Общий обзор рынка черного металла — 04.03.2020
Нынешнее развитие событий в мировой сталелитейной промышленности заставляет нас вспомнить о «бренности всего сущего» и о том, что любые, даже самые опытные, аналитики не способны с полной уверенностью делать долгосрочные аналитические прогнозы. Реальная жизнь иногда внезапно переводит незыблемо надежные расчеты в разряд «гаданий на кофейной гуще» (вспомним бравурные прогнозы, звучавшие перед кризисом 2008 г.). Таким сюрпризом для мировой экономики оказался февраль, вместивший в себя столько негативных событий, что в спокойное время их хватило бы на целый год.
Вспышка коронавируса, произошедшая в феврале, дала непредсказуемый эффект, человеческие и экономические потери которого пока невозможно оценить в полной мере. Определенно сейчас можно сказать разве что две вещи. Во-первых, экономика Китая, игравшая в последние годы для мировой металлургии важную роль поддерживающей (если не несущей) конструкции, пострадала от коронавируса гораздо больше, чем прогнозировалось. Фактически КНР на неопределенное время оказалась частично выключенной из мировой производственной цепочки и как импортер, и как экспортер. Во-вторых, несмотря на все усилия властей страны, удержать коронавирус в границах Китая не удалось, и он начал шириться по планете. Согласно последним данным Всемирной Организации Здравоохранения, количество больных коронавирусом в мире достигло 85,5 тыс. человек. Из них порядка 80 тыс. приходится на КНР, а четвертое место заняла европейская Италия. Грядущее влияние на мировую экономику стремительно расползающегося по миру заболевания сложно оценить в точных цифрах, но уже сейчас ясно, что мировая пандемия способна оказать на состояние глобальной металлургии самое пагубное влияние путем падения спроса и цен на сталь.
Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине
Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые
По оценке агентства Reuters, падающий спрос на стальной прокат в ближайшие недели должен привести к банкротству части сталелитейных предприятий Китая. Конечно, сокращение объемов производства стального проката (пусть даже полученное таким образом) выглядит безусловным благом как для КНР, так и для всего мира. Но важный нюанс заключается в том, что основная причина остановки заводов — отсутствие сбыта — подразумевает стремительное накопление складских запасов невостребованного металла. Чтобы отсутствие сбыта вынудило предприятие закрыться, объемы излишков непроданной продукции должны принять катастрофические размеры. Последствия данного развития событий в масштабах Китая предвидеть не так уж трудно.
Местные металлотрейдеры, по словам Reuters, заявляют: «Заводы продолжают поставлять готовый стальной прокат, но мы не имеем ни малейшего представления, когда сможем отправить его конечному потребителю». В подобных условиях взгляд китайских металлотрейдеров все чаще обращается в сторону экспортных поставок. Чтобы удержаться на плаву, местные металлоторговцы начинают сливать на внешние рынки все большие объемы оказавшегося невостребованным металла. При этом они, естественно, вынуждены продавать его по более низкой цене, нежели конкуренты, сбивая и так не слишком высокие расценки на сталь.
Согласно последним данным, на данный момент в Китае работают приблизительно две трети местных компаний, но и те не на полную мощность. Это значит, что местный спрос на стальной прокат в ближайшее время останется крайне низким. Исключение составит, скорее всего, строительная отрасль страны (власти намерены оказать существенную финансовую поддержку инфраструктурным проектам), но она потребляет лишь около 40 % производимой в стране стали. Показатели автомобилестроительной отрасли КНР, к примеру, вызывают катастрофические ассоциации: февральский показатель производства новых автомобилей относительно YoY рухнул фактически на четверть. При этом объемы суточной плавки стали в первой декаде февраля в Китае снизились лишь на 2,7 %. Несмотря на то, что производство стального проката в стране снижается, дисбаланс между производством и внутренним спросом остается значительным, что усиливает давление на стальные цены внешних рынков.
Интенсивные попытки переломить отрицательный ценовой тренд ЕС, предпринимаемые европейскими и турецкими сталеварами, приносят определенные плоды, но выглядят пока откровенно неустойчивыми. Риск ценового разворота остается высоким. Он увеличивается по мере того, как коронавирус получает все большее распространение.
Не внушают особого оптимизма и торговые переговоры между США и ЕС, в ходе которых высокие стороны обговаривают новые ввозные тарифы, в том числе и на стальную продукцию. Достигнув определенных результатов на китайском, канадском и мексиканских направлениях, президент США Дональд Трамп переключился на достижение «большого соглашения» с европейскими странами. Судя по тому, как протекали предыдущие переговоры, вероятность того, что приемлемое для обеих сторон соглашение будет достигнуто быстро, является не слишком высокой. Это подразумевает, что спрос на стальной прокат в ЕС в ближайшей перспективе останется вялым, а цены на сталь, вероятнее всего, продолжат движение вниз.
Издательство "Металлика"