Налоговая революция продолжается

Перспективы ближайших изменений Налогового кодекса

По данным Государственной налоговой службы, в первом квартале 2011 года количество предпринимателей, которые приняли решение завершить свою деятельность, выросло на 57 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Открыть новый бизнес пожелали только 44 тыс. физических лиц, что почти на треть меньше чем в прошлом году. Таким образом, с момента вступления в силу нового Налогового кодекса (01.01.2011 г.) количество физических лиц-предпринимателей сократилось на 12,6 тыс. Протесты налогоплательщиков уже приобрели массовый характер и не на шутку тревожат действующую власть. Снизив налоговое бремя для крупных олигархических структур, власть компенсирует недостающие поступления в бюджет дополнительной нагрузкой для малого бизнеса. Это грозит тем, что мы рискуем в одночасье потерять самую массовую часть бизнеса, если не по объемам выручки и инвестиций, то уж точно по численности занятого персонала. Из малых и средних компаний сегодня готовы прекратить свою деятельность немногие, но уйти в тень может большинство. Это и тревожит правящую элиту.

Подписав Налоговый кодекс, президент настаивал на его доработке в течение ближайших 2 месяцев путем внесения соответствующих изменений. В настоящее время кодекс существует в прежнем виде, за исключением ряда «косметических изменений». Этот факт вызывает бурю протеста у представителей малого и среднего бизнеса. Наибольшее недовольство у плательщиков и в то же время раздражение у властных структур вызывает упрощенная система налогообложения. На сегодняшний день над концепцией ее усовершенствования трудятся несколько парламентских групп. Среди оппозиционных отметим проекты А. Яценюка и Н. Королевской, но вероятность их прохождения в парламенте вызывает большие сомнения по причине радикальности некоторых положений. Например, проект А. Яценюка предполагает (в противовес расширению прав налоговых служб в администрировании и контроле взимания налогов) ввести институт по защите прав налогоплательщиков. Допустить подобный демократизм в госмонополии на взимание налогов власть не может. По этой причине перспективы оппозиционных законопроектов выглядят «туманно». Наибольший успех предрекают проекту С. Тигипко.

В апреле 2011 года правительственная рабочая группа (во главе с С. Тигипко) по подготовке законопроекта представила концепцию реформирования упрощенной системы. Из данного источника следует, что правительство предлагает разделить плательщиков единого налога на три категории в зависимости от объема годового дохода. При этом предельные границы дохода предложено определить не абсолютными цифрами, а в минимальных заработных платах:

  • к первой категории отнесены те предприниматели, чей годовой доход не превышает 150 минимальных зарплат (на сегодняшний день это 150,6 тыс. грн, при минимальной заработной плате с 01.01.2011 г. в 1004 грн);
  • ко второй ─ 600 минимальных зарплат (на сегодня ─ 602,4 тыс. грн);
  • к третьей ─ 1000 минимальных зарплат (на сегодня ─ 1,004 млн грн).

Ежемесячные ставки единого налога для физических лиц-предпринимателей 1-й и 2-й категорий дифференцированы: предусмотрены в размере от 10,04 грн до 400,61 грн. Проектом изменений также предусмотрена категория налогоплательщиков (юридических лиц) с годовым доходом до 3000 минимальных заработных плат. Для этой категории и физлиц-предпринимателей третьей группы предусмотрены два варианта налогообложения (на выбор налогоплательщика):

  • 3 % от совокупного дохода с уплатой налога на добавленную стоимость;
  • 5 % от совокупного дохода без уплаты налога на добавленную стоимость.

В новом проекте предполагается утвердить перечень из 40 видов бытовых услуг, на которые распространяется действие льготного налогообложения. В частности, речь идет об изготовлении и ремонте одежды и обуви, мебели, ювелирных изделий и пр. В то же время планируется расширить до 16-ти список видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения. Это нововведение затронет интересы аудиторов, страховых брокеров, кредитных союзов, производителей, импортеров и продавцов подакцизных товаров.

К прогрессивным изменениям можно отнести и те нормы, в которых предполагается пойти на уступки малому бизнесу и разрешить ему, пребывая на упрощенной системе налогообложения, относить на валовые затраты расходы по приобретению товаров, работ и услуг «упрощенцев». Напомним: ранее Налоговый кодекс устранил практику включения в состав валовых затрат расходы на приобретение товаров, работ и услуг «упрощенцев», чем вызвал бурю негодования у предпринимателей, оказавшихся в неравных условиях с крупным бизнесом. Тем не менее, Министерство финансов предлагает исключать подобные расходы только в том случае, если они будут подтверждены в отдельном перечне доходов и расходов плательщика в разрезе контрагентов. Не будет ли эта практика усложнять работу предпринимателей-упрощенцев, фактически вынуждая переходить на общую систему налогообложения, чтобы не потерять клиентов? Время покажет. Пока же эта норма выглядит вполне логичной и последовательной. С одной стороны, предприниматели получат возможность полноценно продавать товары, работы и услуги. С другой ─ компании смогут без стеснения сотрудничать с упрощенцами на общих условиях.

Еще одним существенным моментом налогового реформирования станет единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Правительственная коалиция намерена предложить Верховной Раде освободить от уплаты единого социального взноса пенсионеров и инвалидов, работающих без наемных работников по упрощенной и общей системе налогообложения. Вступивший в силу с 1 января 2011 года Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» предполагает уровень взноса в пределах от 33,2 % до 49,7 % фонда оплаты труда. Для малого бизнеса это много. На сегодняшний день те предприниматели, которые работают по общей системе налогообложения, и так уже платят слишком высокие налоги. По мнению экспертов, на них уходит более 50 % от полученной прибыли. В подготовленном законопроекте предлагается снизить единый социальный взнос для предпринимателей до уровня минимального страхового взноса (для малого бизнеса). Это, кстати, может стать первым шагом на пути к легализации фонда оплаты труда.

Когда же ждать предпринимателям озвученных изменений? Точный срок спрогнозировать сложно (равно как и утверждать, что озвученные нами изменения будут приняты в первоначально заявленном виде). Для того, чтобы новшества заработали хотя бы с 1 января 2012 года, нашим парламентариям необходимо потрудиться их принять до 1 июля текущего года. К тому же, обсуждение варианта налоговых изменений может пройти бурно (с привлечением множества общественных организаций), а может нести и поверхностный характер (в случае, если парламентские слушания затянутся до середины лета и отпускной сезон отвлечет внимание малого бизнеса к проблеме). В любом случае нужно сохранять бдительность и быть готовыми к любым поворотам событий.

Чего еще не хватает бизнесу в новом Налоговом кодексе? Думаем, отработав первые четыре месяца работы в новых условиях, каждый из вас хотел бы смягчить процедуру администрирования налогов: проведение проверок, применение финансовых санкций, сдача отчетности. На сегодняшний день среди налоговых органов действует негласная установка по запрету фактических проверок физических лиц-предпринимателей до конца года, кроме предпринимателей, своевременно не сдающих отчетность и допускающих нарушения в своей деятельности. И действительно, за первый квартал количество проверок существенно сократилось. Но будет ли подобная практика сохранена в будущем? Если государство действительно хочет оставить малый бизнес в покое (хоть на период его становления, как класса), то почему на законодательном уровне не вводит соответствующие ограничения на «контрольно-карательные» действия налоговиков? Оставляя широкие полномочия для налоговых органов в проведении проверок и начислении финансовых санкций, государство тем самым сохраняет «плацдарм» для дальнейших наступлений на малый бизнес.

К сожалению, перспективные изменения Налогового кодекса не имеют прямого влияния на деятельность металлотрейдеров. Хотя за период кризиса объемы торговли металлом существенно сократились, шансы металлоторговых структур попасть хотя бы в третью категорию  предпринимателей (с годовым объемом 1000 минимальных зарплат) невелики. При средней стоимости металла в 7 тыс. грн за тонну, годовой объем продаж не должен превышать 130 тонн. Так что грядущие изменения в упрощенной системе налогообложения вряд ли коснутся сферы металлоторговли. Не стоит также забывать, что металлотрейдеры получают услуги (аренда, транспортировка и пр.) и товары от сторонних предпринимателей, для которых переход на общую систему налогообложения грозит неизбежным повышением тарифов для сторонних компаний. И все же оптимизация Налогового кодекса является пусть и не простым, но в целом необходимым шагом, который, будем надеяться, положительно повлияет на сферу металлоторговли в целом.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Hello, Neat post. There is an

Hello, Neat post. There is an issue together with your website in internet explorer, might test this? IE still is the market leader and a huge portion of folks will pass over your wonderful writing because of this problem.

you are really a just right

you are really a just right webmaster. The web site loading speed is incredible. It kind of feels that you are doing any distinctive trick. Moreover, The contents are masterpiece. you've done a magnificent task in this topic!

With havin so much written

With havin so much written content do you ever run into any problems of plagorism or copyright infringement? My blog has a lot of unique content I've either authored myself or outsourced but it looks like a lot of it is popping it up all over the web without my agreement. Do you know any techniques to help prevent content from being stolen? I'd truly appreciate it.

I could not resist

I could not resist commenting. Very well written!

I constantly spent my half an

I constantly spent my half an hour to read this website's articles daily along with a mug of coffee.

I think the admin of this

I think the admin of this website is genuinely working hard in favor of his web site, since here every data is quality based stuff.

Very nice post. I just

Very nice post. I just stumbled upon your weblog and wanted to mention that I've truly loved surfing around your weblog posts. After all I'll be subscribing in your feed and I am hoping you write once more very soon!

great publish, very

great publish, very informative. I wonder why the other experts of this sector do not understand this. You must continue your writing. I'm confident, you have a great readers' base already!

Today, while I was at work,

Today, while I was at work, my sister stole my apple ipad and tested to see if it can survive a 40 foot drop, just so she can be a youtube sensation. My apple ipad is now broken and she has 83 views. I know this is completely off topic but I had to share it with someone!

Sweet blog! I found it while

Sweet blog! I found it while browsing on Yahoo News. Do you have any tips on how to get listed in Yahoo News? I've been trying for a while but I never seem to get there! Thank you

This post will assist the

This post will assist the internet viewers for setting up new weblog or even a weblog from start to end.

It's a shame you don't have a

It's a shame you don't have a donate button! I'd without a doubt donate to this fantastic blog! I suppose for now i'll settle for bookmarking and adding your RSS feed to my Google account. I look forward to brand new updates and will talk about this blog with my Facebook group. Talk soon!

Excellent article. I

Excellent article. I definitely love this website. Thanks!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
                                                 
88 88888888ba, 8888888888 ad888888b,
88 88 `"8b 88 d8" "88
88 88 `8b 88 ____ a8P
88 88 88 88a8PPPP8b, ,d8P"
88 88 88 PP" `8b a8P"
88 88 8P d8 a8P'
88 88 .a8P Y8a a8P d8"
88 88888888Y"' "Y88888P" 88888888888

Введите символы, изображенные псевдо-графикой выше