Китайские компании жаждут ресурсов
Китай твердо намерен побить собственный рекорд в $32 млрд, потраченных в прошлом году на покупку ресурсов, — потребности страны в сырье все возрастают. Китайский импорт ЖРС, меди и нефти в 2009 году заметно превысил показатели предыдущего года. На это повлиял возросший спрос на данные виды сырья со стороны автомобилестроительных компаний, в частности — «Volkswagen AG» и «China Vanke Co». В четвертом квартале рост китайской экономики (благодаря влитым в экономику $586 миллиардов и рекордному предоставлению займов) составил 10,7%, что является наибольшим показателем за последние три года. Уровень потребления ЖРС в Китае оставался относительно высоким даже в худшие моменты мирового финансового кризиса, а теперь — только повышается. По данным «China Daily», в 2009 году КНР увеличила импорт железной руды на 42% (до рекордных 628 млн тонн).
По мнению китайских аналитиков, в 2010 году спрос на ЖРС в Поднебесной может вырасти на 27% (по сравнению с прошлым годом). Также в 2010 году одной из основных «целей» китайских компаний будут являться приобретения в металлургическом сегменте Африки. По словам представителей гонконгского отделения международной финансовой компании JPMorgan Chase, китайские компании проявляют сегодня особую заинтересованность в приобретении железной руды, угля, нефти, а также — медных и золотых активов. «В 2010 году у нас есть много возможностей для слияний и приобретений иностранных активов, даже если они существенно повысятся в цене», — говорит Хуан Донгмей, заместитель генерального директора «Minmetals Exploration and Development Co». — «Мы рассматриваем самые разные проекты», — лаконично сообщает он.
Как же согласовать столь мощные покупательские возможности КНР и жесточайший торг китайцев (временами выглядящий просто неразумным) по поводу цен при заключении годичных контрактов на ЖРС? На наш взгляд, никакого парадокса тут нет, скорее можно говорить о двух сторонах одной медали.
Гигантские запасы валюты, появившиеся в Китае за последние годы, в кризис вызывают «голодное слюнотечение» у многих мировых поставщиков. Отсюда — ярко выраженное неприятие австралийскими горнорудными компаниями идей о каких-либо специальных скидках для КНР. Вся беда в том, что основной аргумент в пользу предоставления таких скидок, выдвигаемый китайской стороной, может трактоваться (и трактуется — австралийцами) совсем по-другому. Если представить ситуацию в виде упрощенного диалога, то он звучал бы приблизительно так: «Мы покупаем железной руды больше всех в мире — дайте нам особую скидку, как супероптовым покупателям», — говорят китайцы. «Вы покупаете железной руды больше всех в мире — значит, вы не можете без этого обойтись и будете платить такую высокую цену, какую мы только сумеем из вас выжать», — отвечают австралийцы. Свой резон, как видим, присутствует в соображениях каждой из сторон.
Но для КНР повышение импортных цен на ЖРС означает автоматическое повышение отпускных цен на прокат. А ведь система сбыта и основное конкурентное преимущество китайского производителя десятилетиями базировались на сверхдешевых ценах. Неудивительно, что «выжимаемые» сегодня из этой ниши китайцы ощущают себя столь же уютно, как улитка без раковины. Отсюда — активнейшие попытки сбить цену на сырье, так как это дает им возможность еще какое-то время поработать по привычным, низкоценовым схемам. Но поскольку поблажек от мировых поставщиков руды ждать не приходится, металлургам Поднебесной приходится понемногу все-таки пересматривать расценки на свою продукцию. Растущие цены на импортное сырье выступают драйвером и для китайских внутренних цен на ЖРС, также вынуждая металлургов Поднебесной поднимать отпускные цены на прокат.
Еще один деликатный момент состоит в том, что огромный спрос на холоднокатаный лист, оцинкованную сталь и жесть, выказываемый китайским автопромом и производителями бытовой техники и опирающийся на программу государственного стимулирования, практически не затронул, к примеру, китайских производителей судостроительной стали, балансирующих на грани окупаемости. Это также заставляет металлургов Поднебесной весьма нервно относиться к разговорам о повышении цен на ЖРС.
Напомним, что прошлогодние переговоры (которые проводила CISA), зашли в тупик благодаря несокрушимым намерениям китайской стороны во что бы то ни стало получить особо низкую, «специальную» цену для Китая. Прекрасной иллюстрацией того, насколько дружелюбной была атмосфера переговоров, служит арест китайскими властями четырех служащих «Rio Tinto» (горнорудная австралийская компания), официально обвиненных в подкупе китайских чиновников и коммерческом шпионаже. Впрочем, австралийцы показали себя достойными противниками, принципиально отказавшись предоставлять металлургам Поднебесной дополнительные льготы и решительно послав их на спотовый рынок. В результате фактического срыва переговоров, в прошлом году (впервые в истории) цены на некоторые виды китайского проката оказались более высокими, чем на украинские.
В последнее время китайцы пытаются оптимизировать затраты на дорожающее импортное сырье закрытием наиболее устаревших металлургических заводов (часто — экологически неблагополучных и неэффективных по соотношению затрат на единицу производимой продукции). По данным информационного агентства «Синьхуа», Китай уже начал вводить ограничения на использование земельных участков и повышать стоимость ресурсов (прежде всего — электроэнергии) для компаний, которые отказываются закрывать устаревшие металлургические производства. Поскольку решение об этом было принято на конференции Госсовета под председательством премьера Вэнь Цзябао (то есть — является в высшей степени официальным), Коммунистическая партия Китая (КПК) заботливо (и уж поверьте — весьма внимательно) проследит за тем, чтобы оно тщательно выполнялось.
Закрытие устаревших производственных мощностей преследует и еще одну стратегическую цель: избавиться от части избыточного производства стали, что позволит как поднять цену на прокат, так и сбить расходы на ЖРС (плохо поддающаяся единому управлению масса мелких заводиков подогревает ажиотажный спрос на руду, стремясь проводить собственную закупочную политику). По данным Мао Ю, вице-министра Министерства промышленности и информационных технологий, в 2009 году из выплавленных в КНР 515,1 млн т стали только 272,16 миллиона (около 53%) было произведено с соблюдением всех необходимых формальностей, т. е. — по разрешению соответствующих правительственных органов. Путем закрытия мелких заводов к 2011 году производство стали в Китае планируется сократить на 61,51 млн т (до 453,59 млн т).
Весьма похоже, что столь подчеркнутая демонстрация серьезных намерений по сокращению лишних мощностей преследует еще одну, негласную цель. Путем таких прилюдных заявлений китайцы как бы говорят: «Да не очень-то нам и нужна ваша железная руда: и так лишней стали производится столько, что будем заводы закрывать. Нам от этой руды одни хлопоты. Купим, но не так много и подешевле». На что австралийцы, недоверчиво косясь на невозмутимые китайские физиономии, бурчат: «Знаем-знаем, как она вам не нужна. Будьте любезны, заплатите по полной». Пока что выигрывают в этой психологической схватке «в поддавки» горнорудные компании и, похоже, в этом году окончательная победа останется за ними.
По оценке большинства экспертов, шансы Китая на то, чтобы получить в 2009 году особую скидку при заключении годовых контрактов на железную руду, мягко говоря, невелики (хотя о необходимости особо низких цен CISA — Китайская ассоциация чугуна и стали — регулярно твердила с октября прошлого года). Весьма похожими на самоуспокоительные мантры выглядели и декабрьские заявления китайского металлургического гиганта «Baosteel», который убежденно вещал, что финансовое положение мировой металлургической отрасли еще далеко от оптимизма, а значит — угрозы грядущего повышения цен на железную руду практически нет. Между тем, более реалистичная «Nomura Holdings Inc.» (крупнейшая японская брокерская компания) практически в то же время делала мрачные прогнозы о том, что базовые цены на руду в 2010 году могут прыгнуть на 50% (как результат постепенного восстановления мировой экономики), в свете чего 30-40% повышение выглядит не таким уж и страшным. Жизнь доказала правоту японцев. На днях в китайских СМИ появилась паническая информация о том, что австралийские мэтры горнодобычи достигли взаимного соглашения с японскими и южнокорейскими металлургами, по которому в 2010 году цены на ЖРС по долгосрочным контрактам будут повышены на 40% (относительно прошлого года). Подобное событие (если бы оно оправдалось) отраслевые аналитики КНР расценивают в качестве крайне негативного сигнала. Если японцы и корейцы действительно первыми успели договориться о ценах, то это колоссально осложнит китайцам ход последующих изматывающих торгов (тем более, что ни Страна восходящего солнца, ни Страна утренней свежести изначально не очень то и возражали против существенного повышения цен). Неудивительно, что вице-председатель CISA, Луо Бингшенг, на днях заявил, что Китай надеется добиться от горнорудных компаний «приемлемой» цены на ЖРС, при которой повышение расценок не превысит 30%.
Для украинского ГМК намечающееся подорожание цен на железную руду (и китайский прокат) имеет заметное значение. По мере того, как спрос на железную руду в КНР постепенно выходит на рекордно высокий уровень, Китай все больше переключается на импорт ЖРС из альтернативных источников, договариваясь о дополнительных поставках с относительно небольшими странами-производителями и избегая увеличивать размеры импорта сугубо за счет австралийской, бразильской либо индийской руды. Политика дифференциации поставок поспособствовала, в частности, тому, что в 2009 году процентная доля индийских поставщиков уменьшилась до 17,1% (в 2008 году составляла 20,5%), а процентная доля Австралии и Бразилии оказалась «замороженной» (оставшись практически на уровне 2008 года), несмотря на то, что абсолютные объемы импорта ЖРС из всех этих стран возросли (данные взяты из открытой отчетности Главного таможенного управления Китая).
Благодаря частичному «переключению» КНР на альтернативные источники сырья, размер поставок железной руды из Южной Африки, Украины, России и Канады в общем импорте ЖРС заметно вырос в физическом выражении. Но если в топ-десятке поставщиков Южная Африка и Россия в прошлом году остались на четвертом и шестом месте соответственно, то Канада «прыгнула» с десятого на седьмое, а Украина — с девятого на пятое место.
В свете всего вышесказанного, подорожание ЖРС обещает украинским производителям руды не только более выгодные цены, но и увеличение объемов экспорта. С учетом того, что в 2009 году отечественные сталевары часть необходимой им железной руды ввезли из-за рубежа (порядка 3,9 млн т), работать им станет сложнее, но с учетом того, что повышение цен на прокат и заготовку коснется всех стран и регионов, конкурентоспособности украинская сталь не потеряет. К тому же, сокращение устаревших китайских мощностей по производству стали позволяет говорить как о вероятном снижении уровня конкуренции со стороны КНР на мировых рынках (в том числе — в интересующей нас Азии), так и о возможном повышении интереса китайской стороны к приобретению недорогой (читай — украинской) заготовки.
Игорь Усатый
Комментарии
affiliate programs for
Get Actoplus delivered by
Greate post. Keep writing
Отправить комментарий