Обзор рынка листового проката — 19.03.2020

За последние пару месяцев настроения на мировых рынках стального проката претерпели существенные изменения. Если умеренный рост мировых расценок на плоский прокат, на волне которого глобальный рынок вошел в 2020 г., давал основания надеяться на лучшее, то теперь здесь властвует откровенно мрачный настрой.

Первый, достаточно чувствительный удар мировая экономика получила, когда пораженный вспышкой коронавируса Китай фактически выпал из глобальной производственной и потребительской цепочки. Временное, но достаточно жесткое самоустранение с рынка второй по величине экономики мира внесло сумятицу в производственные отрасли многих развитых стран.

Потребление стального проката в Китае, введшего строжайшие карантинные меры не только в отношении экспортно-импортных операций, а и заморозившего инфраструктурные проекты и ограничившего возможность перемещения населения внутри страны, существенно упало. Согласно информации агентства «Синьхуа», являющегося информационным рупором правительства КНР, в феврале показатели объема продаж недвижимости у 100 основных девелоперских компаний КНР обвалились на 43,8 % относительно января и на 37,9 % относительно YoY. Производство автомобилей в Китае этот же период упало на 79,8 % относительно YoY. Всего же за первые два месяца года объем инвестирования в основные фонды страны (в том числе и в инфраструктурные проекты) снизился на 24,5 % относительно YoY.

Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)

Рис. 1. Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)

Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине

Рис. 2. Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине

В таких условиях в КНР не только поползли вниз внутренние расценки на сталь, но и начали стремительно накапливаться складские запасы проката, который вдруг стало некому продавать. К счастью металлургов из других стран, львиная доля образовавшихся стальных излишков осталась внутри Китая, а не хлынула на внешние рынки, сбивая и так не слишком высокие мировые цены.

Март для глобальной сталелитейной промышленности охарактеризовался двумя разнонаправленными новостями. Позитив заключался в том, что начала восстанавливаться экономика выздоравливающего Китая. Согласно данным из официальных китайских источников, на данный момент в полностью рабочий режим вошло 0,9 всех производственных предприятий страны, возобновилась деятельность большинства металлоемких проектов, в частности, касающихся развития железнодорожной инфраструктуры. Также правительство КНР анонсировало принятие новых мер по стимулированию экономики страны. Согласно предварительным данным, общая сумма планирующихся инвестиций может превысить 565 млрд долларов. Подобное известие стало переломным для отрицательного ценового тренда. В данный момент китайские расценки на плоский прокат вернулись к состоянию умеренного роста.

Вторая, уже негативная новость, заключается в том, что коронавирус не удалось удержать в границах Китая, теперь через полосу существенных экономических и человеческих потерь предстоит пройти всему остальному миру. Под давлением принятых карантинных мер и панических настроений, воцарившихся не только на биржах, а и в производственном секторе большинства развитых стран, спрос на стальной прокат понемногу ползет вниз.

Согласно прогнозам компании Standard & Poor’s, специализирующейся на аналитике финансовых рынков и входящей в мировую тройку рейтинговых агентств, в текущем году глобальную экономику впервые за последние 10 лет ожидает новая волна рецессии. Более оптимистично настроенные американцы из банков Morgan Stanley и Goldman Sachs говорят о начале возможного восстановления мировой экономики уже во втором полугодии текущего года. Точных оценок, впрочем, не дает никто, так как слишком много зависит от того, насколько успешно развитым странам удастся отразить начавшуюся пандемию коронавируса. Но уже сейчас, по информации Frankfurter Allgemeine Zeitung (одного из основных изданий Германии), Европейский центральный банк прогнозирует, что экономика ЕС в текущем году может сократиться приблизительно на 5 %.

По данным агентства Reuters, столь мощный потребитель плоского проката, как европейский автопром, в данный момент начинает приостанавливать производство автомобилей практически по всей континентальной Европе. Причина стали карантинные меры и падающий спрос на новые авто (в феврале продажи автомобилей в ЕС упали на 7,2 %). Останавливаются также и европейские заводы, выпускавшие автомобили американских и японских марок. В числе компаний, приостанавливающих свою деятельность в ЕС, сейчас находятся такие «монстры», как Volkswagen, Renault, BMW, Ferrari, FIAT–-Chrysler, Ford, Nissan и Toyota.

В этом свете вовсе не удивительно, что внутренняя конкуренция металлотрейдеров в странах Европейского содружества стремительно растет, а расценки на плоский прокат ползут вниз, несмотря на анонсированное в начале марта повышение. При этом сталевары из южных регионов ЕС, где активность местного бизнеса упала фактически до нуля, активно пытаются пристроить свой невостребованный металл куда-нибудь еще. Согласно информации из открытых источников, итальянский г/к рулон сейчас предлагается приблизительно за 432–433 €/т (на условиях EXW), в то время как цена на турецкую продукцию составляет 445–447 €/т (на условиях CIF). Все это позволяет предположить, что в ближайшее время дешевый европейский металл с большой долей вероятности начнет отвоевывать себе место под солнцем на ближневосточных и азиатских рынках, что подразумевает дальнейшее снижение цен на сталь.

Издательство "Металлика"