Итоги зимы для рынка черного металла — 26.02.2020
Все предварительные прогнозы о дальнейшем развитии глобальной металлургии, сделанные в начале года, оказались несостоятельными. Несмотря на то, что в новый год мировая сталелитейная промышленность вошла на ценовом подъеме, непредвиденный фактор обрушил все надежды на относительно быстрое восстановление спроса и цен на сталь. Мировую экономику подкосило появление опасной и крайне заразной болезни, возникшей во второй по величине экономике мира и фактически временно выключившей Китай из глобальной потребительско-производственной цепочки.
Цитату классика немецкой литературы Шиллера о том, что «любовь и голод правят миром», в данной ситуации было бы уместней исправить на «коронавирус правит миром» (вернее, боязнь коронавируса). Поскольку уже выяснилось, что новая болезнь является намного более свирепой, нежели изрядно напугавшая человечество в 2002–2003 гг. атипичная пневмония, власти Китая, стараясь помешать распространению болезни, максимально сократили экспортно-импортные товарные потоки КНР. С этой же целью ряд развитых стран предпринял всевозможные превентивные карантинные меры. Все это отнюдь не способствует подъему мировой экономики и восстановлению (или хотя бы стабилизации) глобальных цен на сталь.
Даже по предварительным оценкам появление коронавируса обойдется мировой экономике в первые три месяца текущего года весьма дорого. Возможная сумма ущерба, похоже, превысит планку в 280 млрд долларов, а ставшая привычной в последнее десятилетие положительная квартальная динамика роста мирового ВВП в этом году будет прервана.
Рис. 1. Цены на металлопродукцию в Украине
Рис. 2. Расценки на арматуру: украинские экспортные, украинские внутренние и мировые
По самым оптимистичным оценкам (при условии, что распространение коронавируса удастся локализовать в рамках Китая и будет найдена эффективная вакцина для его лечения) рост глобальной экономики в текущем году должен оказаться на 0,1 % меньше запланированной цифры в 3,3 %. Это произойдет в случае, если мировая экономика вернется к своему обычному состоянию уже во втором квартале 2020 г. Если же коронавирус вырвется за пределы КНР и начнет победное шествие по другим странам, ситуация будет намного хуже. Насколько — не берется прогнозировать никто.
В том, что касается мирового рынка стали, в данный момент металлургия КНР уже не способна исполнять роль фактора, стабилизирующего цены на сталь в регионе ЮВА. Согласно данным из открытых источников, введение карантинных мер в стране (и частичный паралич строительной и автомобилестроительной отраслей) привело к тому, что в феврале складские запасы различных видов проката существенно возросли. По неподтвержденным оценкам данный показатель составляет в различных случаях от 15–20 % до 120–130 %.
Наиболее вероятными выглядят усредненные показатели от China Iron & Steel Association (CISA), чьи представители на днях обратились к властям Китая с просьбой помочь в решении транспортных и логистических проблем, возникших в стране в связи с введением карантина. По оценке CISA, запасы стальной продукции на местных заводах с начала года выросли в среднем более чем на 94 %, при этом производство стали в стране заметно снизилось. По оценкам Baowu Steel Group, являющейся наибольшим производителем стали в КНР, снижение объемов производства стального проката предприятиями группы в I квартале 2020 г. составит около 5 % (при этом прибыль Baowu Steel Group в указанный период может упасть по разным оценкам на сумму от 285 до 427 млн долларов). Но это произойдет лишь в случае оптимистического сценария развития событий. В свою очередь, самая большая негосударственная сталелитейная компания страны Jiangsu Shagang Group говорит о падении объема производства на 9 % в феврале и снижение на 5 % в I квартале. Всего же, по данным агентства Reuters, по состоянию на 21 февраля в КНР была приостановлена работа 83 доменных печей.
Поскольку с невостребованным металлом надо что-то делать, а быстрого восстановления внутреннего спроса в КНР не предвидится (очередные меры по стимулированию внутреннего потребления стального проката будут предприняты лишь во II квартале), китайские производители стального проката начинают все более активно переключаться на экспортные поставки. При этом им приходится учитывать два момента. Во-первых, спрос в странах, куда китайцы перенаправляют образовавшиеся излишки проката, в последнее время отнюдь не улучшился, а дополнительное «место под солнцем» там приходится буквально «выгрызать». Во-вторых, часть покупателей не слишком позитивно настроена относительно приобретения металла из страны, являющейся основным источником опасной и весьма заразной болезни. Естественным выходом из подобной ситуации является предложение металла по более низкой цене. Именно к такой тактике сейчас и прибегают китайские экспортеры стального проката. К примеру, лишь за последние пару недель китайские цены на длинномерный прокат просели более чем на 33–35 $/т. Если подобная ситуация продлится, то на рынках стран ЮВА возникнет мощное избыточное предложение металла китайского происхождения. Как это отразится на мировых ценах — объяснять не нужно.
Издательство "Металлика"