Общий обзор рынка черного металла: март 2010 г.
Тенденции роста на украинском рынке металла, обозначившиеся еще в феврале, в марте только укрепились. Дальнейшее движение расценок также обещает быть положительным. Причем, судя по нынешнему взрывному повышению цен на внешних рынках, в апреле-мае нас ждет не менее динамичное, нежели в марте, увеличение расценок на рынке внутреннем.
На рис. 1 отображена динамика цен на товары, наиболее общим образом отражающие положение дел в секторе длинномерного (арматура и уголок), плоского (г/к прокат) и трубного (электросварные трубы) проката. Быстрее всего в марте рос сектор плоского проката (600 грн/т). Хорошую динамику показала и арматура (350 грн/т) с уголком (290 грн/т). Необходимо отметить, что в указанных сегментах рынка наблюдалось резкое ускорение в последнюю неделю марта. Трубы, несмотря на начало сезона, пока отстают от общего тренда рынка металла, так, электросварная продукция прибавила за последний месяц только 240 грн/т.
Рис. 1. Динамика расценок на отдельные виды металлопроката в Украине(для партии металла массой 5 т, с НДС)
Рис. 2. Сравнительная динамика цен на длинномерный прокат: украинских экспортных, украинских внутренних и мировых
Рис. 3. Сравнительная динамика цен на плоский прокат: украинских экспортных, украинских внутренних и мировых |
Повышение расценок в марте было вполне предсказуемым. Внутренний рынок отыграл с традиционным двухмесячным лагом увеличение цен внешних рынков, и, соответственно, отпускных цен украинских металлургов в январе. В целом за последние два с половиной месяца (после окончания новогодних каникул), которые характеризовались ростом цен на внутреннем рынке, котировки арматуры в долларовом эквиваленте выросли на 55 $/т, а плоского проката – на 95 $/т. Данный период, отражает увеличение мировых цен на металл начиная с ноября пришлого года и заканчивая последней декадой января года нынешнего. За это время экспортные котировки украинских металлургов повысились на 60 $/т для длинномерного проката и на 70 $/т для проката листового. Более высокий разрыв в темпах роста листового проката по сравнению с длинномерным на внутреннем рынке объяснялся:
- слабостью рынка длинномерного проката на основном для Украины рынке сбыта – Ближнем Востоке;
- завышенным относительно экспортных котировок уровнем цен на внутреннем рынке;
- потребляющее лист машиностроение пока быстрее отходит после кризиса, нежели строительство (заказчик проката длинномерного).
Что же нас ожидает в апреле? Если бы внутренний рынок шаг в шаг коррелировал с рынком внешним, стоило бы надеяться на стабилизацию расценок, как ответ на торможение и даже некоторое проседание мировых рынков в феврале (влияние на внутренний рынок с двухмесячным лагом). Так скорее всего и было бы в более спокойной ситуации. Однако стремительно изменяющаяся конъюнктура внешних рынков может спровоцировать совсем другое развитие событий.
Хронология событий следующая. Достигнув пиковых значений к концу января, цены на мировых рынках начали снижаться в связи с закручиванием финансовых вентилей правительством Китая и ФРС США, что на фоне накапливающихся запасов металлопродукции породило опасения по поводу возможности нового периода стагнации. Фактором, который противодействовал подобной тенденции, выступали все возрастающие затраты металлургов на руду и коксующийся уголь. Рост цен на спотовых рынках сырья в свою очередь подтолкнул рудных монополистов, которые держат в своих руках большую часть международной торговли рудой, к мысли о необходимости поднять расценки по годовым контрактам, которые должны быть перезаключены на новых условиях в апреле. Судя по всему, игра удалась. Так, японские металлургические компании согласились на 90%-ое повышение расценок и их ежеквартальный пересмотр. Как показывает практика предыдущих лет, вскоре на подобных условиях должны капитулировать и вечно обиженные рудой китайцы. А значит тенденция, сформированная на спотовом рынке сырья, будет закреплена «большими» контрактами между металлургами и рударями. И удорожание себестоимости, составившее с начала года по оценкам экспертов минимум $150 на тонну стали,станет реальностью, с которой потребителям, хочешь – не хочешь, придется считаться. Собственно, именно понимание этого факта и разморозило рынок плоского проката в Китае в начале марта, а рынок длинномерного проката на Ближнем Востоке – к концу месяца. Следует отметить, что в предшествующий период неопределенности на рынке многие потребители не стремились заключать новые контракты, живя на старых запасах. Что привело к постепенному их сокращению. Исчерпание запасов при понимании неизбежности удорожания металла породило ажиотажный спрос. В особенности это касается рынка длинномерного проката на Ближнем Востоке. Там к тому же возник ситуативный дефицит продукции, вызванный тем, что поставщики, приученные к вялости этого рынка, не смогли оперативно удовлетворить внезапно выросшее потребление.
Дальнейшие перспективы неясны. На самом деле, для того чтобы скомпенсировать удорожание сырья, внешним рынкам осталось подрасти еще совсем немного. Другое дело, что на фоне ажиотажного спроса цены могут зашкалить много выше экономически обоснованного уровня, что спровоцирует перепроизводство с последующим обвалом рынка. Тем не менее, снижение в среднесрочной перспективе цен ниже сформированного за последний месяц уровня маловероятно в силу все того же фактора себестоимости.
Очевидно, что в условиях мощного подъема цен по всему миру украинские расценки будут подниматься авансом. Особенно это касается рынка длинномерного проката. Описанные выше факторы, тормозившие динамику в данном сегменте рынка, нивелированы. Внутренний спрос, несмотря на весну, скорее всего, существенно не вырастет. Однако это и не обязательно для ценового скачка. Достаточно вероятным выглядит образование дефицита на внутреннем рынке длинномерной продукции. Нехватка арматуры на Ближнем Востоке при одновременном взрывном росте цен на нее почти наверняка переключит все производственные мощности украинских металлургов на удовлетворение именно этого направления. Что в условиях монополизированного рынка длинномерного проката в Украине приведет к взвинчиванию цен даже выше реально обоснованного уровня. Рискнем предположить, что за апрель цены на арматуру в Украине могут достигнуть нынешнего уровня расценок на Ближнем востоке – 650 $/т и потянуть за собой все остальные виды длинномерного проката. Таким образом, рост цен в данном сегменте может составить 80 $/т в месяц.
По идее, плоский прокат в силу большей конкурентности рынка, нежели в сфере проката длинномерного, должен несколько мягче отреагировать на нынешний ценовой шок. Если бы расценки на него в апреле двигались в соответствии с динамикой экспортных котировок в феврале, то повышение составило бы порядка 30 $/т. Очевидно, всеобщая лихорадка придаст дополнительное ускорение и листовому прокату. Однако, данный сегмент, скорее всего, будет расти не так быстро как прокат длинномерный.
Очевидно, несколько ускорится и до сих пор вялая динамика на рынке труб.
Общий вывод – весна только начинается, и, судя по нынешним тенденциям на рынке металла, обещает быть более чем теплой.
Максим Рассоха
Комментарии
Отправить комментарий