Обзор рынка труб — 26.07.2019
Нисходящее движение мировых цен, характерное сегодня для всех видов стального проката, остается актуальным и для сегмента труб. Отрасли, обеспечивающие основной спрос на данный вид проката, в этом году находятся в незавидном положении. Стагнация на глобальном уровне наблюдается как в автопроме большинства развитых стран, так и в строительстве, а также в производстве бытовой техники. Вялый спрос усугубляется мировым перепроизводством стального проката.
Китай, оставаясь лидером глобального рейтинга стран-продуцентов стального проката, продолжает удерживать первенство и в области варки избыточных объемов стали. Данное явление перешло в разряд хронических, несмотря на то, что КНР в последние годы достаточно планомерно пытается ввести местную металлургическую отрасль в жестко ограниченные рамки. Создается впечатление, что меры по сокращению объемов варки стали, предпринимаемые в этом году правительством страны, в процессе своей реализации дают противоположный по своей сути результат. Дополнительные ограничения на объемы производства, наложенные в этом году на сталелитейные предприятия Таншаня и Ханьданя, находящиеся в Хебей (основной «металлургической» провинции Китая), судя по всему, были восприняты местными конкурентами, как подарок судьбы, позволяющий нарастить собственное производство стального проката. Спеша увеличить собственную долю (хотя благоразумнее, наверное, было бы этого не делать), предприятия, стимулируемые новостями о дальнейшем развертывании государственных металлоемких проектов, увеличили производство стали. Полученный результат, как говорится, превзошел все ожидания. Согласно данным, опубликованным NBSC (National Bureau of Statistics of China), в июне текущего года китайские металлурги сварили 87,53 млн тонн стали, увеличив данный показатель (относительно YoY) на 10 %. Всего же за первое полугодие 2019 г. было произведено 492,17 млн тонн стали, то есть увеличение составило 9,9 % (относительно YoY). Характерно, что при этом самые большие темпы роста продемонстрировала арматура. На нее в июне пришлось четверть произведенного в стране проката или 22,69 млн тонн в физическом выражении. При этом ее производство возросло на 29,4 % (относительно YoY).
Рис. 1. Расценки на трубы и г/к лист в Украине (для партии металла массой 5 т, с НДС)
Рис. 2. Сравнение экспортных цен на лист и украинских расценок на трубы
Впрочем, справедливости ради нужно заметить, что рекордная прибавка в 49,2 млн тонн стали, полученная китайцами в этом году, пока не оказала заметного влияния на мировой рынок. Основной причиной этого стало наблюдающееся сокращение объемов китайского стального экспорта. Согласно данным из открытых источников, падение объемов экспорта стального проката в июне побило многолетние антирекорды, показав отрицательную динамику в –23,6 % (относительно YoY) и снизившись до уровня в 5,31 млн тонн (столько стали китайская промышленность выпускает за два дня). Это наименьший показатель для июня с 2013 г. Местные металлотрейдеры поясняют данное явление тем, что им сейчас намного выгоднее продавать стальной прокат внутри страны, где цены, в отличие от расценок зарубежных рынков, остаются относительно стабильными.
Подобное изменение приоритетов в политике продаж, совпавшее с увеличением варки стали, привело к избыточному предложению проката, которое усугубляется неблагоприятными погодными условиями в стране (там длится сезон дождей, традиционно снижающий активность местной строительной отрасли).
Особенность данного момента состоит в том, что стабильность и даже некоторое увеличение внутренних китайских цен на стальной прокат опираются не столько на реальное, сколько на ожидаемое оживление спроса. Дальнейшее поведение расценок зависит от того, насколько будут оправданы эти ожидания, а это привносит в ситуацию определенный момент риска. В случае развития негативного варианта событий, при котором государственные проекты не смогут поглотить такое количество металла, выходов у местных металлургов будет всего два: складировать невостребованные излишки или сливать их по низкой цене на зарубежные рынки. Последний вариант является весьма нежелательным, поскольку дополнительно подстегнет мировой нисходящий тренд.
Добавим, что рынок ЕС, оказывающий прямое влияние на мировые расценки трубного проката, продолжает находиться в состоянии выраженного спада. Как строительная отрасль, так и автопром европейских стран находятся в состоянии, которое аналитики осторожно называют близким к рецессии. При этом свое спасение местные металлурги видят в дальнейшем ужесточении таможенных барьеров, что выглядит не слишком обнадеживающим вариантом. Максимальное ограничение стального импорта на европейский рынок дает возможность поднять цены, но не способно увеличить спрос (а он сейчас весьма вялый). По мнению большинства экспертов, в ближайшие недели ситуация на внутреннем рынке ЕС вряд ли изменится к лучшему, а это подразумевает дальнейшую коррекцию цен на стальной прокат.
Издательство "Металлика"