Пришло время платить по долгам
Об ужесточении исполнительного производства при взыскании задолженности
Более двух лет (с осени 2008 года) понадобилось коммерческим банкам в Украине, чтобы всего лишь оценить уровень проблемных долгов своих заемщиков. По данным международного агентства «Fith» уровень проблемных долгов банковского сектора на начало этого года составил около 50 % всего кредитного портфеля. Цифра, по меньшей мере, ужасающая. Не стоит забывать, что за последние два года банки, путем титанических усилий (с привлечением внутренних служб безопасности, юристов и внешних коллекторских служб) смогли «выбить» все свободные деньги у заемщиков.
По сравнению с банковским сектором, состояние долгов в реальной экономике еще хуже. У большинства компаний нет достаточной практики работы с проблемными должниками. Но даже если такой опыт и есть – что можно сделать, если проблема неплатежей возникла, к примеру, по причине другого контрагента компании?
Цепочка взаимных неплатежей сковала бизнес и парализовала целые отрасли (строительство, оптовую торговлю и пр.). Именно по этой причине давно назревшие изменения в исполнительном производстве приобрели поистине революционный характер. С 08.03.2011 г. в Украине вступила в силу новая редакция закона «Об исполнительном производстве». Детальное изучение закона показывает, что он принят в интересах защиты прав кредиторов. Идея защиты прав кредиторов в целом положительна, и вполне себя оправдала в ряде развитых стран. Ведь только в нашей стране можно взять кредит (или получить товар на условиях отсрочки платежа) и годами избегать погашения задолженности (согласно данным Минюста, в Украине исполняется только каждое второе судебное решение). А сколько рекомендаций типа «как не гасить кредит» или «как списать задолженность кредитора» можно встретить в различного рода периодических изданиях! В конечном итоге кредиторы вынуждены ежегодно списывать миллиарды гривен просроченной задолженности из-за невозможности выполнить судебное решение.
Главное новшество нового закона в том, что он меняет статус должника. Предыдущие редакции предоставляли должнику законные возможности уклониться или отсрочить исполнение судебных решений. Новый закон поможет хоть как-то справиться с кризисом задолженности, когда должник не хочет платить (даже несмотря на решение суда). Новый Закон содержит в себе ужесточенные правовые нормы для должников и более обширные права государственного исполнителя. Теперь государственный исполнитель получает более самостоятельный статус и может:
- получать доступ ко всем электронным базам, касающимся имущества граждан (БТИ, земельный кадастр, МРЭО), выявлять имущество должника, накладывать на него арест и продавать по решению суда;
-
через суд ограничить право выезда должника за пределы Украины, пока не будет выполнено решение суда по уплате долга;
Ограничения на выезд за пределы Украины может затрагивать командировки, туристические поездки и даже выезд на постоянное место жительства в другую страну. Практическая реализация ограничительных мер по выезду за границу может оказаться не очень действенной мерой (принятие судом решения об ограничении права на выезд должника требует наличия оформленного государственным исполнителем представления, согласованного с вышестоящим руководством). Решение же вопроса об ограничении возможности выезжать за границу зависит от инициативы государственного исполнителя. А он, в большинстве случаев, не горит желанием проявлять активность в этом вопросе (это никоим образом не влияет на его заработную плату). О том, что против должника открыто исполнительное производство и ему, например, запрещен выезд за рубеж, он может узнать при пересечении границы. Судебный орган по иску исполнительной службы принимает это решение оперативно, причем без вызова должника в суд и без возможности обжаловать это решение. В таком стечении обстоятельств усматривается осознанность, позволяющая держать должника в постоянном напряжении. Выпустят или не выпустят – этот вопрос может решиться непосредственно при прохождении таможенного контроля. -
получать от органов, учреждений, организаций и должностных лиц конфиденциальную информацию, необходимую для проведения исполнительных действий;
- получать доступ на объекты должника (жилье, склады, офисы и пр.) при наличии решения суда о принудительном проникновении в жилище, вынесенного по представлению государственного исполнителя;
- привлекать к проведению или организации исполнительных действий, в том числе и на платной основе, за счет авансового взноса взыскателя, других субъектов (правоохранительные органы, охранные агентства, коллекторские компании).
Этот перечень подчеркивает особый статус государственного исполнителя, оставляя за должником лишь право обжаловать действия, бездействия или решения, принимаемые государственным исполнителем, исключительно в судебном порядке. К тому же, подача жалобы в суд не будет приостанавливать принудительное исполнение решения. Участники исполнительного производства (кроме должника) могут обжаловать действия, бездействия или решения, принимаемые государственным исполнителем, начальнику отдела (в подчинении которого находится государственный исполнитель), в суд или руководителю вышестоящего органа исполнительной службы.
Новый закон устанавливает ряд правовых гарантий при невыполнении решения суда, а также в случае препятствования работе государственного исполнителя, угроз его жизни, здоровью или имуществу:
- попытка дать исполнителю взятку, повлиять на его решение угрозами и запугиванием предусматривает штраф до 1700 гривен, исправительные работы до одного года или арест до трех месяцев;
- препятствование проникновению исполнителя на объекты должника (жилье, склады, офисы и пр.) или препятствование изъятию имущества должника карается штрафом в размере 2400 гривен или лишением свободы на срок до двух лет;
- применение насилия или угроза насилия со стороны должника предусматривает лишение свободы на срок до пяти лет.
Сам исполнительный документ, используемый для открытия исполнительного производства, также претерпел ряд изменений. К ним относятся следующие новшества:
- в случае, если решение постановлено в пользу нескольких истцов или против нескольких ответчиков, в исполнительном документе указывается только один должник и только один взыскатель. При этом также указывается, что решение исполняется в определенной части или же взыскание производится солидарно. Аналогичная практика применяется в случаях, если присужденное имущество пребывает в нескольких местах;
- исполнительный документ действителен при условии, что он скрепляется гербовой печатью учреждения, которым выдан. Это требование вызвано большим количеством поддельных документов при исполнении решений суда. Если в отношении документов, выданных судом, по этому поводу вопросов не возникает, то исполнительные документы, выданные другими органами, нередко оказываются недействительными.
Важным нововведением Закона «Об исполнительном производстве» является сокращение срока предъявления исполнительного документа к исполнению. Если раньше этот срок составлял три года, то сейчас он сокращен до одного. Сотрудники исполнительной службы получили право самостоятельно решать, с чем придется расстаться должнику при погашении задолженности. В прежней редакции закона должник имел право самостоятельно выбирать, на какое имущество накладывается взыскание. В случае если арестованное имущество – жилье, должник обязан в течение двух недель освободить его. После истечения двухнедельного срока исполнитель имеет право выселить должника в любой момент. Также обязательной в исполнительном производстве стала норма, когда открытие исполнительного производства происходит на основании определения суда о мерах обеспечения иска (в случае наличия такого определения в рамках рассмотрения дела судом).
Согласно новому закону на стороны возложена обязанность в течение трех дней письменно уведомить государственного исполнителя о полном или частичном самостоятельном выполнении решения должником. Также при открытии исполнительного производства государственный исполнитель может наложить арест не только на имущество должника, но и на его денежные средства (ранее арест мог быть наложен только на имущество, принадлежащее должнику). Арестованное в процессе исполнительного производства имущество может быть продано путем открытых торгов (аукционов) или комиссионной продажи. Реализация арестованного имущества, стоимость которого не превышает 2550 грн, а также товаров бытового назначения и иного движимого имущества (с согласия взыскателя) может происходить на условиях комиссионной торговли.
С целью дополнительной мотивации государственных исполнителей доводить расследование до конца, законом предусмотрена новая шкала поощрений за своевременное обеспечение исполнительного документа. Так, за оперативное взыскание долга исполнитель получит премию в пять процентов (но не более 850 грн) от суммы взысканного долга. Ранее премия составляла два процента, и исполнитель редко получал больше 300 гривен. Однако и эта сумма (вознаграждение до 850 грн) не способна стимулировать исполнителя в полной мере. Если должник захочет откупиться, он это сделает легко и за гораздо большие деньги (особенно если предмет спора измеряется миллионами гривен).
Как видим, с введением нового закона «Об исполнительном производстве» злонамеренным или несостоятельным должникам станет еще сложнее избежать погашения долгов. Реформа исполнительного производства создает благоприятные условия для кредиторов, а ведь в условиях экономического спада, вызванного кризисом, выживать могут только монополии и олигархические структуры, близкие к власти. Вот и подумайте теперь, под какие цели писался новый закон? И нужен ли он именно сегодня бизнесу Украины?
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Link exchange is nothing else
Good day very cool site!! Man
Saved as a favorite, I really
I am genuinely delighted to
Heya are using Wordpress for
Thank you for the auspicious
Отправить комментарий