Изменения в тарифах на перевозки грузов

Что год грядущий нам готовит?

В канун нового 2011 года наш бизнес чуть было совсем не потерял уверенность в завтрашнем дне. Причин тому было несколько. Вспомним лишь принятие нового Налогового кодекса, предусматривающего «революционные» изменения для представителей малого и среднего бизнеса. В современном мире (со всеми его кризисными проявлениями) практически все страны стремятся всячески поддержать малого товаропроизводителя и тем самым удержать свои пошатнувшиеся экономики на определенном уровне. Наша «властная элита» напротив чуть было не реализовала реформу уничтожения малого бизнеса как класса. Хорошо, что вовремя одумались и не стали внедрять «драконовские методы» администрирования налогов для малого бизнеса. Но надолго ли? Об этом можно только догадываться.

Следующим шагом на пути к ослаблению деловой активности бизнеса видится повышение тарифов естественных монополий (на газ, электроэнергию, железнодорожные и морские грузовые перевозки). Масштабы деятельности естественных монополий в Украине поражают, а потому, даже незначительное повышение тарифов (в пределах нескольких процентов) способно снизить доходы целых отраслей, а некоторых – вообще поставить на грань выживания.

Металлоторговый бизнес очень зависим от тарифов на перевозки грузовым транспортом. Когда тарифы были в 2-3 раза ниже существующих, никто особо не задумывался над вопросами совершенствования логистики в своем бизнесе. По мере поступления заказов трейдер мог нанять машину в пункт загрузки и обратно, без проблем доставив нужное количество металла клиенту. Но при нынешних тарифах все больше компаний ищут транспорт «в одну сторону», а при небольшом объеме партии (до 5 тонн) используют услугу «попутной загрузки транспорта» перевозчиком. И это неудивительно. Вдумайтесь только: при средней цене металла в 6000 грн/т торговая наценка трейдера (маржа) составляет 300-400 грн/т, в то время как расходы на транспортировку могут достигать 50-100 грн/т. Таким образом, расходы на транспортировку сегодня могут «съедать» от 10 до 30 % совокупных доходов металлоторговой компании. Как видим, тут есть над чем  задуматься.

Печально, но в долгосрочной перспективе, доля затрат на транспортировку в структуре затрат металлотрейдера будет только возрастать. Реальность подобных утверждений о неизбежности роста тарифов подтверждают сами монополии. После отмены действия моратория на повышение грузовых железнодорожных тарифов Министерство транспорта в очередной раз заявило о необходимости их повышения – в среднем на 16  %. Индексацию тарифов предполагается провести по всей тарифной сетке «Укрзалізниці», а в дальнейшем – закрепить проведение индексации тарифов на ежегодной основе. Основными причинами роста тарифов чиновники называют традиционные факторы: инфляция, низкая рентабельность монополий и нехватка средств на обновление их основных фондов (в частности подвижного состава грузового назначения).

Впрочем, следует сказать, что по большей части повышение тарифов со стороны «Укрзалізниці» действительно выглядит обоснованным. Например, тарифы в России на 20  % превышают украинские. «При отправке грузов на экспорт мы зарабатываем в  1,5 раза меньше,чем Российская железная дорога, а импорт перевозим на 59 % дешевле», – жалуются украинские железнодорожники. Действительно, тариф на транзит грузов по Украине меньше аналогичного по России в среднем на 30 %. Этим и обусловлено то, что большинство отечественных частных владельцев вагонов так настойчиво пытаются эксплуатировать их не у нас, а в странах СНГ (в частности – в России). Их можно понять – тарифы на перевозку в СНГ вдвое выше, а сравнивать их с общеевропейскими и вовсе не стоит. Как видим, все идет к тому, что повышения тарифов избежать не удастся. Причем состояться оно может уже в январе текущего года (если Министерство транспорта успеет принять приказ о повышении железнодорожных тарифов на грузовые перевозки).

Повышение тарифов произойдет неравномерно. В первую очередь будут увеличиваться тарифы на товары с нулевым и низким (первым) классом – песок, щебень, руду, уголь, соль. И это неслучайно. Многие эксперты неоднократно акцентировали внимание на «несправедливости» тарифов для отдельных групп товаров и несовершенстве всей системы тарифообразования. Последняя явно устарела, поскольку досталась нам в наследство от плановой экономики. В ее основе лежит принцип тарификации перевозки в зависимости от стоимости груза. Все грузы сгруппированы по классам, к которым применимы тарифные коэффициенты. К дорогим товарам применяется высокий тариф и – наоборот. В конечном итоге, «железка» получает заказы только на низкотарифные перевозки, а более интересные грузы (с точки зрения стоимости) минуют железную дорогу. По различным оценкам, соотношение высокорентабельных грузов и грузов с практически «нулевой» рентабельностью сегодня составляет примерно 20 % к 80 %. С каждым годом сокращение доли высокодоходных грузовых перевозок набирает все большие темпы. Уже сегодня с железнодорожных перевозок практически полностью ушли светлые нефтепродукты, продукты питания и другие грузы с повышенной стоимостью перевозки.

Доля труб и проката, перевозимых железнодорожным транспортом в пределах Украины, за последние годы также заметно сократилась. И проблема здесь не только в тарифах. Во-первых, сократились объемы заказов внутри страны (в связи с кризисными явлениями в экономике). Выраженные в натуральных объемах, они уменьшились в разы. Во-вторых – перевозка грузов по «железке» более продолжительна во времени, а иногда затягивается до 10-15 дней в пределах Украины.

Казалось бы, проблема повышения тарифов на железнодорожные перевозки должна обойти стороной металлотрейдера. Но все не так просто. Первостепенную роль в формировании себестоимости готового проката играет сырье (руда, кокс, ферросплавы), которое нужно доставить на металлургическое предприятие. А ведь себестоимость выплавки чугуна и стали в Украине и так является одной из самых высоких в мире. Повышение тарифов на перевозку железорудного сырья неминуемо спровоцирует рост цен на металл.

Не стоит также забывать, что крупные металлотрейдеры национального масштаба в логистике поставок на свои региональные склады продолжают использовать железнодорожный транспорт. Это значит, что при всех прочих равных условиях, стоимость металла в Приднепровском регионе будет отличаться от его цены в Киеве на стоимость тарифа (доставки). Чем выше тарифы – тем большим будет разрыв цен между регионами производства и потребления. Мы не можем сказать, что разрыв цен (за счет роста тарифов) произойдет в разы, но сегодня даже 5  % иногда достаточно, чтобы свести маржу трейдера к нулю.

Вполне объяснимо, что в течение последних лет все большее количество трейдеров для доставки металлопродукции использует автотранспорт – так быстрее и (при «разумной» логистике) дешевле. Однако  перемены неизбежны и тут: они связаны с введением Налогового кодекса. С одной стороны, положительным нововведением кодекса можно считать отмену ежегодного налога с владельцев транспортных средств. Но вместо этого регрессивного налога повышается акцизный сбор на топливо. Транспортным компаниям предстоит готовиться к повышению цен на все виды топлива. VI разделом Налогового кодекса предусматривается повышение акцизного сбора на бензин с 132 до 182 евро/т (почти на 38  %). Акцизный сбор на дизельное топливо (в зависимости от содержания серы в конечном продукте) и вовсе повышается втрое: с 30 до 90 евро/т. Таким образом, восторжествовал общепринятый принцип фискальных сборов с автотранспорта – кто больше едет, тот больше и платит. По оценкам экспертов, при существующих расценках повышение акцизов приведет к увеличению цены на топливо на 0,5 грн/литр. У перевозчиков возрастают шансы заправиться контрафактным или низкокачественным топливом, что неизбежно приведет к росту расходов на техническое обслуживание.

Роста тарифов на грузоперевозки избежать не удастся никому. Поэтому отечественным металлотрейдерам предстоит в этом году всерьез задуматься над совершенствованием транспортной логистики. Столкнувшись с очевидным ростом издержек на транспортировку, металлоторговым компаниям (даже находящимся практически в равных условиях), придется искать выход, повышая эффективность собственной работы. По нашему мнению, здесь будет вполне уместно вспомнить о таких разумных вариантах сокращения расходов на грузоперевозки, как оптимизация маршрута движения транспорта, поиск «попутных грузов» для полной загрузки, своевременный контроль использования топлива и создание региональных логистических центров.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Hi there, I discovered your

Hi there, I discovered your website by the use of Google at the same time as searching for a comparable topic, your web site came up, it looks great. I have bookmarked it in my google bookmarks. Hello there, just became aware of your blog via Google, and located that it's really informative. I am gonna be careful for brussels. I will be grateful in case you continue this in future. A lot of other folks will likely be benefited from your writing. Cheers!

Thanks a lot for sharing this

Thanks a lot for sharing this with all folks you actually recognise what you're talking approximately! Bookmarked. Please also talk over with my web site =). We could have a link alternate agreement between us

It's awesome to pay a quick

It's awesome to pay a quick visit this site and reading the views of all colleagues on the topic of this paragraph, while I am also keen of getting familiarity.

I am truly delighted to

I am truly delighted to glance at this web site posts which contains tons of helpful facts, thanks for providing such information.

I'm really enjoying the

I'm really enjoying the theme/design of your website. Do you ever run into any internet browser compatibility issues? A number of my blog readers have complained about my blog not working correctly in Explorer but looks great in Chrome. Do you have any advice to help fix this issue?

I've been surfing online more

I've been surfing online more than three hours today, yet I never found any interesting article like yours. It's pretty worth enough for me. In my view, if all site owners and bloggers made good content as you did, the net will be much more useful than ever before.

It's really a nice and

It's really a nice and helpful piece of information. I am happy that you just shared this helpful info with us. Please keep us up to date like this. Thanks for sharing.

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
                                                     
88 888888888888 db 88888888888
88 88 d88b 88
88 88 d8'`8b 88
88 88 d8' `8b 88aaaaa
88 88 d8YaaaaY8b 88"""""
88 88 d8""""""""8b 88
88 88 d8' `8b 88
88 88 d8' `8b 88888888888

Введите символы, изображенные псевдо-графикой выше