеческих жизней. Транспортировка металла в системе организации деятельности металлоторговой компании занимает одно из ведущих мест, и неумелое управление этим процессом способно увеличить продолжительность и стоимость доставки. Довольно часто металлоторговцы и их партнеры-автоперевозчики пытаются использовать транспорт при перевозке «по максимуму». В результате возникают частые поломки, доставка с опозданиями, разочарованные заказчики.

В настоящей статье речь пойдет о превышении допустимой максимальной нагрузки на транспортное средство по весу (так называемый перегруз) и рисках, связанных с этим. Превышение максимально допустимой нормативной нагрузки на транспортное средство может не только ухудшить технико-экономические характеристики эксплуатируемого транспортного средства, но и привести к дорожно-транспортному происшествию.

Во избежание возможных рисков, связанных с перевозкой грузов сверх допустимого уровня по весу, введено в действие Постановление КМУ от 27 июня 2007 г. № 879, которым утверждён «Порядок осуществления габаритно-весового контроля и взимание платы за проезд автомобильными дорогами общего пользования транспортных средств и других самоходных машин и механизмов, весовые и/или габаритные параметры которых превышают нормативные». С этой целью в Украине активно производится закупка передвижных комплексов весового контроля и реализуется программа «борьбы» с несанкционированным проездом крупногабаритных транспортных средств. С начала работы программы по обеспечению весового контроля «Укравтодор» закупил и ввел в эксплуатацию 26 габаритно-весовых комплексов. В 2010 году планируется ввод в эксплуатацию еще 25 передвижных пунктов контроля, а до 2012 года – оборудование еще 22 стационарных пунктов. Согласно данных статистики, только за 2009 год было проведено свыше 160 тысяч контрольных взвешиваний. Габаритно-весовой контроль транспортных средств проводят специалисты «Укравтодора» совместно с сотрудниками наряда подразделения дорожно-патрульной службы (ДПС).

В процессе контроля при возникновении подозрения относительно возможного превышения нормативных или габаритных параметров, сотрудник ДПС останавливает транспортное средство. Начальник передвижного пункта взвешивания вместе с работником наряда проверяет наличие разрешения на движение и параметры транспортного средства, задекларированные в нем. Если возникло подозрение относительно превышения параметров, которые указаны в разрешении на перевозку, транспортное средство направляется на прохождение контроля необходимых параметров. В случае наличия разрешения или отсутствия нарушений транспортное средство продолжает дальнейшее движение. Если же при проверке окажется, что у транспортного средства нет разрешения (или оно есть, но весовые показатели не соответствуют указанным), на пункте распечатывают осевые габаритные и весовые параметры, составляют акт о нарушении и расчет платы за проезд. Перевозчик платит за проезд (часть пройденного им маршрута) в двойном размере. В случае необходимости дальнейшего согласования движения транспортное средство будет отправлено на специальную площадку.

Нарушение правил перевозки грузов в части превышения допустимой предельной массы согласно Кодексу об административных правонарушениях Украины предусматривает штраф в размере от 255 до 340 гривен. То же нарушение, но повлекшее возникновение аварийной ситуации, карается штрафом в размере от  680 до 850 гривен или лишением права управлять транспортным средством сроком от 6 месяцев до 1 года. Существующие штрафы за нарушение правил перевозки грузов нельзя считать критическими, но, оценивая опыт развитых стран, можно с уверенностью предполагать, что их размер в обозримой перспективе будет изменен в сторону повышения.

Идея введения габаритно-весового контроля в Украине в целом хороша. Но, как и многие положительные нововведения в нашей стране, отнюдь не исключает возможности злоупотреблений со стороны контролирующих органов. В связи с этим обратим внимание читателя на возможные «слабые места» в процедуре весового контроля:

  • Большинство из закупленных пунктов передвижного весового контроля в соответствии с техническим паспортом рассчитаны на работу при температуре окружающей среды от – 50 до +35 градусов. Если температурные параметры выходят за рамки указанных, контрольные измерения могут быть неточными. В этом случае следует требовать от работников пункта технический паспорт, и, если правила эксплуатации весового оборудования все же нарушены, можно смело оспаривать результаты контрольного измерения в вышестоящих органах.
  • Согласно п. 2.4.1. «Технологического регламента осуществления габаритно-весового контроля», измерительное и весовое оборудование передвижного пункта габаритно-весового контроля должно быть аттестовано на проведение измерений и иметь соответствующее свидетельство специально уполномоченного органа в сфере метрологии. Компетентные государственные органы Украины осуществляют аттестацию передвижного пункта габаритно-весового контроля, а также последующий контроль за его работой. При прохождении процедуры контроля вы вправе потребовать сертификат и свидетельство органа метрологии о прохождении периодической (1 раз в год) поверки весового оборудования. Если такового на пункте не оказалось (или оно просрочено) взвешивание можно считать неправомерным.
  • Согласно Постановлению КМУ от 27 июня 2007 г. № 879,  габаритно-весовой контроль, осуществляемый на передвижном пункте, является предварительным, после чего необходимо осуществить точный контроль. Точный габаритно-весовой контроль осуществляется исключительно на стационарном пункте. Если ваше транспортное средство остановили на дороге для габаритно-весового контроля на передвижном пункте и обнаружили превышение нормативных параметров, то вас обязаны направить для точного контроля на стационарный. В случае если вас принуждают заплатить за превышение габаритно-весовых параметров, помните, что действия уполномоченных сотрудников являются незаконными и могут быть обжалованы в вышестоящих органах или в суде (с компенсацией материального и морального ущерба).
  • На передвижных пунктах габаритно-весового контроля довольно часто применяют блокираторы колес, что также неправомерно. Блокираторы могут применяться на стоянке в пределах стационарного, а не передвижного пункта габаритно-весового контроля.

Если Вы все же столкнулись с одним из вышеперечисленных случаев и не можете объяснить работникам передвижного пункта и сотрудникам ДПС неправомерность их действий, то обязательно в акте предварительного контроля укажите своё мнение и опишите неправомерность действий работников передвижного пункта. Рекомендуем требовать выдачи Вам второго экземпляра акта о проведении контроля, о применении «средств, которые препятствуют дальнейшему движению транспортных средств». Во втором случае работники пункта обязаны указать время, на которое транспортное средство задерживалось. Не лишним будет и привлечение свидетелей происходящего, использование средств фото- и видеосъемки, что в дальнейшем облегчит процесс доказательства неправомерности действий сотрудников пункта в вышестоящих органах или в суде. Собрав все названные свидетельства произвола, смело отправляйтесь в вышестоящие органы или суд по месту жительства и в порядке административного судопроизводства обжалуйте незаконные действия работников передвижного пункта. Кроме того, вы имеете право на компенсацию причинённого вам материального (пеня за несвоевременно доставленный груз, утраченная прибыль и т.д.), и морального ущерба (снижение деловой репутации в связи с несвоевременной доставкой груза и т.д.).

Если же вы все-таки допускаете перегруз транспортного средства, помните – не так страшен перегруз, как его последствия. При сознательном допущении факта перегруза при транспортировке взвесьте все «за» и «против» (размер перегруза, время нахождения в пути транспортного средства, маршрут движения, время суток перевозки, скорость движения) и поступайте разумно, беря во внимание возможные последствия принятого вами решения.

Дмитрий Ткалич