Как сделать кредитование для металлоторговли более доступным
С приходом весны все чаще приходится слышать о завершении кризиса в нашей стране. Оптимизма добавляет и завершение очередных президентских выборов, которые (как ни странно) прошли без традиционных митингов и протестов, не говоря уж об изнуряющих противостояниях политических элит.
Все это, безусловно, хорошо, вот только признаки реального улучшения ситуации в экономике пока что-то не очень заметны. Да, стабилизировался (и даже немного снизился) курс доллара США, есть положительные новости о росте экспорта украинских металлургов – но это скорее точечные проявления. Кредитования приходится ждать и дальше, строительная индустрия простаивает, пока что лишь немного стабилизировалось машиностроение (за счет экспорта).
Аналогичную картину наблюдаем и на внутреннем рынке металлопотребления. Отметим, что на протяжении марта рост отпускных цен на металл носил больше спекулятивный характер и не был подкреплен натуральными объемами продаж металлотрейдеров. Отсутствие реального платежеспособного спроса и дальше сдерживает внутренний рынок потребления металлопродукции в Украине.
Сложившуюся проблему можно решить двумя путями: стимулировать конечного потребителя наращивать потребление металла или же создавать предпосылки для роста объемов реализуемой продукции через металлоторговые сети. Все это звенья одной цепи, скажете вы, и стимулирование роста продаж через металлотрейдеров без должного внимания к конечному потребителю не способно повысить металлопотребление в долгосрочной перспективе. Да, это так. Только вот для увеличения продаж через металлоторговые сети достаточно краткосрочных финансовых ресурсов (от 1 до 4 месяцев), а долгосрочный потенциал роста потребления металлопродукции требует долгосрочных финансовых вложений (строительство, освоение новых производственных мощностей). К тому же краткосрочные денежные ресурсы в финансовой системе имеются как раз в избытке. Ежедневно НБУ изымает краткосрочную ликвидность банков посредством продажи депозитных сертификатов (в объемах 200 млн грн) с доходностью 3-5% годовых. А ведь эти деньги могут работать на реальную экономику.
Межбанковский рынок также подает признаки оживления. День ото дня растут объемы межбанковских кредитов (но все же превалирует краткосрочный ресурс). Положительно влияют на денежный рынок и действия регулятора (НБУ), который с 10 марта снизил ставки овернайт по активным операциям на 3-3,5%. Так, ставка овернайт по бланковым (беззалоговым) кредитам сокращена с 17% до 13,5%, а ставка овернайт под залог ОВГЗ – с 15,5% до 12,5%. НБУ также сократил ставки по пассивным операциям. Теперь предельная ставка по 7-дневным депозитным сертификатам (размещение свободных средств комбанков в НБУ) снижена на 1 процент до 3%. Учетная ставка центрального банка в тот же день опущена до уровня 10,25 % годовых.
Устойчивые позиции украинских экспортеров на внешних рынках позволяют НБУ маневрировать при поддержании ликвидности на внутреннем рынке. С ростом притока валюты в страну, центральный банк все больше средств направляет на ее выкуп и пополнение резервов. Таким образом, поддерживается устойчивость курса доллара США и в то же время увеличивается денежная масса в экономике. Но все же эти меры не носят долгосрочного характера, поэтому не исключено, что уже осенью (с повышением стоимости нефти и газа) будет наблюдаться обратная тенденция – продажа валюты и, как следствие, дефицит ликвидности на рынке.
Сейчас, по нашему убеждению, самое время освоить пусть короткий и дорогой, но все же доступный ресурс во благо экономического роста. Неплохие шансы на это имеет именно металлоторговля. Во-первых, в металлоторговых компаниях более 50% ресурсов сосредоточено в товарных запасах (см. статью «Совершенствоваться или уйти»), т. е. краткосрочных ликвидных активах, которые достаточно легко превращаются в денежные средства. Во-вторых, все более остро ощущается проблема завершения строительства жилых объектов со степенью готовности 70-80%, которую не решить постоянным переносом сроков сдачи объектов. Такие объекты не внушают доверия потенциальным инвесторам, а сами застройщики не получают желанных доходов от продажи жилых и коммерческих объектов. Совсем иначе обстоят дела в завершенных объектах (по данным риэлторов, продажи жилья в уже готовых объектах растут с каждым днем).
При детальном рассмотрении эта проблема представляется вполне разрешимой. Будь банки хоть немного уступчивее в вопросах краткосрочного кредитования (под цели расширения оборотного капитала) металлоторговых предприятий и компаний по производству строительных материалов, строительство незавершенных объектов завершилось бы уже в ближайшей перспективе. А дальше уже можно говорить о повышении доверия к застройщикам и реализации новых проектов (ведь рынок жилья Украины в своих количественных показателях еще далек до насыщения) – и это не говоря о потенциале замены стареющего жилого фонда. Именно такие, пусть даже хрупкие меры, могут заложить основу долгосрочным благоприятным изменениям в строительстве и металлургии, ориентированной на внутренний рынок.
Проблема создания дешевых источников средне- и долгосрочного кредитования для отечественной экономики в настоящий момент является самой сложной. Но и она вполне разрешима, ведь предпосылки в этом направлении закладываются уже сейчас. Восстановление доверия к банковской системе ощутимо сегодня и будет расти в дальнейшем. Этому в немалой мере способствуют политическая стабилизация и нацеленность на курс последовательных реформ.
Привлечение средств в бизнес через кредитование возможно только путем создания источников долгосрочных финансовых ресурсов. По мере восстановления доверия к банковской системе, свободные средства на счетах физических и юридических лиц в банках будут нарастать. И тут самое время прибегнуть к долгосрочным финансовым инструментам – сертификатам с фиксированной доходностью, облигациям и долгосрочным депозитам.
Не стоит забывать и о стоимости привлекаемых ресурсов – она должна быть достаточно низкой. «Достаточно низкая – емкое понятие, – отметите вы. – Для одного это 10%, а для других и 20% будет мало». Поэтому оговорим для себя, что низкой будем считать стоимость привлеченных ресурсов, которая после формирования обязательных резервов, учета затрат банка на обслуживание долга и премии за риск позволит кредитовать бизнес под «подъемные проценты». До кризиса они находились на уровне 16-18% (и это при том, что коммерческие банки не закладывали значительных резервов под сомнительные долги). Кризис выявил реальный уровень сомнительных долгов, который только по официальным данным превысил 10%, а реальная картина и того хуже – более 30%. В нынешних нестабильных условиях норма резервов под невозвраты ранее выданных займов просто не может быть меньше 10% (и это – для самой надежной категории заемщиков). Таким образом, чтобы кредитовать в гривне на докризисном уровне (16-18%), стоимость привлеченных ресурсов должна находиться в пределах 6-8%, что абсолютно нереально для наших вкладчиков.
В развитых же зарубежных странах ставка доходности по депозитам не превышает 4-5%. Но, правда, у них инфляция в годовом измерении не выше 3%, курс валют не так подвержен колебаниям, а финансовые учреждения более устойчивы. Так что для нас это всего лишь отдаленная перспектива, цель, к которой стоит стремиться. А пока просматривается уровень кредитных ставок для реального сектора в пределах 23-25% годовых. Причем, это может быть реальностью уже в середине нынешнего года: ведь вслед за снижением учетной ставки НБУ банки стали менее лояльны к вкладчикам. И если раньше уровень доходности по депозитам в гривне на уровне 20% был нормой, то сейчас это скорее исключение. Добавляет уверенности и положительный тренд курса гривны к доллару США. Гривна уже находится на отметке в 7,92 и имеет все шансы укрепиться еще больше. Следовательно, вкладчику уже менее интересно конвертировать наличность в доллар (который, к тому же, сдает свои позиции), а гораздо выгоднее разместить свободные средства в банке.
В целом, выбранный в начале этого года курс на либерализацию монетарной политики можно оценивать положительно: в настоящее время он вполне обоснован и уместен. Через механизмы снижения учетной ставки, регулирование норм резервирования и сбалансированную валютную политику можно влиять на объем денежной массы в обращении, а отсюда уже – и на спрос с потреблением. Надо только внимательно следить за тем, чтобы страну «не захлестнула» инфляция. Таким образом, избыточная краткосрочная ликвидность на финансовом рынке вполне может быть использована в металлоторговле и послужить генератором развития в других приоритетных отраслях.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Отправить комментарий