Обзор рынка цветных металлов — 11.02.2020

В 2020 г. мировой рынок цветных металлов вошел с позитивными настроениями, которые выразились в несмелой положительной направленности ценового тренда. Но эта ситуация продлилась недолго. Достаточно быстро направленность тренда снова сменилась на отрицательную. В немалой степени этому поспособствовало преддверие азиатского Нового года — периода традиционного спада деловой активности экономики Китая. Учитывая громадное влияние, оказываемое данной страной на состояние глобального рынка цветных металлов, предпраздничное затишье в КНР обернулось, как обычно, временным снижением спроса на цветмет.

В целом, начавшийся год не сулил особых сюрпризов. Намечалось рутинное снижение глобального спроса на цветные металлы в период зимних азиатских праздников, а после их завершения должно было состояться столь же ожидаемое оживление рынка. Основная интрига заключалась лишь в том, насколько значительным оно будет, а следовательно, насколько большое влияние окажет в текущем году пост-праздничное возвращение на мировой рынок китайских производителей и потребителей. Но реальная жизнь, как это часто бывает, оказалась непредсказуемой и преподнесла миру весьма неприятный сюрприз. Появившиеся в январской мировой прессе первые робкие сообщения о возникновении нового вирусного заболевания в Китае в течение пары недель переросли в лавину панических новостей, описывающих крайне опасную и заразную болезнь — коронавирус. Достаточно быстро эпидемия этого заболевания переросла из чисто медицинской проблемы в экономическую, которая заметно пошатнула и так не слишком блестяще выглядящую мировую экономику.

Учитывая то, что КНР является крупнейшим мировым потребителем нефти, железной руды и меди, незапланированное падение активности его производства, возникшее вследствие объявленного в Китае карантина, моментально обрушило глобальные расценки на данные виды сырья в целом и цветные металлы в частности. Следует сказать, что первоначальные попытки властей Китая максимально преуменьшить опасность нового заболевания сыграли с ними злую шутку. Придя к выводу, что первые заявления КНР не вполне отражают истинное положение дел в стране и опасаясь, что подобная ситуация продлится и в дальнейшем, многие поставщики и покупатели постарались перестраховаться, быстро сведя до абсолютного минимума все возможные контакты с китайцами или вовсе отказавшись от таковых. Печальный юмор заключается в том, что именно подобной ситуации КНР и стремилась избежать, официально заверяя всех и каждого в том, что все обстоит хорошо, а причин для беспокойства нет.

Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)

Рис. 1. Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)

Динамика цен LME на медь и никель с начала 2015 г.

Рис. 2. Динамика цен LME на медь и никель с начала 2015 г.

Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2015 г.

Рис. 3. Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2015 г.

Впрочем, уже через некоторое время власти КНР были вынуждены прибегнуть к жестким карантинным мерам, пресекая всю излишнюю, по их мнению, экспортную активность страны. На данный момент фактически прекращена работа значительной части портов и металлургических предприятий. Кроме того, приостановлена на неопределенный срок значительная часть инфраструктурных проектов, поглощавших ранее громадное количество никеля (в виде нержавеющей стали) и меди.

Чтобы защитить отечественного производителя, власти массово выдают местным компаниям официальные свидетельства о возникновении форс-мажорных обстоятельств, что должно помочь данным фирмам избежать судебных преследований из-за срыва заключенных ранее контрактов. В числе последних, к слову, оказалась крупная медеплавильная компания Guangxi Nanguo Copper (является частью группы Nanfang Nonferrous), объявившая 7 февраля форс-мажор на договоры о закупке медного концентрата. Причина банально заключается в том, что компания в данный момент нуждается не в закупке больших объемов сырья, а в том, чтобы суметь благополучно продать на вянущем внутреннем рынке уже выплавленную медь.

В Китае наблюдается серьезное падение спроса даже на такой ходовой ранее товар, как импортный сжиженный газ. Ярчайшим подтверждением этого является отказ от приобретения заказанных ранее объемов газа компанией China National Offshore Oil Corp, которая является крупнейшим китайским покупателем газа. Форс-мажором в данном случае является остановка работы львиной доли предприятий и общественного транспорта в тех городах и провинциях КНР, которые находятся сейчас в карантине.

На фоне всего вышеперечисленного вовсе не удивительно, что (согласно данным, опубликованным в открытых источниках) уже в конце января мировые расценки на медь просели на уровень шестимесячных минимумов. Но отрицательным рекордсменом является все же не она, а никель, обрушившийся (другого слова тут не подберешь) до семимесячного минимума.

К сожалению, похоже, что в ближайшее время ситуация на мировом рынке цветмета вряд ли кардинально изменится. Всерьез озабоченный тем, чтобы максимально ограничить распространение в стране крайне опасного короновируса, Пекин перенес срок завершения новогодних каникул, продлив тем самым период «заморозки» экономической активности Китая. В сочетании с тем, что пик роста количества заболевших коронавирусом в Китае еще не достигнут (страна должна выйти на него приблизительно к концу февраля), все это с большой долей вероятности оставит вялым мировой спрос на цветные металлы. Серьезное увеличение расценок здесь крайне маловероятно, по крайней мере, в ближайшие пару недель.

 

Издательство "Металлика"