Повышение цен – чего хотят горнорудные компании?
Ценовая неразбериха на рынках проката, взлет и падение расценок уже не столько пугают отечественного трейдера, сколько вызывают у него досаду. После отрезвляюще холодного кризисного «душа» в 2008-м, трейдеры, оставшиеся на рынке, привыкли работать на рынке «с оглядкой», не рискуя без нужды и довольствуясь малым (по сравнению с докризисным периодом).
Но даже эти закаленные невзгодами люди при вопросе о состоянии украинского рынка металла (в частности – динамики цен) в последнее время начинают, мягко говоря, нервничать и предпочитают изъясняться на эту тему преимущественно с помощью колоритных идиоматических выражений. Красной строкой при этом сплошь и рядом через разговор проходит такая мысль: неужели поставщикам железной руды непонятно, что мировой (и тем более – отечественный) спрос на металл пока еще слишком слаб, чтобы безболезненно «вытянуть» более, чем двукратный взлет цен на ЖРС, произошедший этой весной? Характерно, что крайними при этом остаются дилеры и металлурги – с одной стороны их подпирают повышающиеся расценки на ЖРС, с другой – не желающий в массе своей платить дороже потребитель. Эти ножницы заметно уменьшили рентабельность металлургического производства во всех мировых регионах, но особенно досталось тем из них, которые по тем или иным причинам вынуждены работать на покупном сырье.
Действительно, действия «большой тройки» горнорудных компаний в этом году похожи на поведение персонажа из известного анекдота, досуха выкручивающего над стаканом упавшего в водку неживого кота со словами: «Васенька, ну еще хоть чуть-чуть». Неужели «большая тройка», подкашивающая своими действиями начавший было подниматься спрос, совсем не задумывается о том, к чему это может привести в будущем? На наш взгляд, проблема заключается как раз в обратном: горнорудные компании понимают это слишком даже хорошо. «В чем же тогда смысл такого поведения?» – спросите Вы. Давайте попробуем разобраться.
Начнем с того, что невольным виновником (и заложником) данной ситуации выступает Китай. Именно его растущие в последние годы аппетиты привели к дефициту железной руды в мировых масштабах, что, в свою очередь, сделало возможным невероятное ранее повышение цен. Являясь наибольшим в мире потребителем руды, эта страна оказывает прямое влияние на мировой спрос и отпускные цены на данный вид сырья. Из этого можно сделать один вывод: для горнорудных компаний возможность повышать цены на железную руду (или отсутствие оной) напрямую связана с размерами китайского импорта ЖРС. Если Китай вдруг каким-либо образом «соскочит с иглы» железорудного импорта, мир моментально столкнется уже не с дефицитом, а с переизбытком руды (и, как следствие, – обвалом цен). Сделать это КНР может только с помощью диверсификации источников поставок сырья в сочетании с масштабным увеличением собственной добычи этого вида ресурсов. Также добавим, что данная страна в подобном варианте чрезвычайно заинтересована: КНР является наиболее пострадавшей стороной в ценовых войнах этого года – она в любом случае вынуждена покупать ЖРС (своего сырья при существующих в Поднебесной темпах индустриализации ей категорически не хватает). Как же у нее сегодня обстоят дела с диверсификацией и увеличением собственной добычи?
Собственная добыча ЖРС
Разработка собственных месторождений начала форсироваться КНР параллельно с возрастанием цен на импортное ЖРС. Если в 2006 году увеличение добычи отечественного сырья представлялось не таким уж и выгодным делом (в частности, себестоимость добычи ЖРС в Поднебесной составляла около 37 $/т против 5-8 $/т в Бразилии), то теперь ситуация зеркально поменялась. «Реактивный рывок» расценок на железную руду дал мощный толчок развитию китайской горнорудной промышленности.
Импорт ЖРС в Китай
(по данным «National Bureau of Statistics of China» и «Таможенной службы Китая»)
Период | Объем (в млн тонн) | Изменения по отношению к АППГ |
2003 г. | 148,13 | 32,90% |
2005 г. | 275 | 32,30% |
2006 г. | 326,21 | 18,60% |
2007 г. | 383 | 17,4% |
2008 г. | 443,56 | 15,90% |
2009 г. | 627,78 | 41,60% |
2010 г. | 637,5* | 1,50%* |
*Прогноз
Из данной таблицы видно, что в 2009 году, в условиях падения спроса на ЖРС со стороны сталеваров ЕС и США (и относительно вменяемых ценах на руду) импортные поставки железной руды в Китай возросли почти наполовину. В то же время, в 2010 году, во время невиданного взлета цен на железорудное сырье, импорт планируется увеличить лишь символически – на 1,5%. Для справки: выпуск металла в 2010 году КНР планирует поднять на 10%.
Производство железной руды в Китае развивается чрезвычайно быстрыми темпами. За последние пять лет добыча ЖРС выросла там в шесть (!) раз, со 145,7 млн тонн в 2004 году до 880 млн тонн в 2009 году соответственно. Правда, при этом приходится делать скидку на то, что китайская железная руда гораздо более бедная, нежели импортная – добыть металла из нее можно меньше, чем из того же количества покупного сырья. Среднее содержание железа в местной руде колеблется от 20% до 28%, а не 62-64%, как в австралийской или бразильской (хотя, с другой стороны, соответствующий показатель украинской и российской руды составляет 30-35%, что не мешает нам нормально работать). Даже с учетом фактора не самых богатых руд скорость развития горнорудного сектора КНР просто потрясает (хотя в отношении горнорудных компаний других стран, специализирующихся на экспорте ЖРС, более подходящим было бы слово «ужасает»).
Согласно планам китайского правительства, страна в течение последующих 3-5 лет должна получить добавочных мощностей по производству ЖРС еще на 480 млн тонн в год. Для сравнения – в 2010 году Китай планирует закупить порядка 637-678 млн тонн импортного сырья (причем, по возможности у разных стран).
Подобные темпы развития имеют под собой серьезное обоснование – к делу разведки и освоения собственных недр в Китае сейчас подходят чрезвычайно серьезно. Так, для геологоразведки только одного из перспективных районов (к западу от Тянь-Шаньской горной системы) было выделено больше 200 млн юаней. Не хуже дела обстоят и с другими территориями КНР. Поэтому и открытия перспективных месторождений следуют одно за другим. Одно из последних, к примеру, произошло 29 июня этого года. В Синьцзян-Уйгурском автономном районе анонсировано открытие трех новых месторождений ЖРС, общий размер которых, по предварительным данным, составляет порядка 500 млн тонн. Лишь в этом районе прогнозируемые запасы железной руды достигают 2 млрд тонн (среднее содержание железа составляет около 25%). По словам главного инженера Синьцзянского горно-геологического управления Дуна Ляньхуэя, в значительных промышленных масштабах руда из новых месторождений будет добываться, скорее всего, уже через два-три года.
Диверсификация импорта ЖРС
По части диверсификации импортных поставок один из наиболее матерых аналитиков Австралии – Кэйт Гуд – делает выводы, что КНР старательно идет к тому, чтобы стратегически контролировать за своими пределами добычу ЖРС в количествах, способных обеспечить ее данным видом сырья в течение последующих 20-40 лет. Конкретные сроки выхода на данные показатели не называются, но можно сказать точно, что данный процесс набирает обороты: сообщения о покупках китайскими компаниями пакетов акций, приобретении прав на разработку месторождений и т.п. последний год не сходят с новостных лент. О серьезности намерений Поднебесной свидетельствует и тот факт, что она стремится (при всей своей тяге к разумным тратам) перебивать сделки подобного рода у своих «заклятых друзей» – США, которые сами не против скупить побольше активов подобного рода (подкрепляя это желание впечатляющей кучей свеженапечатанных долларов).
Растут и объемы альтернативных поставок железной руды из других стран (не Австралии и не Бразилии). Только за период с января по май (включительно) импорт Китаем российского сырья возрос на 71,6% (относительно 2009 года), что составило 811 тыс. тонн железной руды (при этом цена данного ЖРС держалась на уровне 116,8 $/т). Украина в текущем году планировала поставить в Китай порядка 12,6 млн тонн ЖРС.
Внутренний спрос
Добавочно избавлению от импорто-рудной зависимости должно поспособствовать то, что Китай уже в недалеком будущем должен выйти на пик своей индустриализации, после чего потребление металла в стране такими супер-темпами, как сегодня, расти не будет. В подавляющем большинстве стран по достижении ими 65% уровня урбанизации населения процесс индустриализации заканчивался. Согласно данным официального «Доклада о развитии китайских городов», в 2009 году КНР вышла на показатель урбанизации в 46,59%, что позволяет говорить о приближающемся выходе страны на максимальные для нее объемы потребления проката. При этом, конечно, свои коррективы может внести тот же автомобилестроительный сектор Поднебесной – к примеру, если Китай начнет производить машины сразу для всего мира, то его потребности в прокате добавочно возрастут. В то же время, экспортная нагрузка подобного рода в Китае, как показывает практика, всегда окупалась с лихвой, и в данном случае закономерно будет говорить не о добавочных проблемах, а о дополнительной выгоде.
Прогноз
Учитывая все вышесказанное, можно сделать выводы о том, что у Китая есть заметные шансы уже в ближайшие пару-тройку лет существенно (и, заметим, весьма существенно) снизить свою зависимость от австралийских и бразильских поставок ЖРС. Это, как мы уже отмечали выше, чревато для «большой тройки» не просто утратой главенствующего положения, а и возможным перепроизводством (а значит – неизбежным падением цен). В такой ситуации естественной реакцией любого современного бизнесмена будет попытка заработать хотя бы напоследок. И желательно – побольше. Такое поведение вполне вписывается в рамки, казалось бы, безрассудных действий горнорудных компаний. Они прекрасно понимают, что обрушивают своими действиями мировой рынок проката, удушая двукратными ценовыми повышениями восстанавливающийся спрос. Но это, похоже, именно та ситуация, когда «ложка дорога к обеду». Впрочем, в данном случае «большая тройка» все-таки проявила не повышенный, а уже откровенно нездоровый аппетит: чрезмерное (даже по сравнению с гораздо более благополучными временами) повышение цен на ЖРС привело к свертыванию спроса.
Оптимистические отчеты о восстановлении мировой экономики, начавшие звучать в начале 2010 года, привели к тому, что производители поспешили (во всех смыслах) увеличить производство проката. Начавшееся в этот период повышение расценок на ЖРС послужило причиной ажиотажных настроений трейдеров, которые активно покупали металл, «пока не стало дороже» (что добавочно подстегивало производителя). Но уже через непродолжительный отрезок времени стало понятно, что рынок не способен поглотить выпущенное сверх плана (в расчете на возрастающий спрос) количество металла по увеличившейся цене. В сочетании с уже забитыми складами трейдеров это и привело к классической ситуации перепроизводства, т.е. – падению спроса и цен на товар. Естественно, что цены на сырье (железную руду) также поползли вниз.
Кроме этого, падению мировых цен на железную руду поспособствовал и оперативный «ответный ход» китайского правительства, призванный снизить внутренний спрос на данный вид сырья в стране. К разряду эффективных контрмер можно отнести введенную в Поднебесной отмену возврата НДС для экспортеров стальной продукции (которую, впрочем, хитрый местный производитель уже вовсю пытается обойти). Сыграли свою роль меры по сдерживанию перегретого рынка недвижимости, предпринятые в апреле этого года правительством КНР. Автомобилестроительная отрасль Китая, являющаяся одним из основных потребителей проката, также внесла свою лепту: в этом году она сработала с опережением не только графика, но и спроса, в результате чего потребности отрасли в прокате резко уменьшились (по крайней мере до тех пор, пока не будет частично распродан накопившейся на складах товар). Также китайское правительство использовало законодательный ресурс для жесткого пресечения излишнего количества импортного ЖРС с целью дальнейшей его перепродажи. В результате, по данным аналитического агентства «Bloomberg», в течение трех последних месяцев импорт ЖРС в Китай стабильно сокращался.
Выводы
Мировые цены на железную руду неудержимо поползли (и пока что продолжают ползти) вниз. Несмотря на июньские заявления австралийских горнорудных компаний о том, что в третьем квартале железная руда будет стоить уже 147 $/т FOB, китайские сталевары выставляют в июле предложения на покупку ЖРС по цене 120-125 $/т (только уже на условиях CIF). И это не предел – на местном рынке курсируют слухи об ожидающемся к концу лета понижении расценок на ЖРС по крайней мере до 115 $/т CIF. Но всерьез об этом говорить еще рано. «Большая тройка» пока что отнюдь не повержена в прах и, скорее всего, будет предпринимать все мыслимые (а может – и немыслимые) ответные меры, чтобы успеть выжать из мировой сталелитейной промышленности еще хоть что-то сверх плана. Другое дело, что времени у нее для этого остается все меньше. Весьма похоже, что долговременное снижение расценок на железорудное сырье до разумного уровня должно произойти уже в ближайшие год-два.
Впрочем, есть небольшой шанс, что австралийские и бразильские горняки, учитывая реалии рынка, вынужденно умерят свои аппетиты, что принесло бы металлургам долгожданную стабильность в ценах уже в текущем году. Но даже если этого не произойдет, то, с учетом всего сказанного выше, ситуация с расценками на ЖРС все равно начнет меняться в пользу металлургов уже со следующего сезона. Причем чем дальше, тем сильнее (по мере того, как все больше новых месторождений будет вставать в строй). А, учитывая существующую потребность индустриализирующегося Китая в прокате (в сочетании с его ярко выраженным желанием не переплачивать), думаем, что слишком долго этого ждать не придется.
Игорь Усатый
Комментарии
Отправить комментарий