Поставьте бизнесу оценку
Каждый руководитель предприятия неизбежно сталкивается с проблемой оценки своего бизнеса. Причин для этого множество, но среди них можно выделить самую главную – не зная реальной стоимости предприятия, практически невозможно принимать взвешенные решения по реализации прав собственника, так как именно стоимость компании наиболее полно отражает результаты ее деятельности.
Знание стоимости бизнеса поможет в решении самых разнообразных вопросов:
- повышение эффективности управления предприятием;
- разработка плана развития (бизнес-плана);
- реструктуризация предприятия (ликвидация, слияние, поглощение, выделение и т.д.);
- определение текущей рыночной стоимости предприятия в случае его частичной (или полной) покупки (или продажи), при выходе одного или нескольких участников из обществ и т.д.;
- купля-продажа промышленной недвижимости, а также машин и оборудования;
- определение стоимости ценных бумаг предприятия, долей в его капитале в случае проведения различного рода операций с ними;
- определение кредитоспособности предприятия и величины стоимости залога при кредитовании;
- определение рыночной стоимости имущества при проведении страховых операций;
- налогообложение предприятия; переоценка активов предприятия для целей бухгалтерского учета; внесение в уставной капитал имущественных вкладов учредителей;
- выкуп акций у акционеров; обжалование судебного решения об изъятии собственности;
- определение величины арендной платы при сдаче бизнеса в аренду;
- эмиссии ценных бумаг, аукционы и конкурсы по продаже пакетов акций предприятий и масса других ситуаций, возникающих в хозяйственной практике.
Системный взгляд на оценку бизнеса, как на инструмент управления финансами и повышения эффективности компании стал появляться у наших руководителей относительно недавно. Оценка бизнеса наиболее актуальна для растущих компаний, активно развивающих новые направления деятельности. Она помогает правильно ориентироваться в многообразии новшеств и усовершенствований, внедряемых в бизнесе.
С другой стороны, эволюция бизнеса требует постоянных инвестиций. Привлечение инвесторов – сложный процесс, требующий максимальной информационной ясности. Информация, поданная инвестору в формате оценки бизнеса, наиболее точно удовлетворяет его запросы.
Так что же такое оценка бизнеса?
Оценка бизнеса – это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносить прибыль его владельцу.
Существуют два предмета оценки:
- 1) оценка имущества предприятия;
- 2) оценка бизнес-линий как совокупности прав собственности. В этом случае оценивается технологии и активы, обеспечивающие ожидаемые в будущем доходы.
Обе эти оценки являются альтернативными, но взаимодополняющими. Тем не менее, в рыночной экономике, где решающим является именно выгодное дело, а не просто фирма, преобладает оценка бизнес-линий.
Главная задача, решаемая с помощью оценки бизнеса, – оценка имущественных прав владельца (определяется рыночная стоимость предприятия) для возможной последующей передачи этих прав. Нужно отметить, что передача прав может быть как возмездной, так и безвозмездной. В обоих случаях владелец (продавец), также как и покупатель (получатель), будут иметь информацию о прибыли или убытке от продажи, передачи или получении собственности.
Помимо упомянутой рыночной стоимости, существуют и другие виды стоимости предприятия. Например, страховая, инвестиционная, стоимость частичных имущественных прав и т.п., для определения которых в настоящее время также прибегают к услугам оценщиков.
При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.
Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами. На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.
Как правило, современное предприятие – это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы – начиная с недвижимого имущества и заканчивая деловой репутацией предприятия.
Давайте рассмотрим основные составляющие предприятия согласно законодательству Украины. Гражданский кодекс определяет предприятие как «объект гражданских прав, представляющий собой имущественный объект и определенную структуру организованной хозяйственной деятельности по производству или реализации продукции или услуг».
Итак, фирма представляет собой организационно-экономическую форму существования бизнеса. Бизнес же – это конкретная деятельность, организованная в рамках определенной структуры. Владелец бизнеса имеет право продать его, заложить, застраховать, завещать. Бизнес – объект инвестиционный, вложения в который осуществляются с целью получения прибыли в будущем. Затраты и доходы разъединены во времени, причем размер ожидаемой прибыли не известен, более того, он имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи.
Бизнес является сложной системой, но оцениваться может как вся система в целом, так и отдельно её подсистемы и даже элементы.
Как проводится оценка бизнеса?
Чтобы оценить приобретаемый бизнес (или собственную компанию для последующей продажи), прежде всего, необходимо подобрать оценщика. С этой целью можно организовать тендер. В этом случае оценщикам предоставляется общая информация о бизнесе, они дают свои предложения относительно возможных сроков и стоимости оценки бизнеса.
Организация процесса оценки действующего бизнеса проходит следующим образом. На предварительном этапе оценщику необходимо посетить объект и лично составить представление об активах и возможностях предприятия, а также об объеме предстоящих трудозатрат. Для этого оценщик должен:
- идентифицировать объект оценки и констатировать цель оценки;
- выбрать методы оценки (о чем будет подробнее сказано далее);
- описать заказчику объем необходимых оценочных процедур;
- согласовать дату, по состоянию на которую будет производиться оценка и период времени, необходимый для проведения оценки;
- согласовать сумму гонорара оценщика и порядок его выплаты;
- сформулировать и согласовать объем требований, предъявляемых оценщиком заказчику в плане предоставления информационной и технической помощи.
Помимо всего прочего, при оценке бизнеса должен быть проведен анализ отрасли (текущее состояние и перспективы развития данного бизнеса), подразумевающий небольшую характеристику экономического состояния региона, в котором находится компания.
Далее, когда проведены предварительные шаги, происходит заключение договора. Договор между оценщиком и заказчиком является официальным основанием для проведения оценки компании. Он заключается в письменной форме и не требует нотариального заверения, и, тем не менее, в нем должны быть описаны все возможные вопросы, возникающие при непосредственном проведении оценки, а также вопросы, связанные с ее результатами.
В договоре должно быть:
- предельно четко сформулированное задание на оценку, все условия, ограничивающие выводы оценщика, а также размер и порядок ответственности оценщика в случае невыполнения задания;
- определяются возможные последствия несогласия заказчика с выводами оценщика и урегулирования взаимных претензий;
- право собственности на отчет (права на его издание, цитирование, передача третьим лицам).
Важно отметить, что наличие или отсутствие в договоре тех или иных условий не освобождает оценщика от обязанности следовать требованиям профессиональной этики и, в первую очередь, тех требований, которые выработаны с целью максимальной защиты интересов клиента.
В общем случае срок оценки – от месяца и более. На практике часто встречается ситуация, когда процесс подготовки, определение специфики компании и подходов к оценке может занять больше времени, чем непосредственно само проведение оценки.
По результатам оценки бизнеса оформляется отчет. В нем недопустимы неоднозначные толкования. Если определяется не рыночная стоимость, а иные виды, в отчете обязательно должны быть указаны причины отступления и критерии установления оценки. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается рекомендуемой для совершения дальнейших сделок, если с момента составления отчета до даты совершения сделки (или даты представления публичной оферты) прошло не более 6 месяцев.
Итак, оценка бизнеса – весьма многогранный вопрос, имеющий множество нюансов. Прежде чем приступать к обсуждению подходов и методов, применяемых в оценке, необходимо четко понимать, что оценка напрямую зависит от причин, ее побудивших, и целей, ею преследуемых. При этом один и тот же объект с течением времени обладает разной стоимостью. Причем, в зависимости от целей оценки его стоимость определяется различными методами.
Особенностью процесса оценки стоимости предприятия является ее рыночный характер. Это означает, что оценка стоимости бизнеса не ограничивается учетом лишь одних затрат на создание или приобретение объекта. Она учитывает совокупность рыночных факторов, таких, как: факторы времени, риска, рыночную конъюнктуру, уровень и модель конкуренции, экономические особенности оцениваемого объекта, его рыночное реноме, а также макро- и микроэкономические характеристики.
Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных подходов: затратного, доходного и сравнительного. Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга. Иными словами, для оценки бизнеса стараются одновременно использовать методы из разных подходов. При этом каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.
Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества, которая определяется как совокупность материальных и нематериальных активов предприятия. Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.
При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, предприятие может принести в будущем. Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия и руководствуются, в основном, прогнозной величиной будущих доходов, а не наличием у предприятия тех или иных активов (так называемый, принцип ожидания).
При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок аналогичных предприятий или их акций или долей. Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого аналогичного предприятия, обладающего для потенциального покупателя эквивалентной полезностью.
Все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов, из многообразия которых оценщик выбирает наиболее подходящие для оцениваемого объекта. Зачастую (в случае банкротства предприятия, его вялотекущей деятельности и крупных имущественных комплексов) определение стоимости предприятия сводится к определению стоимости всего лишь его активов: земельных участков, зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортного парка, нематериальных активов и имущественных обязательств – то есть, главным образом происходит оценка по затратному подходу. Но наиболее точная картина оценки все-таки получится при применении всех трех подходов с последующим итоговым согласованием стоимости, при этом каждому результату присваивается свой весовой коэффициент. Задача оценщика в данном случае довольно сложна – он должен определить, какой вес имеют результаты каждого из подходов при формировании итоговой стоимости бизнеса.
Отчет оценщика
Отчет об оценке – это последний, но существенный этап в работе оценщика. Общие требования к отчету изложены в «Нормах професійної діяльності оцінювача», утвержденных фондом ДержМайна України. Специфические требования к отчету обычно устанавливаются заказчиком.
Не редки ситуации, когда результатом работы оценщика является разочарования клиента («А почему так мало стоит мой бизнес?»). Стоимость предприятия нельзя определить в начале работы и уведомить о ней заказчика. Мастерство оценщика состоит не только в подготовке аргументированного отчета об оценке, но и в умении передать свою уверенность заказчику.
Бывает, что директор (он же владелец пакета акций предприятия) после общения с оценщиком, который оказался неплохим консультантом (в том числе и в области корпоративного управления), кардинально меняет мнение о будущей судьбе своего бизнеса. Он начинает понимать, что ему нужно не получать очередной кредит в банке, а думать о том, как бы собрание акционеров не лишило его привычной возможности управления денежными потоками компании. И, представьте, что в этом случае директор не хочет платить за столь шокирующие знания. Что сказать? Случаются и такие происшествия. Ошибочные инвестиции разорили не одну тысячу старых и молодых предприятий, а их директора, так и не научившись балансировать доходы и затраты, идут в банк за кредитом на пополнение оборотных средств, забывая, что бизнес – это в первую очередь использование возможностей, и лишь потом – решение проблем. Жизнь показала, что там, где руководители (собственники) предприятия имеют желание сделать его конкурентоспособным, они отбрасывают свои старые представления о том, как оно должно работать, ищут (и находят) новые модели управления.
Таким образом, в подведение итогов можем констатировать, что оценка предприятия является одним из основных инструментов на рынке услуг по сопровождению сделок с капиталом, который помогает инвестору избежать риска получения в собственность «кота в мешке» вместо нового актива, необходимого для расширения и укрепления бизнеса.
Оценка бизнеса показывает, как создается и из чего складывается ценность компании. Результат ее является основой для принятия решений операционного характера, так как владельцы и менеджеры получают в руки инструмент управления стоимостью предприятия.
Каждое подразделение и каждое звено бизнес-цепочки в отчете рассматривается на предмет вклада в создание ценности всего бизнеса. Зная, каковы ключевые операторы ценности, а также схемы их действия, менеджеры имеют возможность регулировать процесс создания ценности, следуя за интенсивностью процесса. Одновременно владельцы и менеджеры бизнеса, имеющего несколько подразделений, получают ключ к сопоставлению их эффективности в плане влияния на общую ценность компании.
Валко Александр,
частный юрист