Обзор рынка цветных металлов - 13.03.2012

Рост цен на рынках цветных металлов в январе сменился стабилизацией (а для некоторых товарных позиций — коррекцией) ценовых уровней на протяжении февраля. Дальнейшее направления движения котировок неясно. Поскольку запуск нового этапа количественного смягчения от ФРС США, судя по всему, откладывается, устойчивого положительного тренда, похоже, можно не ожидать. В данных условиях более вероятной выглядит некоторая коррекция нынешних ценовых уровней. Рынок в целом вполне может вновь перейти в режим бокового тренда.

На мировых рынках сырьевых товаров в последние недели разорвалась связь между динамикой котировок нефти и цветных металлов. Ранее они, движимые одними и теми же факторами, действующими на финансовых рынках, изменялись относительно синхронно. Но теперь на фоне не утихающей напряженности на Ближнем Востоке, связанной как с гражданской войной в Сирии, так и с ситуацией вокруг ядерной программы Ирана, расценки на «черное золото» резко пошли вверх. В то же время котировки цветмета остались в лучшем случае на уровнях, достигнутых к концу января (рис. 1).

Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)

Рис. 1. Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)

Динамика цен LME на медь и никель с начала 2008 г.

Рис. 2. Динамика цен LME на медь и никель с начала 2008 г.

Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2008 г.

Рис. 3. Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2008 г.

В начале нынешнего года на рынках промышленных металлов воцарился оптимизм, связанный в первую очередь с определенными изменениями на финансовых рынках. Если ранее биржевые котировки рисковых активов сначала падали, а потом оставались на достигнутом дне за счет плохих новостей о государственных долгах стран-членов ЕС, то теперь меры, предпринятые ЕЦБ, перевернули ситуацию. Выкуп гособлигаций Италии и Испании монетарными властями ЕС позволил данным странам удержать стоимость обслуживания своего долга на приемлемом уровне и отвел от них угрозу дефолта. Одновременное предоставление банковской системе ЕС практически неограниченной ликвидности позволило этим странам перекредитовать сомнительные долги на своем балансе. Ну а фактический дефолт Греции, который, как его не называй, ни у кого не вызывает сомнения, уже был отыгран рынками заранее (еще в прошлом году). Кстати, последние договоренности по списанию части греческих долгов так и не были формально признаны дефолтом, что дало возможность страховым компаниям не выплачивать возмущенным кредиторам положенное возмещение. В дальнейшем это, безусловно, внесет свой негативный вклад в практику обслуживания государственного долга. Кредиторы, лишенные надежной страховки, потребуют дополнительной платы за риск. Таким образом, нынешнее решение данного вопроса, возможно, не является таким уж мудрым в долгосрочной перспективе.

Как бы там ни было, а год на рынке цветмета, ободренного стабилизацией положения в еврозоне, начинался достаточно уверенно. Тем не менее уже в феврале оптимизм сменился осторожностью, не в последнюю очередь благодаря резкому росту цен на нефть. Во-первых, сейчас доля затрат на энергоносители в мировой экономике приближается к значению, достигнутому в 2008 году. Это само по себе ставит под угрозу стабильность роста в реальном секторе и не может не служить тревожным звоночком для игроков, ставящих на дальнейшее увеличение котировок сырьевых товаров. Но гораздо более весомым в краткосрочной перспективе фактором является вопрос, начнет ли ФРС США новую программу количественного смягчения или ограничится текущим уровнем поддержки рынков за счет сверхнизкой процентной ставки (с учетом инфляции, имеющей «де-факто» отрицательное значение).

Именно нарастающие инфляционные риски могут удержать монетарные власти США от нового этапа предоставления рынкам дешевой ликвидности. Немаловажную роль в развитии нынешней ситуации играют как раз цены на нефть, от которых так зависимы инфляционные процессы в мировой экономике (в особенности в США).

Поэтому в феврале на рынках зародилось резонное опасение, что ФРС США не станет в ближайшее время еще больше разогревать ситуацию. Это значит, что на рынки новых денег не поступит, и ярко выраженного положительного тренда можно не ожидать. А ведь именно с надеждой на подобное развитие событий многие игроки и входили в рисковые активы в январе. В результате расценки на цветмет в последний месяц зимы стабилизировались, а по некоторым товарным позициям наблюдалось даже снижение котировок. На рис. 2 и рис. 3 отображены среднемесячные значения котировок, которые в феврале все же выросли. Но более подробно текущая динамика ценовых уровней приведена на рис. 1 для меди. Другие товарные позиции на рынке цветмета в принципе повторяют общий рисунок ценовой кривой, характерной для красного металла, но со своими особенностями, вытекающими из соотношения уже реального спроса-предложения на ту или иную товарную позицию. Например, страдающий от избытка запасов рынок цинка не смог удержать достигнутые к началу февраля ценовые уровни и охарактеризовался некоторым снижением расценок. Понизились и котировки никеля. Правда, в этом случае скорее можно говорить о коррекции после опережающего роста (по сравнению со средним на рынке промышленных металлов) в январе. Кроме того, ввод в строй новых производственных мощностей данного легирующего металла делает быстрое увеличение расценок на него в среднесрочной перспективе затруднительным.

Из выступления главы ФРС Бена Бернанке в начале марта стало ясно, что запуск нового этапа количественного смягчения в ближайшее время действительно маловероятен. Кроме того, нужно сказать, что денежные вливания со стороны ЕЦБ — это только одна сторона проводимой монетарными властями ЕС политики. Вторая грань направлена на формирование долговременной устойчивости банковского сектора. Она ужесточает условия кредитной деятельности и вообще финансовых операций. Это, безусловно, также не будет способствовать спекуляциям на рынке рисковых активов.

Таким образом, достаточно обширный круг факторов свидетельствует о том, что значительного увеличения котировок промышленных металлов, скорее всего, не произойдет. Вообще говоря, ситуация на рынке рисковых активов сложилась таким образом, что большинство игроков заняло выжидательную позицию, и торги проходят на низких объемах. В связи с тем, что положительный тренд маловероятен, подобное затишье может вылиться в конечном счете в падение котировок примерно до уровня декабрьских минимумов.

При нынешних сумбурных настроениях рынка делать стопроцентно надежные прогнозы относительно развития событий на рынке цветных металлов крайне непросто. Но, во всяком случае, стимулов к дальнейшему росту на нем пока не наблюдается. Более вероятной выглядит возможная коррекция ценовых уровней, установившихся в ходе январского повышения котировок.

Максим Рассоха

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
3
p
r
9
Введите код, указанный выше без пробелов и с соблюдением регистра