К сожалению, ситуация на рынке цветных металлов характеризуется все той же повышенной волатильностью, т. е. неожиданными скачками и падениями, отражающими резкую смену настроений торговых площадок. Рынки реагируют не на конкретные изменения, а на возможность таковых, причем вероятные изменения являются по большей части негативными.
Торговый конфликт США — Китай, активно сотрясающий основы мировой экономики, в очередной раз «взял рекордную высоту». Через день после мирного завершения последнего (12-го) раунда переговоров, сопровождавшихся щедрой порцией успокаивающе-позитивных заверений, как всегда «вдруг» последовало жесткое заявление президента США о введении с 1 сентября новой порции заградительных пошлин на товары китайского происхождения. В этот раз речь идет о добавочной 10–процентной пошлине на продукцию КНР общим объемом в 300 млрд долларов, что фактически завершает установку таможенных барьеров перед всеми товарами, поставляемыми этой страной в США. Ответ Китая не заставил себя ждать: правительство КНР запретило местным компаниям закупать в США сельскохозяйственную продукцию и опустило курс своей валюты ниже психологического барьера в 7 юаней за доллар (это одиннадцатилетний минимум). За данное решение КНР удостоилась от президента США официального обвинения в «манипулировании валютой» и намерении причинить вред американской экономике, что никак не смягчило разгорающийся скандал. Гораздо хуже то, что за один день, когда снизился курс юаня, фондовый рынок США, по данным агентства Bloomberg, понес потери в 700 млрд долларов, пережив самое большое падение текущего года. Вовсе не удивительно, что Bloomberg с неприсущим ему ранее черным юмором оценил «валютный» ответ Китая в одиннадцать баллов по десятибалльной шкале. Эксперты не исключают, что данные события могут сыграть роль триггера для перехода конфликта между КНР и США на новый уровень: из категории «торговой» в «валютную» войну. Излишне говорить, что подобный вариант развития событий с большой долей вероятности оказал бы крайне негативное влияние на экономику многих стран, никоим образом не причастным к данному конфликту, но вынужденным иметь дело с долларом и юанем.
Рис. 1. Динамика цен на медь (LME) и нефть марки Brent (Лондон)
Рис. 2. Динамика цен LME на медь и никель с начала 2014 г.
Рис. 3. Динамика цен LME на алюминий и цинк с начала 2013 г.
На очередной этап эскалации китайско-американской торговой войны мировые биржи привычно отреагировали суматошным падением котировок нефти и цветных металлов. Больше всего при этом пострадали цены на медь, рухнувшие до уровня двухлетних минимумов.
Положительную динамику сохранили расценки на никель, но причину этого следует искать не в какой-то особой устойчивости его котировок (никель как раз является одним из наиболее волатильных представленных на биржах металлов), а в обеспокоенности рынков, связанной с возможными ограничениями поставок никелевой руды из Индонезии. В данном случае, судя по всему, биржи снова сыграли «на опережение». Будут ли на самом деле введены ограничения по никелевой руде — пока не может сказать никто, а расценки на этот металл уже пошли вверх. Явное наличие спекулятивного элемента в данном повышении заставляет сомневаться в его долговременности, тем более что один из основных потребителей никеля — мировой автопром — находится сейчас в состоянии рецессии, обусловленной глобальным падением спроса на автомобили. Аналитики агентства Moody’s, специализирующегося на кредитных рейтингах и исследованиях, прогнозируют, что в текущем году глобальные объемы продаж автомобилей (а это нержавейка и никелевые аккумуляторы) могут обвалиться приблизительно на 3,8 %. Кроме того, мировой дефицит никеля в текущем году должен сократиться более чем вдвое (относительно YoY) — с 47 до 19,5 тыс. тонн. Все это, мягко говоря, не обещает никелю ценового ралли.
Обострение торгового конфликта между КНР и США существенно охладило инвестиционные настроения мирового рынка: игроки опасаются возросших рисков и финансовых потерь, которые могут возникнуть в результате непредсказуемых действий правительств США и Китая. Согласно прогнозам компании BMO Capital, специализирующейся на исследованиях сырьевых рынков, в текущем году сохранится дефицит на некоторые цветные металлы, но на фоне вялого спроса на цветмет это не будет иметь большого значения.
Значительная часть аналитических агентств прогнозирует, что отношения между США и Китаем могут остаться напряженными вплоть до следующих президентских выборов в Соединенных Штатах, то есть до ноября 2020 г. Это обещает китайской и мировой экономике дальнейшее охлаждение, а значит, увеличивает вероятность дальнейшего снижения спроса и расценок на цветные металлы.
Издательство "Металлика"
09.08.2019