Обзор рынка катанки - 28.02.2012

Снижение расценок на украинском рынке катанки, вызванное депрессивным состоянием на мировых торговых площадках, вскоре может прекратиться. С началом весны на рынке длинномерного проката возможно некоторое оживление, а значит, ценовые уровни арматуры и катанки на внутреннем рынке получат определенную поддержку.

Украинский рынок длинномерного проката, характеризовавшийся стабильным уровнем цен в последние полгода, с началом февраля все же «дал слабину». Как арматура, так и катанка подешевели в среднем на 300–400 грн/т.

Необходимо отметить, что без веских причин отечественные производители обычно не спешат снижать свои отпускные котировки для внутреннего рынка. Главным движущим фактором нынешнего падения внутренних цен было новое снижение котировок длинномерного проката на важном для украинских металлургов рынке Ближнего Востока. В результате отечественные производители были вынуждены вновь снизить расценки своих экспортных предложений почти до уровней ноября прошлого года. Таким образом, позитивный эффект роста внешних рынков в декабре – начале января был во многом нивелирован во второй половине зимы.

Динамика цен внутреннего рынка на арматуру и катанку

Рис. 1. Динамика цен внутреннего рынка на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Динамика экспортных цен украинских производителей на арматуру, катанку и квадратную заготовку (полуфабрикат)

Рис. 2. Динамика экспортных цен украинских производителей на арматуру, катанку и квадратную заготовку (полуфабрикат)

Сравнительная динамика цен внутреннего рынка (очищенных от НДС) и экспортных расценок на катанку

Рис. 3. Сравнительная динамика цен внутреннего рынка (очищенных от НДС) и экспортных расценок на катанку

Это свидетельствует, прежде всего, о слабости самого рынка, где без опоры на устойчивое увеличение спроса любой положительный тренд обречен на скорое завершение. Действительно, совокупность во многом случайных факторов в начале декабря создала импульс для повышения котировок. Когда же они прекратили действовать, расценки вернулись на уровень, лишь немного превышающий прошлогодние минимумы. Повышение цен на лом в конце 2011 года увеличило себестоимость длинномерного проката, а теплое начало зимы помогло продлить сезон активного потребления арматуры строительной отраслью в ЕС, Украине, Турции и России. У арабских трейдеров, ориентировавшихся на продолжение отрицательного тренда, внезапно оказалось слишком мало запасов длинномерной продукции. Это не только вынудило их принять новые ценовые уровни, но и спровоцировало мини-ажиотаж, когда все потребители пытались успеть купить дешевый прокат перед его вероятным подорожанием, тем самым превращая возможность в реальность. Однако, как было сказано выше, не поддержанные фундаментальным увеличением спроса, все эти факторы быстро исчерпали себя. Теплая погода сменилась рекордными морозами, которые практически «обнулили» потребление длинномерного проката строительной отраслью во многих странах ЕС. Цены на лом пошли вниз в результате наращивания поставок его из США, с одной стороны, и за счет собранных в начале зимы объемов металлолома на европейском континенте — с другой (теплая погода в тот период поспособствовала росту ломозаготовки). В арабских странах потребители, напуганные в равной мере как мировым экономическим кризисом, так и все обостряющейся напряженностью вокруг Сирии и Ирана, отнюдь не жаждут увеличения своих запасов. Они предпочитают закупать товар мелкими партиями у местных производителей с минимальными сроками доставки. Украинским металлургам для того, чтобы заинтересовать ближневосточных потребителей, приходится заметно сбавлять цены.

В паре катанка-арматура именно последняя задает основное направление движения котировок. Расценки же на катанку следуют за общим трендом, имея впрочем, свои особенности. Например, за счет более стабильного спроса со стороны потребителей, ценовые уровни катанки перестали снижаться осенью прошлого года раньше, чем расценки на арматуру. Впрочем, росли они впоследствии тоже не так быстро, как котировки арматурного проката. Теперь же они вновь опустились на уровень двухмесячной давности.

Дальнейшего падения расценок на внешних рынках длинномерного проката, судя по всему, не произойдет. Во-первых, прекратилось снижение цен на лом, а значит, падение себестоимости арматуры и катанки. Во-вторых, все живут в предчувствии весны, когда улучшившиеся погодные условия «разморозят» потребление длинномерного проката строительной отраслью. Некоторое укрепление евро удерживает долларовый эквивалент расценок на длинномерный прокат в странах ЕС от понижения, что оказывает стабилизирующий эффект и на ближневосточный рынок длинномерного проката.

Недавний неудачный рост цен показал, что сейчас не стоит ожидать какого-либо устойчивого положительного тренда, так как слишком много негативных факторов одновременно действует на мировых рынках металла. Даже если вдруг все пойдет совсем уж хорошо, то затормозить наметившее повышение расценок будет совсем несложно. Достаточно вновь ввести в эксплуатацию хотя бы часть простаивающих производственных мощностей.

Многое будет зависеть от ситуации в строительной отрасли Китая. Именно она больше всего пострадала от замедления экономики Поднебесной, что привело к стагнации рынка длинномерного проката в КНР, а значит, во всей Юго-Восточной Азии. Это, учитывая важность данного региона в формировании общемирового тренда на металл, оказывает негативное влияние и на значимый для украинских металлургов ближневосточный рынок. Отметим, что некоторые надежды мировая металлургия возлагает на весенний период, когда ожидается определенное ослабление жесткой монетарной политики, проводимой сейчас властями Поднебесной.

Украинские производители до последнего надеялись избежать снижения котировок на внутреннем рынке, предпосылки для которого возникли еще осенью прошлого года. В стремлении удержать цены им помогло временное увеличение экспортных котировок в декабре-начале января. Но как только стало ясно, что положительный тренд не только не сохранится, но и вновь сменился падением цен, отечественным металлургам все-таки пришлось снизить свои внутренние расценки. Разрыв между ними и экспортными котировками начал колебаться на «опасном» уровне, при превышении которого становилось возможным поступление в Украину более дешевого импортного проката. Собственно говоря, подобная угроза главным образом касалась арматурного проката. Но нисходящий тренд арматуры увлек вниз и цены внутреннего рынка на катанку.

Впрочем, учитывая вышеописанную стабилизацию внешних рынков, стремление украинских производителей удержать внутренние расценки на как можно более высоком уровне, скорее всего, не будет способствовать дальнейшему снижению котировок длинномерного проката на отечественном рынке металла. Поэтому уже в марте мы, возможно, сможем увидеть определенную стабилизацию расценок на катанку.

Максим Рассоха