Обзор рынка цветных металлов - 15.11.2011
В октябре расценки на цветные металлы, достигнув дна, начали понемногу восстанавливать утраченные позиции. Этому способствовали меры по урегулированию долгового кризиса в еврозоне. Однако пока рано говорить о формировании уверенного положительного тренда. Слишком много неопределенности как в претворении в жизнь программы стабилизации финансов ЕС, так и касательно общего поведения мировых финансовых центров в нынешнее, весьма непростое, время.
Котировки цветмета на мировых рынках в последний месяц пусть неуверенно, но все-таки растут. Общая динамика колебаний ценовой кривой большинства торгующихся на бирже металлов в основном совпадает с таковой для меди (рис. 1) — одного из важнейших сырьевых материалов мировой экономики (и излюбленного инструмента для финансовых спекуляций). При этом именно настроения на финансовых рынках являются определяющими для формирования направленности расценок всех сырьевых товаров. В качестве примера можно взять динамику цен на нефть, которая, имея свои особенности, во многом совпадает с характером движения цен на медь. Это указывает на общую для них движущую силу изменения биржевых котировок — наличие свободной ликвидности на мировых финансовых рынках. Если многочисленные инвестфонды готовы рисковать и у них есть на это деньги, тогда цены на рискованные активы, в том числе и цветмет, идут вверх.
Рис. 1. Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)
Рис. 2. Динамика цен LME на медь и никель с начала 2008 г.
Рис. 3. Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2008 г.
Впрочем, последние полгода мы наблюдали принципиально иную картину. Нарастающие опасения по поводу неурядиц с обслуживанием государственных долгов некоторых стран (членов еврозоны) заставляли участников рынка быть более осторожными, страхуясь от возможного недостатка ликвидности (в случае перерастания существующих проблем в полномасштабный финансовый кризис). В результате уже весной этого года в сырьевом секторе сформировался плавный отрицательный тренд, который перешел в настоящий обвал в августе–сентябре после того, как развеялись надежды на продолжение программы количественного смягчения со стороны ФРС США. Предыдущие этапы программы заключались в предоставлении значительных объемов ликвидности для поддержки финансового сектора. Кроме того, появились признаки реального замедления экономики в ЕС, США и даже в Китае.
Базовым фоном, на котором разворачивались панические настроения, был вероятный дефолт Греции и возможное обострение долговых проблем в Италии, Испании, Португалии и Ирландии, что ставило под угрозу всю финансовую систему ЕС. Только октябрь принес некую стабильность на рынки рисковых активов, где даже обозначился положительный тренд (неизвестно, правда, насколько устойчивый). Развороту тенденции поспособствовало формирование европейского фонда финансовой стабильности, призванного застраховать риски неплатежей по госдолгам стран (членов ЕС). Параллельно был разработан (и даже в некотором роде принят) план по выходу из греческого кризиса. Греции списывается 50 % ее долгов коммерческим структурам и предоставляется финансовая помощь для обслуживания оставшихся. Взамен Афины обязались планомерно сокращать свой бюджетный дефицит, причем под строгим контролем еврокомиссаров. Все это воодушевило рынки, так как существенно снижало риски того, что еврозона «пойдет вразнос». Правда, премьер-министр Греции Г. Папандреу, стремясь сохранить лицо у себя дома, попытался было объявить референдум о том, стоит ли принимать помощь на условиях, предложенных Брюсселем (а фактически Берлином), или гордые эллины как-нибудь справятся сами.
Возможный отрицательный ответ на данный вопрос, связанный с нежеланием греков ограничивать расходы на себя, любимых, мог бы поставить всю сложную конструкцию урегулирования долгового кризиса под угрозу. Это сразу же сказалось на биржевых котировках, которые отыграли назад часть недавнего роста. Впрочем, теперь референдум вроде бы отменен, но зато разгорелся правительственный кризис в Греции, и получение очередного транша помощи от ЕС увязывается с его преодолением и выполнением взятых на себя ранее обязательств. Одним словом, ничего еще не решено с полной определенностью, поэтому рынки, по сути, прекратили движение верх, хотя и не опустились до минимумов месячной давности. Отметим также, что сам по себе фонд финансовой стабильности еще не полон. Средства в него планируется привлекать, в основном, заемные. С каналами его наполнения пока также полной ясности нет. Значительную часть данного бремени, судя по всему, могут взять на себя США, посредством предоставления средств через МВФ.
Необходимо отметить, что, помимо вялотекущей реализации антикризисных шагов в ЕС, тлеющий оптимизм рынков, не дающий развиваться отрицательному тренду, подогревают надежды большинства игроков на запуск третьего этапа количественного смягчения (если не сейчас, то хотя бы к весне). Это не значит, что данное событие произойдет на самом деле (последние сигналы из ФРС США были как раз против подобного сценария), но таковы настроения участников рынка. В то же время это означает, что, если вдруг нынешние оптимисты разуверятся в своих прогнозах, мы сможем наблюдать новую волну распродаж, подобную той, которая прошла по рынкам в сентябре. Поэтому сложно давать какие-либо оценки характеру дальнейшей ценовой динамики на рынках рисковых активов. Успешное, хоть и промежуточное решение долгового кризиса в ЕС на фоне возможного возобновления подпитки рынков дешевой ликвидностью со стороны американских финансовых властей, безусловно, приведет к ценовому ралли на рынках цветмета, в результате чего они отыграют значительную часть потерь последних месяцев. В то же время очередное разочарование в монетарной политике ФРС США может обрушить рынки до еще более низких уровней, особенно если процесс урегулирования в ЕС будет затягиваться из-за политических проволочек.
Наконец, упомянем один из внеэкономических факторов, способных существенно повлиять на рынки в ближайшее время. Речь идет о возможной военной операции против Ирана с целью разрушения его ядерных объектов, которые могут представлять потенциальную опасность, прежде всего, для Израиля. Премьер-министр последнего уже объявил о готовящейся операции, в которой могут быть задействованы все военно-воздушные силы страны. Поддержку своему традиционному союзнику могут оказать США. Понятно, что дестабилизация ситуации в столь сложном регионе, как Персидский залив, не может не задеть рынки. Скорее всего, она толкнет их в отрицательную зону.
Пока, впрочем, предпосылок для того, чтобы котировки цветмета пробили дно, обозначенное ими в сентябре, не просматривается. Скорее всего, будет иметь место боковой тренд, который способен возникнуть в ожидании большей ясности по основным параметрам монетарной политики главных финансовых центров мира.
Максим Рассоха
Комментарии
An intriguing discussion is
Отправить комментарий