Перевозка грузов. На что обратить внимание?

Транспортировка грузов играет первостепенную роль в работе любого металлотрейдера. Сохранность груза при перевозке, целостность упаковки и своевременность доставки обеспечивают бесперебойную работу любой торговой компании. Однако на практике трейдер может столкнуться со множеством рисков: хищение груза, его повреждение, недобросовестность перевозчика. Поэтому металлотрейдерам необходимо оценить все возможные риски и учесть их при заключении договора транспортировки или экспедирования грузов. Это поможет избежать излишних финансовых потерь и доставить груз своевременно.

Владелец груза всегда должен иметь юридические гарантии своевременной доставки груза, его сохранности и сохранению имеющихся свойств. В большей степени эти гарантии обеспечиваются в договоре на транспортировку груза (или его экспедирования). Однако далеко не всегда условия договора соблюдаются, и главной гарантией в этом случае служит судебная перспектива взыскания убытков с перевозчиков или экспедиторских компаний.

Прежде, чем заключать договор на перевозку, стоит тщательно подойти к выбору перевозчика. Как правило, большинство металлотрейдеров прибегают к услугам хорошо проверенных перевозчиков. Однако на рынке время от времени появляются хорошие предложения от новых компаний. Стоит ли рисковать в этом случае? По нашему мнению, прибегать к услугам новых перевозчиков можно, но при этом не стоит пренебрегать простыми правилами безопасности:

  • Проверьте регистрационные документы компании-перевозчика. Обратите внимание на продолжительность ее работы на рынке, наличие положительных отзывов со стороны заказчиков и наличие собственной (а не арендованной) базы автотранспорта.

  • Наиболее распространенную информацию о перевозчике можно получить с его сайта. Сайты фирм-однодневок, как правило, содержат недостоверные сведения о контактах, имеют «сырой» внешний вид и SEO-продвижение.

  • Не пренебрегайте информацией, которая получена из открытых источников (пресса, интернет) о деятельности компании-перевозчика. В большинстве случаев недобропорядочные компании уже засветились в негативных отзывах на многих форумах. Это и послужит сигналом «ненадежности» перевозчика.

  • Профессиональные транспортные компании ориентируются на потребности заказчика. При этом акцент смещен на качество услуг и потребительские предпочтения, а не на их стоимость. Здесь самое время вспомнить пословицу о том, что «дешевый сыр может быть только в мышеловке».

Итак, если вопрос с выбором перевозчика решен, самое время приступить к заключению договора о перевозке груза. Сразу отметим, что на практике возможно несколько вариантов документально оформления перевозки груза:

  • договор перевозки груза;
  • договор транспортно-экспедиционного обслуживания от имени грузоотправителя;
  • договор транспортно-экспедиционного обслуживания от имени экспедитора.

Любой из названных выше договоров позволяет заказчику перевести груз в необходимый пункт назначения. Однако при выборе договора следует различать степень ответственности перевозчика за сохранность груза, его своевременную доставку и отсутствие каких-либо повреждений. Учет всех нюансов создает для грузоотправителя дополнительную защищенность, а значит, и уверенность в том, что груз будет доставлен своевременно и в полном объеме. Взвесив все «за» и «против» в вопросе выбора договора, мы рекомендуем остановиться на договоре перевозки груза. По нему на перевозчика возлагается наибольший объем ответственности:

  • за утрату, недостачу и повреждение принятого к перевозке груза;

  • за вред, причиненный при перевозке груза:

    • в случае утраты или недостачи груза — в размере стоимости груза, который утрачен или которого не хватает;
    • в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую уменьшилась его стоимость;
    • в случае утраты груза, сданного к перевозке с объявлением его ценности, — в размере объявленной ценности, если не будет доказано, что она ниже действительной стоимости груза.

Характерно, что согласно действующему законодательству при утрате, недостаче или повреждении груза перевозчик сам должен доказать наличие обстоятельств, которые могли бы его освободить от ответственности.

Если все же собственник груза обратился к посреднической экспедиторской компании, то лучше заключить сразу два договора: договор транспортного экспедирования (для поиска перевозчика) и договор перевозки с предоставленным перевозчиком. В договоре экспедирования необходимо предусмотреть поручительство экспедитора за найденного им перевозчика. В этом случае экспедитор и перевозчик несут совместную ответственность перед грузоотправителем.

Ответственность перевозчика перед грузоотправителем наступает не с момента заключения договора, а с момента приема груза к перевозке. Поэтому факт принятия груза должен быть оформлен надлежащим образом как со стороны грузоотправителя, так и со стороны перевозчика. Основным документом на перевозку грузов является товарно-транспортная накладная (далее ТТН). Грузы, не оформленные в ТТН, к перевозке не принимаются. Это важный момент, так как если грузоотправитель не выписал ТТН, то доказать факт того, что перевозчик принял груз к перевозке, очень сложно. Обратите внимание, что ТТН должна быть выписана именно на транспортную компанию (компании, которые предоставляют услуги экспедирования или комиссионные услуги по перевозке, таковыми не являются). Обратите особое внимание на наличие подписи представителя перевозчика в ТТН при принятии груза. Обычно таким представителем является водитель транспортного средства. Однако полномочия водителя автотранспортного средства не всегда можно подтвердить. К тому же на практике были отмечены случаи, когда транспортные компании ставили под сомнение правомочность водителя (в приемке груза и его перевозке). Чтобы избежать возможных осложнений в будущем, необходимо включить в договор перевозки пункт о том, что водитель перевозчика является его полномочным представителем в принятии груза, а также указать данные водителя (паспортные данные, образцы подписей и пр.).

Грузоотправителю также важно убедиться в том, что транспортное средство, поданное для загрузки, действительно принадлежит перевозчику. На практике принято указывать данные о транспортном средстве прямо в заявках к договору перевозки. Но это не исключает все возможные сложности в будущем. В свидетельстве о регистрации автомобиля нельзя однозначно выяснить, принадлежит ли он перевозчику (или не арендован им). Подтвердить принадлежность транспортного средства перевозчику можно через лицензионную карточку, которая выдается на каждый автомобиль. Поэтому необходимо обратить внимание, есть ли у водителя лицензионная карточка и совпадает ли в ней название перевозчика с ТТН и договором на перевозку.

Очень часто грузоотправитель делегирует полномочия по приемке груза и его экспедированию своему представителю. Но создает ли это дополнительную защиту при транспортировке груза? На самом деле наличие уполномоченного представителя, который экспедирует груз, позволит уменьшить ответственность грузоперевозчика. Согласно действующему законодательству автотранспортное предприятие освобождается от ответственности за утрату, недостачу, порчу или повреждение груза в том случае, если груз перевозился в сопровождении экспедитора грузоотправителя (грузополучателя). В этом случае перевозчик несет ответственность за утрату груза лишь в том случае, если предъявитель претензии докажет, что утрата, недостача, порча или повреждение груза произошли по вине автотранспортного предприятия. Поэтому отправитель должен с осторожностью относится к использованию собственных экспедиторов для сопровождения перевозок. В этом случае при повреждении товара грузоотправитель уже не сможет взыскать убытки с перевозчика. А вот получить их со своего экспедитора будет еще более проблематично.

Несмотря на самые совершенные меры безопасности, потери грузов и их хищения при транспортировке возможны. В этом случае грузоперевозчик должен быть готов документально засвидетельствовать все повреждения, недостачу или утрату груза при перевозке. Для этого необходимо отразить в акте любые обстоятельства, которые могут служить основанием для материальной ответственности перевозчика (факты повреждения, недостачи или утраты груза). Сам акт должен быть составлен с участием представителя перевозчика, а факт его составления должен быть отражен в ТТН. Как показывает практика, любые исковые требования к перевозчикам без наличия подобных актов малоперспективны. В качестве уполномоченного представителя перевозчика лучше привлечь непосредственно водителя транспортного средства.

Для грузовладельцев и перевозчиков вопрос сохранности груза в процессе перевозки будет актуальным всегда и в любой точке Украины. Чтобы пресечь кражу грузов и не потерять ТМЦ при транспортировке, следует знать основные способы хищения грузов и методы предотвращения подобных случаев. Самое главное, что должен помнить грузовладелец, заключается в том, что кража груза возможна на любом из этапов грузоперевозки: с участием подставных водителей или других посредников; из-за недобросовестного экспедитора, воспользовавшегося неосведомленностью заказчика в условиях договора транспортировки; из-за халатности перевозчика. К наиболее распространенным способам хищения грузов можно отнести следующие:

  • Хищение грузов компаниями-однодневками или фиктивными компаниями. Как правило, эти компании предоставляют фиктивные данные о государственной регистрации, банковских реквизитах и месторасположении. Привлекая заказчика низкой стоимостью услуг, они получают предоплату и предоставляют «реальный» транспорт под загрузку. Транспортное средство с «фиктивными» номерами получает груз, по пути следования несколько раз его перегружает и в конечном итоге осуществляет его продажу. Таким образом, грузоперевозчик получает предоплату за свои услуги и сам груз.

  • Кража груза с участием экспедитора. В этом случае транспортная компания осуществляет легальную деятельность. Однако при транспортировке груза используется сторонний экспедитор, который и указывает водителю, в каком направлении перевозить груз или же меняет маршрут по ходу следования транспорта.

  • Кража груза с привлечением недобросовестного диспетчера транспортной компании. В этом случае заинтересованным лицом является диспетчер. Он получает заказ на транспортировку и за определенный бонус переуступает его другому экспедитору. Экспедитор, в свою очередь, находит транспортное средство за небольшую плату и перевозит груз не к месту назначения, а в заранее спланированное место.

  • Хищения с привлечением собственных сотрудников предприятия. Довольно часто информацию о перевозке передают мошенникам сами сотрудники компании. Они владеют информацией о том, когда и в каком направлении будет доставляться груз. Сотрудники компании могут досконально знать маршрут перевозки, а также места остановки, что позволяет мошенникам легко похитить груз. Нередко сотрудники, ответственные за организацию грузоперевозок, помогают получить заказ на перевозку груза своим сообщникам в транспортных компаниях, которые инсценируют кражу груза в пути.

Как видим, способы хищения грузов на практике весьма разнообразны. Для обеспечения сохранности грузов при перевозке собственнику необходимо следовать простым правилам безопасности. Их не так уж много: тщательный отбор компаний-перевозчиков; работа только с проверенными и хорошо зарекомендовавшими себя контрагентами (перевозчиками, экспедиторами, диспетчерами и другими участниками перевозок); ограничение доступа к информации о перевозке (маршруте транспортировки, местах остановки, сведения о перевозимом грузе); тщательное документирование на всех этапах грузоперевозки (заключение договора, выписка первичных документов на перевозку); проведение мероприятий по снижению рисков потери груза при транспортировке (страхование, экспедирование и пр.). Все этим меры (при разумной организации) помогут вам сохранить груз и повысить безопасность перевозок для собственника.

Дмитрий Ткалич