Экспансия продолжается

Дожить бы до весны… Эта мысль не раз посещала руководителей и рядовых сотрудников металлоторговых компаний в течение нескольких последних лет. А сколько раз за последние годы вы задумывались над правильностью выбранной маркетинговой стратегии и бизнеса? Стабильность внутреннего рынка металла в кризисный период пошатнулась, а восстановление происходит весьма неспешно. Среди основных причин существующего положения — рост цен и отсутствие платежеспособного спроса. Весь 2010 год цены на внутреннем рынке лихорадило, рост сменялся падением, но все же к концу года металлургам удалось выйти на положительную динамику прироста (как в натуральных объемах, так и в стоимостном выражении).

Обнадежившись в начале 2011 года хорошими новостями с внешних рынков, металлургия Украины начала строить смелые планы по производству и сбыту готового проката. Это неудивительно, ведь этот год предрекал немалый рост глобальных цен на трубы и прокат. Двумя основными причинами увеличения расценок были подъем цен на сырье и активизация потребления металла. Они и спровоцировали повышение экспортных расценок. Взяв на заметку тенденцию устойчивого роста мировых цен на металл, наши производители стали раскручивать цены на внутреннем рынке, чем еще больше обескуражили внутреннего потребителя и вызвали панические настроения у трейдеров.

В первом квартале текущего года большинство металлотрейдеров показало отрицательные финансовые результаты и не смогло нарастить оборотный капитал за счет предсезонных закупок металлопродукции на склад. К концу мая производитель наконец понял, что проводимая политика роста цен ни к чему хорошему не приведет и немного сбавил темпы прироста цен на готовую продукцию. Тем не менее, факторы нерентабельной деятельности и слабого спроса окончательно развеяли надежды независимых металлотрейдеров на скорое восстановление рынка. Хотя общее количество металлоторговых площадок в 2011 году осталось практически неизменным, а площадь складских площадей даже немного выросла (за счет открытия дополнительных филиалов крупными сетевыми металлотрейдерами), независимые трейдеры по-прежнему чувствуют себя неважно. Снижение финансовой устойчивости в отрасли вызвано рядом причин, среди которых находятся следующие:

  • Низкий уровень торговой наценки при продаже металла
    Средний уровень торговой наценки в металлоторговле составляет 10 %. На протяжении последних 10 лет рентабельность продаж (по марже) в торговле металлом сокращается из года в год. Производители ежегодно повышают цены, а наценка трейдера остается прежней (300-400 грн/т). Вместе с тем уровень накладных расходов (логистические затраты по доставке и хранению) лишь растет. Низкая рентабельность операционной деятельности в металлоторговле пока в некоторой степени компенсируется ростом оборота. Торговцы все меньше работают через склад и стараются перейти на торговлю с колес.
  • Проблемы с пополнением оборотного капитала
    Постоянный рост цен на металл требует от трейдеров дополнительных вливаний в оборотный капитал для поддержания необходимого уровня товарных запасов и лояльной кредитной политики для потребителей. В условиях отсутствия банковского кредитования торговцы столкнулись еще и с неуступчивостью сетевых металлотрейдеров в вопросе предоставления лояльных условий товарного кредитования при закупках.
  • Сокращение рентабельности операционной деятельности
    Инфляция и прессинг со стороны фискальных органов отрицательно влияют на финансовые результаты торговых компаний. В металлоторговле снижение рнетабельности, кроме прочего, происходит еще и по причине постоянного роста необходимых издержек.
  • Отсутствие платежеспособного спроса в базовых потребляющих металл отраслях
    Падение объемов потребления металла в строительстве, машиностроении и в сфере государственных закупок негативным образом отразилось и на финансовом благополучии металлоторговли. Эта проблема, пожалуй, наиболее серьезно сдерживает восстановление внутреннего рынка металла в Украине. Возможные пути ее разрешения кроются в благоприятной бюджетной политике, направленной на инвестиции в инфраструктурные объекты, возобновлении кредитования базовых отраслей экономики и ипотеки для населения, а также в создании долгосрочных источников финансирования для бизнес структур и населения.

По вышеперечисленным причинам развитие небольших и средних по размерам металлоторговых компаний замедлилось, чего совсем не скажешь о крупных сетевых игроках. Совсем недавно УГМК (структура сбыта металлургического холдинга ИСД) объявила о своих положительных результатах за первое полугодие 2011 года (прирост продаж к предыдущему году составил 10 %, рост рыночной доли — до 15 %). Результаты работы на внутреннем рынке других сетевых компаний (Метинвест СМЦ, ЗапорожстальМеталлХолдинг, МД Групп и пр.) не хуже. В условиях сокращения потребления металла сетевые компании успешно отвоевывают рыночную долю у более слабых игроков, которые едва удерживаются на плаву. В ближайшие годы давление со стороны сетевых металлотрейдеров будет только усиливаться, а их развитие будет сосредоточено на ряде новых направлений:

  • Активное вхождение в розничный сегмент бизнеса по продаже металла
    До сих пор крупные сетевые компании развивали только оптовые продажи. Продажа металла в розницу не считалось приоритетным направлением развития и крупные компании хоть и не отказывали розничному потребителю в мелких партиях товара, но и не делали ему «шаги навстречу». Безналичный расчет и отдаленность складов от розничного потребителя выступали своего рода сдерживающим фактором для розничного клиента.
  • Развитие спектра сервисных услуг
    Сюда можно отнести доставку, порезку, первичную обработку металла, изготовление металлоконструкций. Для этого крупные сети готовы инвестировать средства в производственные мощности. Доля прямых продаж металла (от поставщика к потребителю) будет сокращаться.
  • Развитие дополнительных услуг по продвижению и сбыту
    Кредитование покупки металла, различные формы расчетов (безналичный, наличный, с использованием платежных карт), ответственное хранение и пр.
  • Уход от политики широкого ассортимента на складе
    Основные усилия металлотрейдеров сосредоточатся на самых ходовых и востребованных позициях. Прокат и трубы из специальных марок стали или мерности можно будет приобрести только под заказ.

В таких условиях рядовым металлотрейдерам расслабляться не приходится. Находясь в неравных конкурентных условиях с крупными сетевыми игроками, они могут рассчитывать только на свои силы. И все же шансы на выживание у рядовых металлотрейдеров есть. Для этого необходимо следующее:

  • Помимо традиционных продаж металла «от производителя к потребителю», увеличивать в структуре доходов долю сервисных услуг
    Логика здесь проста: прямые продажи обеспечивают металлотрейдеру доход 10 %, сервисные услуги — до 30 %. Многие из компаний уже начинают скупать заводы по производству металлоконструкций, другие создают свои собственные цеха, третьи прибегают к помощи сторонних организаций, работая на давальческом сырье. Цель: любой ценой увеличить доход бизнеса. Тем, кто будет следовать только практике прямых продаж (из рук в руки) придётся «все туже затягивать пояса».
  • Максимально ускорить оборачиваемость капитала
    Рост цен на рынке стали и проката постоянно ставит металлотрейдеров перед проблемой пополнения оборотного капитала. К сожалению, не все металлотрейдеры готовы справиться с этими вызовами (по причине высокой стоимости кредитов и их ограниченности). В долгосрочной перспективе цены на металлопродукцию будут расти, и торговцы все чаще будут сталкиваться с дефицитом ресурсов. Выход из этой ситуации один: повышать оборачиваемость капитала и уходить от работы с большими складскими запасами. На складе нужно сосредоточить минимальный запас по самым ликвидным и востребованным позициям. Работая на «коротких деньгах» и без значительных складских запасов, металлотрейдер может уменьшить долговую зависимость со стороны кредиторов (которая, к тому же, зачастую является платной).
  • Расширить спектр дополнительных платных услуг
    Многие из металлоторговцев уже давно стоят перед дилеммой выбора, оказывать дополнительные услуги на платной основе или нет. Похоже, что этот вопрос разрешится уже в самом недалеком будущем и все дополнительные услуги (доставка, хранение и пр.) перейдут в разряд платных.
  • Развивать новые направления бизнеса, так или иначе связанные с металлоторговлей
    Этот путь нельзя сравнивать с оказанием дополнительных услуг, поскольку он обладает рядом принципиальных отличий, главное из которых — ориентация на консалтинг и опыт внедрения. Например, одна из металлоторговых компаний России запустила в качестве отдельного направления бизнеса продажу металлообрабатывающего оборудования для сервисных металлцентров. Логика довольно проста: получив хорошие цены и оснастив свои металлцентры оборудованием по переработке листового проката (изготовлению профнастила, металлочерепицы и т.п.), компания накопила значительный опыт по внедрению и эксплуатации данного оборудования. Примеров новых направлений бизнеса можно перечислять много: создание строительных супермаркетов, консультирование по управленческим аспектам развития и пр. Но общий тренд здесь один: те компании, которые хотят остаться на рынке, должны искать все возможные варианты для усиления своих конкурентных позиций и повышать свои доходы.

Ресурсы, которые металлурги-производители вкладывают в создание и продвижение собственных торговых сетей, явно не сопоставимы с ресурсами независимых трейдеров. Поэтому руководители и собственники средних и малых компаний заранее должны искать и просчитывать возможные пути относительно безболезненного перехода от металлоторговли к комплексной торгово-производственной деятельности с максимальным приближением к конечному потребителю.

Дмитрий Ткалич

Комментарии

Today, while I was at work,

Today, while I was at work, my sister stole my iphone and tested to see if it can survive a twenty five foot drop, just so she can be a youtube sensation. My iPad is now broken and she has 83 views. I know this is completely off topic but I had to share it with someone!

Отправить комментарий

Содержание этого поля является приватным и не предназначено к показу.
  • Строки и параграфы переносятся автоматически.
  • Доступны HTML теги: <em> <strong> <cite> <code> <ul> <ol> <li> <dl> <dt> <dd>

Подробнее о форматировании

Защита от роботов
Защитный код
                                                         
88 88 ad888888b, ad888888b, ad888888b,
88 88 d8" "88 d8" "88 d8" "88
88 88 a8P a8P a8P
88aaaaaaaa88 ,d8P" aad8" ,d8P"
88""""""""88 a8P" ""Y8, a8P"
88 88 a8P' "8b a8P'
88 88 d8" Y8, a88 d8"
88 88 88888888888 "Y888888P' 88888888888

Введите символы, изображенные псевдо-графикой выше