Общий обзор рынка черного металла — 27.04.2020

Вирус сделал то, о чем полгода назад и подумать было невозможно. По свидетельству информационного агентства Reuters, глобальное стальное производство в марте продемонстрировало шестипроцентное падение объемов (относительно YoY). Это приблизительно составляет 147,1 млн тонн. Впрочем, данное снижение производства помогло рынку столь же мало, как пришпоривание дохлой лошади в поговорке. Состояние мирового спроса на сталь пребывает в откровенно удручающем состоянии.

На фоне раздрая, царящего сейчас в сталелитейных отраслях большинства стран, состояние китайской металлургии, остающейся основным стальным продуцентом мира, выглядит вполне приличным. Мартовские объемы стального производства просели в этой стране лишь на 1,7 % (приблизительно до 79 млн тонн). Однако данный факт свидетельствует не столько о высоком спросе, сколько о возможности складировать излишки металла «на потом», ожидая, когда правительство КНР даст старт новым инфраструктурным проектам. Несмотря на то, что объемы складских запасов стального проката в Китае находятся сейчас на беспрецедентном уровне, местные металлурги намерены привести их к норме уже в текущем году, не роняя при этом слишком сильно объемы производства.

Цены на металлопродукцию в Украине

Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине

Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые

В результате падения зарубежных рынков объемы китайского стального экспорта в I квартале сократились на 16 %. Учитывая относительно небольшие (для Китая) объемы экспортных поставок, страна вполне способна «переварить» данные излишки. Согласно данным государственного аналитического центра China Metallurgical Industry Planning and Research Institute (CMIPRI), в число запланированных новых инфраструктурных проектов входит масштабное строительство железнодорожных путей нового формата, расширение энергосетей сверхвысокого напряжения и создание мощной сети связи 5G. По прогнозам CMIPRI, новые инфраструктурные проекты должны в текущем году увеличить прямой стальной спрос в Китае приблизительно на 33 млн тонн. К тому же, по прогнозам CISA, объемы стального проката, потребляемого китайской строительной отраслью (на нее приходится порядка 55 % общего потребления стали в КНР) полностью восстановятся уже во II квартале, а по итогам 2020 г. они и вовсе покажут рост.

Все это должно в значительной степени нивелировать последствия упавшего в стране внутреннего спроса на сталь, а значит, снизить риски того, что накопившиеся в КНР излишки стального проката внезапно хлынут на внешние рынки. Впрочем, даже если исключить из числа возможных источников беспокойства Китай, оптимизма металлургам из других стран это не придаст. Представители европейской стальной отрасли, где цены традиционно держатся на более высоком уровне, чем у соседей, откровенно нервничают по поводу того, что не смогут защитить себя после окончания мировой пандемии. По мнению европейцев, невостребованные запасы стального проката, которые накопятся в других странах за время карантина, способны затопить рынок ЕС крайне дешевым металлом, продаваемым (цитата) «любым путем по любой цене». Учитывая данную точку зрения, вероятность появления в законодательстве ЕС новых ограничений на ввоз импортного стального проката, представляется более чем вероятной. В свою очередь, чем более закрытым будет становиться рынок стали ЕС, тем сильнее будет ужесточаться конкуренция на ближневосточных и азиатских стальных рынках, что никак не поспособствует скорой стабилизации мировых цен на прокат.

По данным информационного агентства Reuters, на данный момент объемы стального производства в ЕС сократились приблизительно в два раза, а приток новых заказов усох на три четверти. Несмотря на это, дальнейшее падение европейского производства стального проката выглядит более чем вероятным. Об этом говорит и ассоциация Eurofer, ссылаясь на фактически полную остановку производства автомобилей и существенное падение строительной отрасли ЕС.

По мнению большинства отраслевых экспертов, мировые цены на стальной прокат не падают еще ниже лишь из-за поддержки, которую им в данный момент оказывают расценки на железную руду и лом. Их котировки остаются относительно высокими, представляя собой своеобразный оазис стабильности на фоне общего падения и обвала. Уровень цен на железорудное сырье поддерживает и, скорее всего, будет поддерживать восстанавливающийся китайский спрос.

На фоне пандемии объемы заготовки металлолома рухнули практически во всех странах, из-за чего цены на лом даже немного подросли. Однако этого явно недостаточно для того, чтобы подтолкнуть вверх цены на прокат, что подтверждается результатами недавней попытки металлургов стран Черноморского бассейна повысить расценки на заготовку и арматуру. Данное повышение лишь сделало их прокат менее конкурентоспособным, не принеся желанной прибыли, а лишь уменьшив и так небольшое количество продаж.

Учитывая то, что мировая строительная отрасль входит во все больший ступор, глобальный спрос на сталь в ближайшей перспективе, скорее всего, продолжит падение, переломив тем самым неустойчивый положительный тренд, наметившийся в сегменте лома. С большой долей вероятности ближайшее будущее принесет нам не только коррекцию цен на данный вид сырья, но и новую волну падения расценок на прокат.

Купить металлопрокат в Харькове вы можете обратившись в компанию РТК СТИЛ www.ukrtrade.biz

 

Издательство "Металлика"