Модернизация газотранспортной системы Украины как дополнительный импульс металлопотребления

Впереди 2011 год. Едва оправившись от кризиса, мы с интересом пытаемся заглянуть в будущее и обнаружить там признаки стабильности и грядущего процветания. С оптимизмом смотрит в будущее и отечественная металлургия. Улучшившаяся конъюнктура на мировых рынках металла, благоприятная курсовая политика НБУ и просто дешевая рабочая сила позволила горно-метуллургическому комплексу выжить в это нелегкое кризисное время, а некоторым его представителям – даже укрепить позиции.

Но так ли безоблачно будущее? Ведь уже ни для кого не секрет, что в мире наблюдается избыток производственных мощностей по металлу. В дальнейшем дисбаланс между спросом и предложением металла будет только усиливаться, и вполне возможно, что многие страны будут закрывать свои внутренние рынки от внешних поставок. Отечественной металлургии с ее экспортной направленностью будет непросто в этой ситуации сохранить существующие темпы производства и выиграть конкурентную борьбу с китайскими и индийскими производителями. Выход один – развивать внутренний рынок потребления металла.

В последнее время много говорят о необходимости реализации крупных инфраструктурных проектов в экономике. Один из них – проект по  модернизации газотранспортной системы Украины. На существующий момент ее технические возможности позволяют пропускать на входе до 288 млрд, на выходе – до 178 млрд кубометров газа в год. Планируемая модернизация газотранспортной системы в будущем позволит увеличить пропускную способность системы, как минимум, на 60 млрд куб. м газа в год. Кроме того, необходимость модернизации дополняется высоким уровнем износа труб и распределительных станций в системе. По мнению экспертов, в украинской газотранспортной системе 21 % труб крупнейшего диаметра (1020-1420 мм) уже отработало свой расчётный 33-летний ресурс. Их общая протяженность составляет, по меньшей мере, 3 тыс. километров. К тому же, трубы крупнейшего диаметра – это только 14 из 34 тысяч километров труб украинской газотранспортной системы – в процессе модернизации своей газотранспортной системы Украине не обойтись без металлургов и металлотрейдеров.

Если говорить о конкретных проектах в рамках программы модернизации, то это, прежде всего:

  • модернизация линейной части магистральных газопроводов «Союз», «Прогресс», Уренгой – Помары – Ужгород, Елец – Кременчуг – Кривой Рог и Ананьев – Тирасполь – Измаил;
  • модернизация компрессорных станций на магистральных газопроводах «Союз», «Прогресс», Уренгой – Помары – Ужгород, Елец – Кременчуг – Кривой Рог и Ананьев – Тирасполь – Измаил;
  • модернизация подземных хранилищ газа;
  • модернизация оборудования газоизмерительных станций на выходе из газотранспортной системы (то есть – на Западе страны);
  • строительство нового газопровода Новопсков – Ужгород, включая его первую очередь Богородчаны – Ужгород.

Главным препятствием на пути к долгожданной модернизации газотранспортной системы Украины остаются политические риски. По заверениям премьер-министра Украины, мы заинтересованы в модернизации собственной системы и готовы вкладывать значительные средства в этот проект. «Но мы должны иметь гарантии, что Европейский Союз будет покупать у России определенные объемы газа, который будет транспортироваться через нашу территорию, а Россия будет продавать соответствующий объем газа. При условии, что есть продавец и покупатель – есть смысл вкладывать средства в модернизацию газотранспортной системы», – отметил Н. Азаров. Кроме того, премьер отметил, что на модернизацию украинской системы необходимо намного меньше ресурсов, чем на строительство Россией «Северного потока» и «Южного потока». Всем известно, что Россия и Германия уже строят в обход Украины газопровод «Северный поток» мощностью 55 млрд кубометров, который планируется запустить к 2012 году. По нему будет проходить 30 млрд кубометров газа, добытого с новых месторождений, и до 25 млрд кубометров, транспортируемых сейчас через Украину и Беларусь. Кроме того, Россия и Еврокомиссия обсуждают возможность строительства газопроводов «Южный поток» и «Ямал – Европа 2» общей мощностью 63 млрд кубометров. Через них в Европу может проходить 38 млрд кубометров газа с новых месторождений и 25 млрд кубометров, идущих транзитом через Украину.

Если все эти проекты будут реализованы, к 2013 году Украина сократит транзит российского газа с 110 млрд до 60 млрд кубометров. Но все эти проекты газопроводов имеют очень большие технические, экологические, а главное – коммерческие риски. Стоит ли идти на это в условиях кризиса, какова будет отдача (и как скоро) от таких инвестиций? Об этом можно только гадать, а заплатить за все это придется европейскому потребителю газа. Инвестиции в расширение газотранспортной системы Украины, напротив, на порядок эффективнее, чем в альтернативные маршруты (в обход нашей страны). Сроки строительства магистральных газопроводов в Украине более короткие, нет таких экологических проблем, как у альтернативных проектов, идущих в обход нашей территории, отсутствуют значительные технологические риски. Будем надеяться, что потепление отношений между Москвой и Киевом, вылившееся в совместные проекты деятельности по ряду ключевых отраслей, найдет продолжение и в газотранспортной сфере.

В модернизации нашей системы транспортировки и распределения газа заинтересовано и само правительство, и ряд ключевых потребителей. Даже по грубым подсчетам, при ее проведении можно сократить расход технологичного газа (используется для перекачки российского газа в Европу) с 4 до 3 млрд кубических метров ежегодно. А это при нынешних ценах на газ – около $230 млн долларов. Для модернизации в течении ближайших трех лет необходимо заменить значительное количество трубопроводов (на сумму примерно в $300 млн) и газоперекачивающих агрегаты (на $800 млн). Но, несмотря на это, инвестиции в модернизацию выглядят целесообразными и окупаемыми в среднесрочной перспективе (до 4 лет). А самое главное – они способны дать дополнительный импульс отечественным металлургии и машиностроению, когда рост металлопотребления в этих отраслях обеспечится не привычным экспортом, а внутренним рынком.

Думаем, что это реально. Тем более что не так давно отечественные трубы уже нашли покупателя внутри страны. ООО «Метинвест Холдинг» и ООО «Интерпайп Украина» признаны победителями тендера, объявленного ДК «Укртрансгаз» на поставку стальных труб (электросварные, бесшовные, насосно-компрессорные, бурильные, обсадные) на общую сумму свыше 290 млн грн. Согласно опубликованному объявлению о результатах торгов, «Укртрансгаз» подписал с «Интерпайпом» договор на поставку трубной продукции (3730,9 тонны) на сумму около 82 млн гривен. Договор с «Метинвестом» на поставку трубной продукции (8505,95 тонны) на сумму порядка 208  млн грн также подписан. Будем надеяться, что это первая долгожданная «ласточка» с внутреннего рынка, способная дать импульс другим, не менее важным, инфраструктурным проектам, связанным с потреблением металла.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
                                                         
888888888888 888888888888 88 88888888ba
,88 88 88 88 "8b
,88" 88 88 88 ,8P
,88" 88 88 88aaaaaa8P'
,88" 88 88 88""""""'
,88" 88 88 88
88" 88 88, ,d88 88
888888888888 88 "Y8888P" 88

Введите символы, изображенные псевдо-графикой выше