Обзор рынка длинномерного проката - 20.03.2012
Определенный отрицательный тренд, характерный для украинского рынка длинномерного проката в феврале, прервался к середине марта, уступив место стабилизации ценовых уровней. Скорее всего, в ближайшее время расценки в данном сегменте существенно изменяться не будут. Общая весенняя активизация рынка вместе с плавно растущими экспортными котировками украинских металлургов удержат их от снижения. В то же время расценки внутреннего рынка и так достаточно высоки, а значит, для их увеличения предпосылок не наблюдается.
В феврале на украинском рынке длинномерного проката наблюдалось снижение ценовых уровней. Арматура подешевела в среднем на 300–400 грн/т. В начале марта вслед за арматурным прокатом несколько упал в цене и уголок, потеряв около 100–150 грн/т. В то же время расценки на балку и швеллер оставались в целом стабильными. К середине марта выровнялась и ценовая динамика арматурного проката, расценки на который прекратили снижение (рис. 1). Вполне возможно, что падать они уже не будут.
Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5 т, с НДС)
Рис. 2. Сравнительная динамика экспортных расценок украинских производителей, цен рынка Ближнего Востока и внутренних цен на арматуру
Хотя внутренние цены все еще остаются значительно выше экспортных котировок украинских металлургов, разрыв между ними сократился до 125–135 $/т (рис. 2). Обычно отечественные производители снижают отпускные расценки для внутреннего рынка только тогда, когда указанный разрыв превышает 150 $/т, так как подобная разница создает прямую угрозу поступления в Украину более дешевого импорта. Сейчас подобной опасности нет. На сокращение означенного разрыва в последний месяц играли как понижение внутренних, так и рост внешних цен.
Правда, производителям не стоит пока надеяться на продолжение уверенного положительного тренда на мировых торговых площадках. Похоже, рост цен на важном для украинских металлургов ближневосточном рынке вновь уперся в тот же потолок, что и двумя месяцами ранее. И сделал он это по тем же причинам. Во-первых, реальный спрос на длинномерный прокат остается достаточно слабым. Военно-политическая напряженность вокруг Ирана и Сирии, а также череда волнений в других, ключевых странах региона, таких как Египет, не способствуют активизации строительной отрасли. Потребители, не рискуя начинать новые долгосрочные проекты, довольствуются закупкой минимальных объемов металлопродукции, необходимой для реализации текущих проектов. А страны, где сохранился достаточный спрос на длинномерный прокат, обладают собственными производственными мощностями и тем самым удерживают свои внутренние расценки на металл на достаточно стабильном уровне, препятствуя установлению положительного ценового тренда.
На рынке все еще сохраняет влияние фактор дешевизны длинномерного проката в ЮВА. Учитывая сегодняшние сверхнизкие тарифы на фрахт, которые заметно облегчают перевозку грузов в разные точки планеты, наличие избытка дешевой арматуры в Китае сдерживает рост цен на нее в ближневосточных странах, давая потребителям дополнительные козыри в переговорах с поставщиками. В последнее время, столкнувшись с падением спроса на внутреннем рынке (упал в результате урезания бюджетных расходов и холодной зимы), сократили свои отпускные расценки и металлурги ЕС.
Впрочем, кое-что по сравнению с ситуацией двухмесячной давности все же изменилось. В Китае началось хоть какое-то движение внутреннего рынка, расценки на котором начали постепенно увеличиваться. Некоторое ослабление правительством Поднебесной своей до этих пор жесткой монетарной политики, скорее всего, будет способствовать активизации потребления арматуры в КНР строительной отраслью. Правда, запуск полномасштабных программ жилищного строительства возможен ближе ко второму полугодию, но простое ослабление требований к кредитованию несколько оживит рынок уже сейчас. Растет спрос на длинномерный прокат и на Ближнем Востоке. В целом, это естественная активизация рынка с началом весны. Но вот в Турции расценки на металл ринулись вверх куда быстрее, чем у ее ближайших соседей. Во-первых, экономика данной страны оказалась достаточно устойчивой к кризисным явлениям, подкосившим осенью прошлого года многие другие государства. Во-вторых, рекордные холода нынешней зимой вынудили правительство перенаправить энергоресурсы на отопление жилищного фонда, сократив при этом выплавку стали. В результате мощный внутренний спрос на фоне ограниченного предложения привел к формированию уверенного положительного тренда на турецком рынке металла.
Так как Турция является одним из основных поставщиков длинномерного проката на рынки Ближнего Востока, расценки получили мощную поддержку и там. Но сейчас турецким металлургам все реже удается заключать контракты на внешних рынках на своих условиях, так как потребители предпочитают ориентироваться на более дешевый украинский и российский прокат. Тот факт, что производители металла из Турции в большей степени переориентировались на внутренний рынок, ослабляет конкуренцию на Ближнем Востоке и выступает одним из факторов, удерживающих котировки длинномерного проката на нынешнем уровне. Для украинских металлургов сейчас открылась дополнительная возможность заработать, ведь дефицит собственных полуфабрикатов заставляет турецких производителей закупать квадратную заготовку в Украине. Это позволило повысить экспортные котировки данной продукции.
Необходимо отметить, что влияние описанных выше негативных факторов, скорее всего, не даст мировым ценовым уровням длинномерного проката в ближайшее время значительно увеличиться. Но, с другой стороны, нового спада в нынешней ситуации также ожидать не стоит. Здесь более вероятен плавный положительный тренд: производители, пользуясь активизацией спроса, с началом весны возобновят попытки нарастить ценовые уровни, покупатели же, безусловно, будут этому сопротивляться.
Наиболее вероятным сценарием развития событий на внутреннем рынке длинномерного проката будет оставаться стабилизация расценок примерно на нынешних уровнях. Действительно, они все еще остаются существенно выше экспортных котировок, и, хотя плавное увеличение последних понемногу сокращает этот разрыв, теоретически определенный резерв для снижения внутренних цен все еще существует. Другое дело, что практической реализации подобных предпосылок мы, скорее всего, не дождемся. Как уже говорилось выше, указанный разрыв между внешними и внутренними ценами сейчас ниже критического, а значит, снижать последние у украинских металлургов нет особых стимулов. Традиционная весенняя активизация спроса на длинномерный прокат только придаст им сил для удержания расценок от дальнейшего падения.
Если вышеописанный сценарий верен для арматуры, то он тем более правилен для сортового проката, расценки на который обычно стараются держаться на несколько более высоком уровне (по сравнению с ценами арматурного проката). Недавнее падение расценок на арматуру лишь помогло восстановить более естественное соотношение между ней и расценками на уголок и швеллер. Вряд ли это способно послужить основанием для существенного снижения цен по данным товарным позициям. Впрочем, для какого-либо ощутимого роста на внутреннем рынке длинномерного проката также пока нет достаточных предпосылок. Чтобы они появились, экспортные котировки украинских производителей должны прибавить минимум 50–60 $/т, что в нынешней ситуации маловероятно.
Таким образом, в ближайшее время расценки на длинномерный прокат в Украине вряд ли сильно изменятся. Ни для продолжения спада, ни для начала роста цен на него нет значительных оснований.
Максим Рассоха
Комментарии
Отправить комментарий