Обзор рынка нержавеющей стали
Цены на нержавейку традиционно следуют за котировками на никель, что делает их поведение слабо прогнозируемым. Впрочем, сейчас рынок нержавеющей стали вошел в полосу относительно сбалансированного спроса и предложения. Поэтому, если не произойдет резких изменений на рынках финансовых и, соответственно, в торговле цветными металлами, цены на нержавейку обещают быть в ближайшие месяцы достаточно стабильными, возможно, немного вырастут.
Как следует из рис. 1, цены на нержавейку в Юго-Восточной Азии и Европе в четвертом квартале стабилизировались, сохраняя, впрочем, тенденцию к своему плавному снижению. Показательно, что именно регион ЮВА является законодателем мод на рынке (безусловно, за счет Китая), европейские цены следуют за китайскими с месячным лагом. Августовский пик цен в ЮВА позволил производителям ЕС также поднять цены, не опасаясь конкуренции, однако сентябрьский обвал цен вновь вогнал европейские рынки в вялотекущую депрессию. Основным принципом ценообразования было удержание расценок на уровне, сопоставимом с ценами китайских производителей (с учетом стоимости доставки).
![]() Рис. 1. Динамика цен на нержавеющую сталь марки 304 2В (08Х18Н10) на рынках ЮВА и ЕС |
Динамика же рынка ЮВА в значительной степени определялась динамикой стоимости основного легирующего компонента – никеля. Всплеск котировок этого металла в октябре (рис. 2) отозвался ростом цен на нержавейку в начале ноября – производители отреагировали на увеличение себестоимости путем повышения отпускных цен. То, что именно фактор себестоимости играл главную роль в определении динамики цен, можно проиллюстрировать, сравнив абсолютные значения прироста расценок на никель в октябре с сентябрем (~1500 $/т) и увеличения цен на нержавейку в начале ноября (~150 $/т). Учитывая 10% содержание никеля в рассматриваемой марке стали, комментарии излишни. Дальнейшее проседание рынка никеля привело к соответствующему отрицательному тренду в торговле нержавейкой. Некоторое стабилизирующее влияние на цены при этом оказал рост расценок на плоский прокат (рис. 3), однако в силу небольшой относительной доли черного металла в себестоимости нержавеющей стали, влияние данного фактора не было значительным. В целом стабилизация на рынке в конце ноября - начале декабря коррелирует скорее с некоторым успокоением рынка никеля в ноябре. Поскольку со второй декады декабря никель вновь вырос примерно на 2000 $/т, вполне можно ожидать адекватного январского увеличения расценок на нержавейку (~200 $/т) в ЮВА.
![]() Рис. 2. Динамика цен на никель (LME) Рис. 3. Динамика цен на плоский прокат (Украина, FOB) |
Дальнейшее развитие событий напрямую увязано с динамикой мировой экономики: спрос пока остается весьма невысоким везде, кроме Китая. По оценкам консалтинговой компании MEPS, выплавка нержавеющей стали сократилась в 2009 году на 9,2% (по сравнению с предыдущим годом) и составила порядка 23,9 млн т, что связано в первую очередь с кризисными явлениями и низким спросом на главных пока еще мировых рынках – США и ЕС. Зато в Поднебесной потребление нержавейки выросло за 2009 год на треть и (если взятые китайцами темпы сохранятся) должно подняться еще на 30% в текущем году. Это, в совокупности с постепенным восстановлением спроса в других регионах и ростом цен на феррохром и ферромолибден, может поспособствовать последующему повышению расценок в этом году. Что касается краткосрочного прогноза, то в декабре китайские компании оставили цены на ноябрьском уровне. При этом они планируют сократить объемы выпуска продукции, чтобы избежать затоваривания на рынке. О возможном сокращении производства говорят также и в ЕС. Подобные меры, скорее всего, будут способствовать некоторому увеличению цен на нержавейку в первом квартале 2010 года (чему поспособствует и упоминавшийся выше новый всплеск на рынке никеля).
Впрочем, это достаточно ненадежные гадания на кофейной гуще. По большому счету, главный фактор, влияющий на рынок нержавеющей стали – это цены на никель, а они, как и все котировки цветных металлов, формируются в большей степени спекулятивно (т.е. под влиянием состояния мировой финансовой системы, а не реального спроса-предложения). Поэтому сказать, что с установлением определенного равновесия на мировых рынках всеобщий кризис закончился и новых впечатляющих виражей не предвидится, может только очень большой оптимист. С одной стороны рынки сырья в последние полгода росли заметно быстрее реального восстановления мировой экономики. Поэтому возможная коррекция не отменяется (что, безусловно, может ударить по ценам на никель, а, следовательно и на нержавейку). С другой – недавние дефолтные поползновения эмирата Дубай, так взбудоражившие мировую общественность, показывают насколько непрочной является нынешняя финансовая стабилизация. Ведь главная причина системного кризиса – громадные долговые обязательства мировых финансовых центров (прежде всего США) так и не была решена. Огромные вливания, предпринятые основными Центробанками и правительствами мира в последние полгода, лишь закамуфлировали и отложили проблему, сняв остроту кризиса, но не решили ее. Многие эксперты сходятся во мнении, что наиболее вероятным путем облегчения долгового бремени США является девальвация доллара. Подобная политика уже проводится и, в случае ее дальнейшего осуществления, она может доставить немало радостных минут инвестфондам, спекулирующим цветными металлами, в особенности, если приобретет слабо контролируемый характер. В этом случае возможно значительное и непредсказуемое повышение цен на никель, которое, безусловно, потянет за собой и рынок нержавеющей стали.
Таким образом, если все будет хорошо – то в ближайшие месяцы мало что изменится, возможен небольшой (в пределах 200 $/т) рост цен. Если же вновь начнутся какие-то негативные явления в мировой экономике, то это может привести как к резкому снижению, так и к повышению расценок на нержавейку.
Мировые тенденции доходят до украинского рынка со стандартным лагом в полтора-два месяца и преломляются сквозь курсовую политику Нацбанка. Учитывая его обещания держать курс доллара стабильным в ближайшее время, можно надеяться на некоторое понижение гривневых расценок в январе с дальнейшей их стабилизацией до весны.
Максим Рассоха