Обзор рынка цветных металлов: август 2009 г.

Звучавшие в начале лета прогнозы аналитиков о скором обрушении цен на цветные металлы оказались несостоятельными – расценки росли на протяжении июля и августа. Это напрямую отразилось на рынке цветмета в Украине, практически полностью зависящем от импорта.

Резкое увеличение цен на цветные металлы весной было результатом активной денежной политики правительств и Центробанков ведущих стран, которые направляли значительные средства в пострадавшую от кризисных явлений экономику в надежде реанимировать производственные цепочки и удержать мировое хозяйство от падения в пропасть. Как всегда в таких ситуациях, накачка экономики легкими деньгами вылилась в подорожание сырьевых товаров, прежде всего тех, торговля которыми ведется на биржах – нефти и цветных металлов. Последние являются универсальным инструментом для вложения денег в условиях финансовой нестабильности, поэтому неудивительно, что вброс в экономику крупнейших стран миллиардов долларов в рамках антикризисных мероприятий создал задел для повышения котировок на цветмет.

Кроме чисто спекулятивной составляющей, данный рост имел и более систематический фактор. Китай, имея громадные резервы в долларах, начал проводить политику перевода, как оказалось, мало чем подкрепленных бумажек в реальные материальные ценности. Наряду со скупкой сырьевых активов по всему миру подобная политика КНР включает и создание стратегических запасов цветных металлов, закупавшихся весной по сложившимся тогда весьма низким ценам. Однако оба фактора – и финансовые спекуляции, и формирование Китаем резервов цветмета не отменяли более фундаментальной тенденции, вселявшей пессимизм в аналитиков: реальный спрос увеличивался слабо.

Кроме того, по достижению определенного ценового уровня, правительство Китая, посчитав слишком почетной для себя роль главного спонсора производителей цветмета, сократило закупки. В июне начал укрепляться доллар, а значит, американские долговые обязательства стали более выгодным инструментом для вложений, нежели цветные металлы. Совокупность этих факторов привела к некоторому падению котировок на цветмет к началу июля. Однако затем маятник качнулся в обратную сторону – доллар стал дешеветь, а КНР возобновила закупки, что позволило рынку не скатиться до весенних значений, а дождаться оптимистических данных о первых «зеленых ростках» в экономиках США, ЕС и Японии.

Очевидное оздоровление ведущих мировых экономик, кроме создания нового информационного повода для дальнейшего спекулятивного повышения расценок на цветмет, принесло куда более важную составляющую – реальный спрос также начал понемногу увеличиваться. Это создало базу для августовского рывка к новым высотам. Правда, аналитики отмечают, что хотя объем реального спроса во втором полугодии еще вызывает разногласия, объемы производства, тем не менее,  уже наращивают все.

Это ставит под удар с таким трудом завоеванные ценовые уровни. Тем более что, положа руку на сердце, все прекрасно осознают: нынешнее повышение не отражает адекватного улучшения дел  в мировой экономике. Его причинами остаются упоминавшиеся выше закупки Китая и сверхмягкая денежная политика ФРС США, причем оба фактора в данный момент являются весьма неустойчивыми. Добившись первых положительных результатов в оживлении экономики, финансовые власти США намекают на возможное ужесточение денежной политики — с целью противодействия инфляционным процессам. Китай, в свою очередь, сегодня не только уменьшает активность в прямых закупках цветмета, но и сворачивает программы кредитования предприятий, что может ослабить спрос у реальных потребителей металла в Поднебесной.

Сентябрьские тенденции дают повод пессимистам говорить, что время безудержного роста, скорее всего, прошло. Теперь, вместо однонаправленного движения котировок вверх, наблюдаются колебания возле положения равновесия (как у меди) либо даже некоторый откат с занятых ранее позиций. Так, никель, подорожавший за последние полгода вдвое, начал резко терять в цене (рис. 1). Собственно, именно неадекватно резкое удорожание этого металла (при наличии достаточно больших складских запасов и простаивающих производственных мощностей по его производству) натолкнуло потребителей на мысль подождать дальнейшего развития событий и приостановить закупки. Это не замедлило сказаться на котировках данного металла.

Динамика расценок LME на никель
Рис. 1. Динамика расценок LME на никель*

Похожая ситуация сложилась и с цинком. Несмотря на то, что в январе-июне на рынке уже находилось 273 тыс. т запасов этого металла (в то время как годом ранее – 121 тыс. т), ведущие мировые производители начали массово увеличивать его выпуск. Так, основные китайские производители цинка в июле и начале августа работали на 90% своих мощностей (в I квартале — на 60–70%). Подобные факторы и предопределили прекращение роста на рынке цинка  в начале сентября.

На котировки алюминия также давят значительные складские запасы. Даже спад в производстве этого металла (в  том числе — вследствие аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) не смог перекрыть фактор настороженности рынка относительно дальнейшей судьбы расценок на «крылатый металл». Следствием этого стало некоторое понижение котировок в первой половине сентября, после августовского пика.

С другой стороны, на рынке хватает и оптимистов. Инвесткомпания, аффилированная с Scotiabank Group, выступила с проектом создания медного фонда: все желающие могут вложить средства в данный проект. Компания уверена в восстановлении глобальной экономики и ведущей позиции меди на рынках цветных металлов. Уверенность ее базируется на том, что мощности по производству меди, в отличие от других цветных металлов,  уже сейчас загружены более чем на 90%. При сохранении подобного положения дел, дальнейший разогрев мировой экономики может создать ее дефицит.

Впрочем, текущая ситуация на рынке цветмета, накрепко завязанная с макроэкономическими и финансовыми процессами, оставляет слишком много места неопределенности, чтобы можно было делать какие-либо надежные прогнозы.

Динамика расценок LME на алюминий и цинк 

Рис. 2. Динамика расценок LME на алюминий и цинк*

Динамика расценок LME на медь

Рис. 3. Динамика расценок LME на медь*

Что касается рынка украинского, то тут в ближайший месяц можно ожидать только увеличения расценок, даже если на мировых рынках начнется спад: импортеры будут реализовывать металлы, закупленные по высоким августовским ценам. Дополнительные сложности при поставках цветмета в Украину способна создать неразбериха на валютном рынке. В стране сохраняется риск возникновения проблем с оперативным приобретением долларов, что может отразиться на внутренних ценах в сторону их повышения.

Максим Рассоха