Экономическая ситуация в Украине в проекции на рынок металла
Анализ экономических достижений Украины за прошедший 2010 год и за первый месяц года нового рождает смешанные чувства. С одной стороны – налицо рост по большинству показателей. С другой – учитывая глубину падения в кризисном 2009, такими темпами мы не скоро выйдем на уровень хотя бы 2008 года. Кроме того, все еще остро стоит проблема дефицита госфинансов, являющаяся существенным фактором дестабилизации экономики нашей страны.
Промышленное производство в январе 2011 года показало рост на 9,7 % по сравнению с АППГ, а в 2010 году было произведено на 11 % промышленной продукции больше чем в 2009. Тройка главных драйверов экономического оживления неизменна – это металлургия, выросшая за январь 2011 на 13 % по сравнению с АППГ и давшая 12,3 % роста в 2010 году, машиностроение (прирост соответственно на 27 % и 35 %) и химическая промышленность (28 % и 21 %).
Оживает и легкая промышленность, выросшая в январе 2011 на 22 % по сравнению с АППГ, притом, что в 2010 году особых успехов в данной отрасли замечено не было (+7,8 %). А вот пищепром практически не изменил свои показатели ни в январе 2011 (-0,3 %), ни за 2010 год в целом (+2,9 %).Надо сказать, что наибольший процент прироста дают те отрасли, которые глубже всего упали в кризисный период. Это как раз экспортнозависимые металлургия и химия, а также пострадавшее от резкого сжатия внутреннего спроса на товары длительного пользования машиностроение, и легкая промышленность. Тот же пищепром просел в 2009 незначительно (на 6 % при общем промышленном спаде в 22 %) и расти ему теперь особо некуда. В целом, промышленное производство в 2010 году оказалось на 13,5 % меньше, чем в году 2008. Это лучше, чем в 2009 (спад на 22 %), но все равно, как видим, до былых показателей еще далеко.
Рис. 1. Основные индексы хозяйственной деятельности в январе 2009, 2010 и 2011 г. За 100 % взят уровень января 2008 г.
Рис. 2. Индексы промышленной деятельности в январе 2009, 2010 и 2011 г. За 100 % взят уровень января 2008 г.
При этом налицо некоторое замедление темпов роста промпроизводства в 2011 году, несмотря на в целом благоприятную внешнюю конъюнктуру. Правда, пока про какие-либо тенденции говорить рано. Главным тормозом в январе этого года стало падение (к прошлому месяцу, но не к АППГ) объемов выпуска продукции машиностроения. Это во многом объясняется календарными причинами – в начале года еще не заключены надлежащие пакеты заказов. Кроме того, запас восстановительного роста (когда высокие показатели получались за счет рекордно низкой базы сравнения 2009 года) во многом исчерпан. Да, уровень производства все еще гораздо ниже 2008 года, но теперь уже приходится «выгрызать» зубами каждый процент положительной динамики. Причины, в общем, понятны – хотя мировая экономика в целом оправилась от кризисных шоков, чувствует она себя далеко не так бодро, как тремя годами ранее. А весьма зависимая от внешних веяний украинская экономика не в состоянии преодолеть подобное «сопротивление материала». Следует учитывать также и фактор изношенности основных фондов отечественной промышленности. Так, например, в той же металлургии, несмотря на кажущееся благополучие на внешних рынках, не торопятся запускать в производство простаивающие мартеновские печи (несмотря на возможность нарастить физические объемы выплавки стали на 20-25 %). Причина проста. В 2007-2008 году работа этих устаревших и энергоемких агрегатов была хоть как-то оправдана – тогда казалось, что цены на металл будут только расти и ничего плохого с рынком не случится. Сейчас подобной уверенности нет (как нет и желания вкладываться в запуск резервных мощностей, в то время как в любой момент мировой рынок стали может опять войти в штопор). Поэтому прирост в металлургии сегодня во многом обеспечивается путем удорожания металла, а не увеличением физических объемов выплавки стали.
После долгого депрессивного тренда в кои-то веки наблюдаются положительные изменения в строительном сегменте. Так, в январе 2009 года спад в отрасли составил -57 % по сравнению с АППГ. В январе года 2010 все еще сохранялась отрицательная тенденция (-24 % к 2009 или -77 % к 2008). Однако во втором полугодии 2010 года параллельно с некоторой стабилизацией финансовой сферы начала выправляться ситуация и в крепко завязанной на кредитовании строительной отрасли. Как результат – 6 % рост в январе 2011 года по сравнению с АППГ. Динамика, конечно, абсолютно не впечатляющая (учитывая глубину той «ямы», в которую скатились строители), но перелом тренда налицо. Будем надеяться, что под весенним солнцем строительные площадки оживут, и мы станем свидетелями реального подъема отрасли.
Достаточно неплохие темпы демонстрирует сельское хозяйство – оно не упало в 2009 (очевидно, следствие хорошего урожая в 2008) и плавно, но последовательно наращивало обороты в последующем. Так, в январе 2010 года этот сегмент продемонстрировал нам рост на 5 % по отношению к АППГ. Не отстал и январь года нынешнего – также +5 % по сравнению теперь уже с аналогичным месяцем 2010. Но в данном случае рост, скорее всего, обусловлен не столько увеличением физических объемов, сколько общим удорожанием сельскохозяйственной продукции по всему миру.
Как уже было сказано выше, украинская экономика во многом остается заложником несбалансированных госфинансов. В кризисном 2009 году совокупный дефицит государственного бюджета и госкомпаний составил порядка 100 млрд грн (12 % от ВВП). Однако и это не худший показатель: ведь в 2009 еще «доедались» остатки предкризисной роскоши. В 2010 же год страна вошла без резервов и со стремительно увеличивающимся госдолгом. По оценкам экспертов, при сохранении общих тенденций развития ситуации, дефицит госсектора мог бы составить порядка 150-170 млрд грн. Ряд достаточно противоречивых мер, предпринятых новой властной командой (как то – соглашение «газ в обмен на флот», погашение задолженности перед экспортерами не живыми деньгами, а путем выпуска НДС-облигаций, увеличение фискального давления на экономику) позволили сократить итоговый дефицит за 2010 год, который, тем не менее, составил те же 100 млрд грн (правда, ввиду оживления экономики и номинального роста ВВП за счет инфляции это составило уже только 10 % от ВВП). Запланированное на 2011 год сокращение дефицита бюджета до 3,5 % ВВП (порядка 40 млрд грн) планируется достигнуть замораживанием соцвыплат на фоне восстановления экономики. Правда, при подобном планировании не учитывается дефицит финансов «Нафтогаза», меры к преодолению которого правительство вводит «со скрипом» – ввиду крайней непопулярности оных среди населения. До сих пор это были скорее полумеры. Так, повышение тарифов на газ на 50 % безусловно сыграло положительную роль. Но вот последовавшее за ним с большим опозданием увеличение коммунальных тарифов явно не покрывает возросших затрат на голубое топливо. В результате коммунальщики не в полной мере расплачиваются за потребляемый газ и правительство вынуждено покрывать возникающие прорехи, то и дело увеличивая уставный капитал «Нафтогаза». То есть – налицо скрытый дефицит. Основной кредитор Украины (МВФ), как известно, требует более жесткого подхода к данной проблеме. При этом, по мнению специалистов фонда, желательно как еще раз увеличить отпускные цены на газ, так и содействовать установлению обоснованных (а значит гораздо более высоких) коммунальных тарифов. Данные меры должны ввести общий дефицит госфинансов (а не только госбюджета) в рамки все тех же 3,5 % от ВВП. Кроме того, условием продолжения сотрудничества с МВФ является принятие пенсионной реформы, предусматривающей повышение пенсионного возраста для женщин. Подобная мера не даст мгновенного положительного эффекта, но способна несколько сократить дефицит Пенсионного фонда в грядущем. Чем закончились переговоры с МВФ о предоставлении очередного транша, мы узнаем на днях, когда будут оглашены обязательства сторон. Возможно, украинскому правительству удастся выторговать более плавную траекторию повышения тарифов, однако факт остается фактом – вне зависимости от договоренностей с МВФ, первейшей задачей Украины на 2011 год является введение бюджетной политики в нормальное русло. А тут без непопулярных мер не обойтись.
Негативное влияние дефицитности госсектора, кроме общей стратегической дестабилизации финансов, состоит в «выкачивании» кредитных ресурсов (которые могли бы пойти в реальный сектор) на покрытие «дыры» в бюджете. Общая линия по оптимизации бюджетной политики уже приносит свои плоды – ставки по кредитам к началу 2011 года снизились. Будем надеяться, что это поспособствует ускоренному выходу на докризисные уровни как промышленности в целом, так и строительства в отдельности.
Сложно прогнозировать что-либо наверняка в условиях сильной зависимости украинской экономики от мировых процессов при полной неопределенности последних. Однако, если, несмотря на все волнения (вызванные ситуацией с долгами США и ЕС с одной стороны и революциями в арабских странах с другой), глобальная экономика не «свалится» в очередную рецессию, у Украины есть все шансы достаточно успешно пройти 2011 год. Рост котировок на сырьевых рынках при одновременном ослаблении доллара (а значит и гривны, фактически привязанной к американской валюте) создаст хорошие условия для украинских экспортеров. Постепенная финансовая стабилизация внутри страны призвана поспособствовать и развитию внутреннего рынка. Скорее всего, строительство станет одним из главных драйверов экономического роста в текущем году, в то время как влияние восстановления промышленного производства, в том числе машиностроения, ослабнет. Это следует из того факта, что именно в строительной отрасли существует огромный задел для восстановительного роста. Следовательно, в 2011 году вероятно расширение спроса на длинномерный прокат (прежде всего на арматуру) внутри страны. Потребление труб также, скорее всего, будет расти достаточно динамично. В то же время увеличение спроса на плоский прокат, очевидно, будет не столь значительным как в прошлом году, когда особенно быстро восстанавливалось машиностроение.
Максим Рассоха
Комментарии
I am not sure where you are
Hello, Neat post. There is an
Thank you for the auspicious
We absolutely love your blog
Excellent beat ! I wish to
You ought to take part in a
When some one searches for
Отправить комментарий