Общий обзор рынка черного металла — 04.10.2019
Основным событием прошедшего месяца является мощный обвал цен на железорудное сырье и коксующийся уголь. Впрочем, данное явление не дало металлургам возможности увеличить свою маржу, а лишь спровоцировало новый виток падения расценок на сталь. Постепенное, но фактически безостановочное сворачивание спроса привело к тому, что часть мировых экспортеров стального проката восприняла падение расценок на сырье как возможность еще больше снизить отпускные расценки. Этому поспособствовало и то, что относительно активная прослойка потребителей заняла позицию выжидания, подразумевая, как само собой разумеющееся, что падение цен на сырье является весомым поводом для того, чтобы выжать из производителя еще более низкие расценки.
К сожалению, сентябрь не принес мировому рынку стали долгожданной стабилизации. Судя по всему, падение еще не достигло дна и будет продолжаться дальше. Сколько именно оно продлится — не берутся прогнозировать даже самые серьезные аналитические компании. Все они сходятся лишь в одном: пока на глобальном рынке будет продолжаться так называемый «парад суверенитетов» (прежде всего, экономических), существенных перемен к лучшему можно не ожидать. Ситуация остается предельно ясной и в то же время очень непростой. Развитие торгово-экономического конфликта между двумя наибольшими экономиками мира, с одной стороны, все больше усугубляет и так плачевное состояние мирового спроса на сталь, с другой — стимулирует страны замыкаться сугубо на своих проблемах, все меньше считаясь с тем, какое это влияние оказывает на экономику прочих участников рынка. К сожалению, обнадеживающие слова президента США о подписании новой грандиозной сделки и завершении торговой войны с Китаем каждый раз лишь предваряют новый виток эскалации конфликта. Рынок свыкся с этим, и теперь на подобные оптимистические заверения реагируют лишь биржи, чьи игроки привычно используют подобные слова в качестве привычного спекулятивного элемента.
Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине
Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые
Менее громкими, но не менее токсичными для глобального рынка являются и экономические разногласия, нарастающие между США и странами ЕС. Последним примером подобного конфликта является разрешившийся в пользу США спор, в результате которого американцы получили одобрение ВТО на введение заградительных тарифов на ряд европейских товаров. Об этом сообщило новостное агентство Reuters. Диапазон товаров, попавших в этот список, колеблется от аэрокосмических комплектующих до сыра, вина и определенных предметов роскоши. Общая сумма стоимости товаров, на которые будут налагаться новые тарифы, определяется предварительно в 7,5–8 млрд долларов. Окончательный размер данной суммы определится после последующих судебных разбирательств, но в любом случае для ЕС с ее нынешним состоянием экономики она получится немаленькой. Все вышеперечисленное ломает устоявшиеся торговые отношения, приближая прогнозируемый срок мягкой посадки (хотя для кого-то она окажется и жестковатой) мировой экономики.
В этом свете практически трехкратное падение показателя роста объемов мировой торговли (с 3 % в конце 2018 г. до 1,2 % в сентябре 2019 г.) выглядит целиком логичным. Одним из основных негативных факторов, которые сильнее всего сказываются на состоянии мировой экономики, ВТО называет неопределенность дальнейшего развития событий (не столь важно, идет ли речь о Brexit или об общей стагнации стального спроса).
Неоднозначная ситуация разворачивается в КНР. Определенный позитив заключается в нарастающем давлении, которое правительство Китая оказывает на свою металлургическую отрасль в плане закрытия экологически грязных и устаревших стальных производств. Вопрос сокращения избыточных мощностей здесь давно назрел. Местные власти провинций, в которых находятся подобные заводы, активно загрязняющие окружающую среду, всеми силами стараются сохранить рабочие места, и старательно тянут с закрытием «грязных» производств. Вдобавок к этому, мелкие и нелегальные металлургические компании проявляют чудеса изворотливости, прибегая, как к последнему средству, к перемещению производств в другие, экологически более чистые провинции, но не закрывая их. Тем не менее за последние четыре года китайское правительство смогло закрыть порядка семи сотен устаревших сталелитейных заводов, убрав таким образом с внутреннего рынка примерно 140 млн тонн «грязных» мощностей и 150 млн тонн «морально устаревших» мощностей. Обратной стороной медали является то, что оставшиеся в строю производства КНР постарались занять освободившиеся ниши и увеличить выпуск стального проката. По данным китайского National Bureau of Statistics, августовская выплавка стали в КНР вышла на рекордные 87,25 млн тонн, увеличившись относительно YoY на 9,3 %.
Чтобы увеличить управляемость отрасли, правительство Китая намерено сосредоточить 60 % производства стального проката в руках десяти крупных металлургических компаний (сейчас эта доля составляет около 40 %). Но это дело будущего, а пока металлургический сектор страны продолжает производить избыточный металл, что не сулит ничего хорошего ни внутреннему, ни внешним рынкам.
Увеличивающийся разрыв между активно падающими внешними расценками и внутренними ценами вынудил отечественных производителей приступить к более активной коррекции гривенных цен на прокат. При этом ее темпы в короткое время ускорились настолько, что участники рынка заговорили о возможном начале фактически неуправляемого обвала расценок. Окажутся ли они правы — мы увидим уже в ближайшее время.
Издательство "Металлика"