Налоговая революция продолжается
Перспективы ближайших изменений Налогового кодекса
По данным Государственной налоговой службы, в первом квартале 2011 года количество предпринимателей, которые приняли решение завершить свою деятельность, выросло на 57 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Открыть новый бизнес пожелали только 44 тыс. физических лиц, что почти на треть меньше чем в прошлом году. Таким образом, с момента вступления в силу нового Налогового кодекса (01.01.2011 г.) количество физических лиц-предпринимателей сократилось на 12,6 тыс. Протесты налогоплательщиков уже приобрели массовый характер и не на шутку тревожат действующую власть. Снизив налоговое бремя для крупных олигархических структур, власть компенсирует недостающие поступления в бюджет дополнительной нагрузкой для малого бизнеса. Это грозит тем, что мы рискуем в одночасье потерять самую массовую часть бизнеса, если не по объемам выручки и инвестиций, то уж точно по численности занятого персонала. Из малых и средних компаний сегодня готовы прекратить свою деятельность немногие, но уйти в тень может большинство. Это и тревожит правящую элиту.
Подписав Налоговый кодекс, президент настаивал на его доработке в течение ближайших 2 месяцев путем внесения соответствующих изменений. В настоящее время кодекс существует в прежнем виде, за исключением ряда «косметических изменений». Этот факт вызывает бурю протеста у представителей малого и среднего бизнеса. Наибольшее недовольство у плательщиков и в то же время раздражение у властных структур вызывает упрощенная система налогообложения. На сегодняшний день над концепцией ее усовершенствования трудятся несколько парламентских групп. Среди оппозиционных отметим проекты А. Яценюка и Н. Королевской, но вероятность их прохождения в парламенте вызывает большие сомнения по причине радикальности некоторых положений. Например, проект А. Яценюка предполагает (в противовес расширению прав налоговых служб в администрировании и контроле взимания налогов) ввести институт по защите прав налогоплательщиков. Допустить подобный демократизм в госмонополии на взимание налогов власть не может. По этой причине перспективы оппозиционных законопроектов выглядят «туманно». Наибольший успех предрекают проекту С. Тигипко.
В апреле 2011 года правительственная рабочая группа (во главе с С. Тигипко) по подготовке законопроекта представила концепцию реформирования упрощенной системы. Из данного источника следует, что правительство предлагает разделить плательщиков единого налога на три категории в зависимости от объема годового дохода. При этом предельные границы дохода предложено определить не абсолютными цифрами, а в минимальных заработных платах:
- к первой категории отнесены те предприниматели, чей годовой доход не превышает 150 минимальных зарплат (на сегодняшний день это 150,6 тыс. грн, при минимальной заработной плате с 01.01.2011 г. в 1004 грн);
- ко второй ─ 600 минимальных зарплат (на сегодня ─ 602,4 тыс. грн);
- к третьей ─ 1000 минимальных зарплат (на сегодня ─ 1,004 млн грн).
Ежемесячные ставки единого налога для физических лиц-предпринимателей 1-й и 2-й категорий дифференцированы: предусмотрены в размере от 10,04 грн до 400,61 грн. Проектом изменений также предусмотрена категория налогоплательщиков (юридических лиц) с годовым доходом до 3000 минимальных заработных плат. Для этой категории и физлиц-предпринимателей третьей группы предусмотрены два варианта налогообложения (на выбор налогоплательщика):
- 3 % от совокупного дохода с уплатой налога на добавленную стоимость;
- 5 % от совокупного дохода без уплаты налога на добавленную стоимость.
В новом проекте предполагается утвердить перечень из 40 видов бытовых услуг, на которые распространяется действие льготного налогообложения. В частности, речь идет об изготовлении и ремонте одежды и обуви, мебели, ювелирных изделий и пр. В то же время планируется расширить до 16-ти список видов деятельности, на которые не распространяется упрощенная система налогообложения. Это нововведение затронет интересы аудиторов, страховых брокеров, кредитных союзов, производителей, импортеров и продавцов подакцизных товаров.
К прогрессивным изменениям можно отнести и те нормы, в которых предполагается пойти на уступки малому бизнесу и разрешить ему, пребывая на упрощенной системе налогообложения, относить на валовые затраты расходы по приобретению товаров, работ и услуг «упрощенцев». Напомним: ранее Налоговый кодекс устранил практику включения в состав валовых затрат расходы на приобретение товаров, работ и услуг «упрощенцев», чем вызвал бурю негодования у предпринимателей, оказавшихся в неравных условиях с крупным бизнесом. Тем не менее, Министерство финансов предлагает исключать подобные расходы только в том случае, если они будут подтверждены в отдельном перечне доходов и расходов плательщика в разрезе контрагентов. Не будет ли эта практика усложнять работу предпринимателей-упрощенцев, фактически вынуждая переходить на общую систему налогообложения, чтобы не потерять клиентов? Время покажет. Пока же эта норма выглядит вполне логичной и последовательной. С одной стороны, предприниматели получат возможность полноценно продавать товары, работы и услуги. С другой ─ компании смогут без стеснения сотрудничать с упрощенцами на общих условиях.
Еще одним существенным моментом налогового реформирования станет единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование. Правительственная коалиция намерена предложить Верховной Раде освободить от уплаты единого социального взноса пенсионеров и инвалидов, работающих без наемных работников по упрощенной и общей системе налогообложения. Вступивший в силу с 1 января 2011 года Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» предполагает уровень взноса в пределах от 33,2 % до 49,7 % фонда оплаты труда. Для малого бизнеса это много. На сегодняшний день те предприниматели, которые работают по общей системе налогообложения, и так уже платят слишком высокие налоги. По мнению экспертов, на них уходит более 50 % от полученной прибыли. В подготовленном законопроекте предлагается снизить единый социальный взнос для предпринимателей до уровня минимального страхового взноса (для малого бизнеса). Это, кстати, может стать первым шагом на пути к легализации фонда оплаты труда.
Когда же ждать предпринимателям озвученных изменений? Точный срок спрогнозировать сложно (равно как и утверждать, что озвученные нами изменения будут приняты в первоначально заявленном виде). Для того, чтобы новшества заработали хотя бы с 1 января 2012 года, нашим парламентариям необходимо потрудиться их принять до 1 июля текущего года. К тому же, обсуждение варианта налоговых изменений может пройти бурно (с привлечением множества общественных организаций), а может нести и поверхностный характер (в случае, если парламентские слушания затянутся до середины лета и отпускной сезон отвлечет внимание малого бизнеса к проблеме). В любом случае нужно сохранять бдительность и быть готовыми к любым поворотам событий.
Чего еще не хватает бизнесу в новом Налоговом кодексе? Думаем, отработав первые четыре месяца работы в новых условиях, каждый из вас хотел бы смягчить процедуру администрирования налогов: проведение проверок, применение финансовых санкций, сдача отчетности. На сегодняшний день среди налоговых органов действует негласная установка по запрету фактических проверок физических лиц-предпринимателей до конца года, кроме предпринимателей, своевременно не сдающих отчетность и допускающих нарушения в своей деятельности. И действительно, за первый квартал количество проверок существенно сократилось. Но будет ли подобная практика сохранена в будущем? Если государство действительно хочет оставить малый бизнес в покое (хоть на период его становления, как класса), то почему на законодательном уровне не вводит соответствующие ограничения на «контрольно-карательные» действия налоговиков? Оставляя широкие полномочия для налоговых органов в проведении проверок и начислении финансовых санкций, государство тем самым сохраняет «плацдарм» для дальнейших наступлений на малый бизнес.
К сожалению, перспективные изменения Налогового кодекса не имеют прямого влияния на деятельность металлотрейдеров. Хотя за период кризиса объемы торговли металлом существенно сократились, шансы металлоторговых структур попасть хотя бы в третью категорию предпринимателей (с годовым объемом 1000 минимальных зарплат) невелики. При средней стоимости металла в 7 тыс. грн за тонну, годовой объем продаж не должен превышать 130 тонн. Так что грядущие изменения в упрощенной системе налогообложения вряд ли коснутся сферы металлоторговли. Не стоит также забывать, что металлотрейдеры получают услуги (аренда, транспортировка и пр.) и товары от сторонних предпринимателей, для которых переход на общую систему налогообложения грозит неизбежным повышением тарифов для сторонних компаний. И все же оптимизация Налогового кодекса является пусть и не простым, но в целом необходимым шагом, который, будем надеяться, положительно повлияет на сферу металлоторговли в целом.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Hello, Neat post. There is an
you are really a just right
With havin so much written
I could not resist
I constantly spent my half an
I think the admin of this
Very nice post. I just
great publish, very
Today, while I was at work,
Sweet blog! I found it while
This post will assist the
It's a shame you don't have a
Excellent article. I
Отправить комментарий