Модернизация газотранспортной системы Украины как дополнительный импульс металлопотребления
Впереди 2011 год. Едва оправившись от кризиса, мы с интересом пытаемся заглянуть в будущее и обнаружить там признаки стабильности и грядущего процветания. С оптимизмом смотрит в будущее и отечественная металлургия. Улучшившаяся конъюнктура на мировых рынках металла, благоприятная курсовая политика НБУ и просто дешевая рабочая сила позволила горно-метуллургическому комплексу выжить в это нелегкое кризисное время, а некоторым его представителям – даже укрепить позиции.
Но так ли безоблачно будущее? Ведь уже ни для кого не секрет, что в мире наблюдается избыток производственных мощностей по металлу. В дальнейшем дисбаланс между спросом и предложением металла будет только усиливаться, и вполне возможно, что многие страны будут закрывать свои внутренние рынки от внешних поставок. Отечественной металлургии с ее экспортной направленностью будет непросто в этой ситуации сохранить существующие темпы производства и выиграть конкурентную борьбу с китайскими и индийскими производителями. Выход один – развивать внутренний рынок потребления металла.
В последнее время много говорят о необходимости реализации крупных инфраструктурных проектов в экономике. Один из них – проект по модернизации газотранспортной системы Украины. На существующий момент ее технические возможности позволяют пропускать на входе до 288 млрд, на выходе – до 178 млрд кубометров газа в год. Планируемая модернизация газотранспортной системы в будущем позволит увеличить пропускную способность системы, как минимум, на 60 млрд куб. м газа в год. Кроме того, необходимость модернизации дополняется высоким уровнем износа труб и распределительных станций в системе. По мнению экспертов, в украинской газотранспортной системе 21 % труб крупнейшего диаметра (1020-1420 мм) уже отработало свой расчётный 33-летний ресурс. Их общая протяженность составляет, по меньшей мере, 3 тыс. километров. К тому же, трубы крупнейшего диаметра – это только 14 из 34 тысяч километров труб украинской газотранспортной системы – в процессе модернизации своей газотранспортной системы Украине не обойтись без металлургов и металлотрейдеров.
Если говорить о конкретных проектах в рамках программы модернизации, то это, прежде всего:
- модернизация линейной части магистральных газопроводов «Союз», «Прогресс», Уренгой – Помары – Ужгород, Елец – Кременчуг – Кривой Рог и Ананьев – Тирасполь – Измаил;
- модернизация компрессорных станций на магистральных газопроводах «Союз», «Прогресс», Уренгой – Помары – Ужгород, Елец – Кременчуг – Кривой Рог и Ананьев – Тирасполь – Измаил;
- модернизация подземных хранилищ газа;
- модернизация оборудования газоизмерительных станций на выходе из газотранспортной системы (то есть – на Западе страны);
- строительство нового газопровода Новопсков – Ужгород, включая его первую очередь Богородчаны – Ужгород.
Главным препятствием на пути к долгожданной модернизации газотранспортной системы Украины остаются политические риски. По заверениям премьер-министра Украины, мы заинтересованы в модернизации собственной системы и готовы вкладывать значительные средства в этот проект. «Но мы должны иметь гарантии, что Европейский Союз будет покупать у России определенные объемы газа, который будет транспортироваться через нашу территорию, а Россия будет продавать соответствующий объем газа. При условии, что есть продавец и покупатель – есть смысл вкладывать средства в модернизацию газотранспортной системы», – отметил Н. Азаров. Кроме того, премьер отметил, что на модернизацию украинской системы необходимо намного меньше ресурсов, чем на строительство Россией «Северного потока» и «Южного потока». Всем известно, что Россия и Германия уже строят в обход Украины газопровод «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров, который планируется запустить к 2012 году. По нему будет проходить 30 млрд кубометров газа, добытого с новых месторождений, и до 25 млрд кубометров, транспортируемых сейчас через Украину и Беларусь. Кроме того, Россия и Еврокомиссия обсуждают возможность строительства газопроводов «Южный поток» и «Ямал – Европа 2» общей мощностью 63 млрд кубометров. Через них в Европу может проходить 38 млрд кубометров газа с новых месторождений и 25 млрд кубометров, идущих транзитом через Украину.
Если все эти проекты будут реализованы, к 2013 году Украина сократит транзит российского газа с 110 млрд до 60 млрд кубометров. Но все эти проекты газопроводов имеют очень большие технические, экологические, а главное – коммерческие риски. Стоит ли идти на это в условиях кризиса, какова будет отдача (и как скоро) от таких инвестиций? Об этом можно только гадать, а заплатить за все это придется европейскому потребителю газа. Инвестиции в расширение газотранспортной системы Украины, напротив, на порядок эффективнее, чем в альтернативные маршруты (в обход нашей страны). Сроки строительства магистральных газопроводов в Украине более короткие, нет таких экологических проблем, как у альтернативных проектов, идущих в обход нашей территории, отсутствуют значительные технологические риски. Будем надеяться, что потепление отношений между Москвой и Киевом, вылившееся в совместные проекты деятельности по ряду ключевых отраслей, найдет продолжение и в газотранспортной сфере.
В модернизации нашей системы транспортировки и распределения газа заинтересовано и само правительство, и ряд ключевых потребителей. Даже по грубым подсчетам, при ее проведении можно сократить расход технологичного газа (используется для перекачки российского газа в Европу) с 4 до 3 млрд кубических метров ежегодно. А это при нынешних ценах на газ – около $230 млн долларов. Для модернизации в течении ближайших трех лет необходимо заменить значительное количество трубопроводов (на сумму примерно в $300 млн) и газоперекачивающих агрегаты (на $800 млн). Но, несмотря на это, инвестиции в модернизацию выглядят целесообразными и окупаемыми в среднесрочной перспективе (до 4 лет). А самое главное – они способны дать дополнительный импульс отечественным металлургии и машиностроению, когда рост металлопотребления в этих отраслях обеспечится не привычным экспортом, а внутренним рынком.
Думаем, что это реально. Тем более что не так давно отечественные трубы уже нашли покупателя внутри страны. ООО «Метинвест Холдинг» и ООО «Интерпайп Украина» признаны победителями тендера, объявленного ДК «Укртрансгаз» на поставку стальных труб (электросварные, бесшовные, насосно-компрессорные, бурильные, обсадные) на общую сумму свыше 290 млн грн. Согласно опубликованному объявлению о результатах торгов, «Укртрансгаз» подписал с «Интерпайпом» договор на поставку трубной продукции (3730,9 тонны) на сумму около 82 млн гривен. Договор с «Метинвестом» на поставку трубной продукции (8505,95 тонны) на сумму порядка 208 млн грн также подписан. Будем надеяться, что это первая долгожданная «ласточка» с внутреннего рынка, способная дать импульс другим, не менее важным, инфраструктурным проектам, связанным с потреблением металла.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Отправить комментарий