Дорожный бум 2011
Завершение масштабных проектов в дорожном строительстве к Евро 2012
Украине для полноценного проведения Евро 2012 необходимо значительно улучшить состояние своих дорог (автомобильных и железнодорожных). Этот фактор важен по двум причинам:
- состояние дорог будет косвенно влиять на количество туристов, желающих посетить Евро 2012 в нашей стране;
- туристы, побывавшие на Евро 2012 в Украине, могут изъявить желание посещать нашу страну и далее.
2011 год является последним временным отрезком для завершения масштабных проектов в сфере дорожного строительства к чемпионату. В предыдущие годы основной акцент при подготовке к Евро 2012 был сделан на стадионы, аэропорты, гостиницы и футбольную инфраструктуру. В этом году (и никак не позже) больше внимания придется уделить дорогам. Учитывая опыт прошлых лет и специфику дорожного строительства в Украине, можно предвидеть, что этот этап окажется не менее, а скорее и более сложным, нежели предыдущие. Заинтересованность в стадионах, аэропортах и гостиничном хозяйстве имеет коммерческую основу: под них можно привлечь отечественные и зарубежные инвестиции. Проекты дорожного строительства, напротив, мало привлекают частных инвесторов, а потому рассчитывать приходится только на возможности бюджета и зарубежные кредиты под государственные гарантии.
Для завершения начатых проектов в строительстве дорог остается не так уж и много времени ─ до конца октября текущего года. Дальше, если мы желаем получить соответствующий уровень качества, проводить работы не позволят погодные условия. В будущем году начинать новые работы уже нет смысла: можно не успеть к чемпионату. Вероятнее всего, уже с мая все мы станем невольными свидетелями массовых «заторов» на строящихся, или реконструирующихся дорогах. Но так ли масштабны планы нашей страны в сфере дорожного строительства к Евро 2012? Правительство уже успело отчитаться о выделении из государственного бюджета немалой суммы ─ более 12 млрд грн на все дороги. Если принять во внимание данные «Укравтодора», за эти средства можно построить лишь немногим более 300 км автодорог первой категории. И это притом, что стоимость строительства дорог в нашей стране остается самой низкой не только в Европе, но и на постсоветском пространстве.
Табл. 1. Сравнительная стоимость строительства
1 км дорог первой категории в разных странах мира (по данным «Укравтодора»)
Страна | Стоимость строительства 1 км дороги первой категории, млн грн |
Украина | 39 |
Казахстан | 43 |
Словения | 59 |
Великобритания | 84 |
Польша | 87 |
Россия | 120 |
Чехия | 210 |
Швейцария | 261 |
Конечно, часть средств будет выделяться еще и из местных бюджетов (прежде всего городов, принимающих чемпионат), но это не сможет существенно повлиять на объемы дорожного строительства. Масштабы ведущегося строительства и реконструкции дорог в нашей стране явно преувеличены. Несмотря на громогласные заявления (в первую очередь перед представителями УЕФА), реально правительство способно сосредоточиться лишь на четырех основных направлениях:
- Международные магистрали на западной, юго-западной и восточной границах. Именно с этих направлений ожидается основной пассажиропоток туристов к чемпионату.
- Внутренние автодороги, соединяющие города, которые принимают Евро 2012.
- Дороги в городах, принимающих чемпионат. Масштабное восстановление всех автодорог в Киеве, Харькове, Донецке и Львове маловероятно. Строительные организации в первую очередь сосредоточатся на дорогах в радиусе одного или двух километров вокруг стадионов, аэропортов и прилегающих к ним гостиниц. Все остальные дороги, похоже, останутся «за бортом» чемпионата.
- Железнодорожные линии, соединяющие Киев, Харьков, Донецк и Львов. Необходима их реконструкция под высокоскоростные стандарты, рассчитанные на скорость движения до 160 км/ч.
Достигнуть большего к маю следующего года (а именно к этому периоду все восстановительные работы должны быть завершены) вряд ли возможно даже при огромном желании правительства и бесперебойном финансировании.
Если детализировать подготовку до уровня отдельных проектов, запланированных на 2011-2012 гг., то стоит обратить внимание на следующие из них (см. таблицу):
Табл. 2. Наиболее масштабные проекты в сфере дорожного строительства в 2011 году
Направление дороги | Вид проводимых работ | Объем финансирования из государственного бюджета, млн грн |
Киев ─ Житомир | Капитальный ремонт | 75,1 |
Киев ─ Ровно | Капитальный ремонт | 41,2 |
Киев ─ Харьков ─ Должанский | Капитальный ремонт | 99,3 |
Объездная дорога вокруг Донецка | Строительство с реконструкцией части существующей дороги | 600,7 |
Донецк ─ Харцызск ─ Амвросиевка | Строительство | 215,0 |
Знаменка ─ Луганск ─ Изварино | Реконструкция | 441,7 |
Копти ─ Глухов ─ Бачевск | Капитальный ремонт | 185,4 |
Львов ─ Пустомыты ─ Мединичи (в связи с реконструкцией аэродрома ГП "Международный аэропорт "Львов") | Реконструкция | 48,5 |
Киев ─ Ирпень | Строительство | 35,8 |
Львов ─ КПП "Шегини" | Капитальный ремонт | 500,0 |
Львов ─ Краковец | Капитальный ремонт |
Строительство и капитальный ремонт дорог в городах, принимающих чемпионат, на сегодняшний день в самом разгаре. По различным экспертным оценкам готовность городских и прилегающих к ним дорог оценивается на 50 %.
Лучше всех, конечно, выглядит Киев. Здесь Европейский инвестиционный банк в рамках сотрудничества со странами Восточной Европы, России и Кавказа планирует в 2011─2012 гг. профинансировать «Укравтодор» на сумму €450 млн под госгарантии. Кредит будет выдан на 20 лет на льготных условиях: с кредитной ставкой Евролибор + 1 % годовых. Средства будут использованы для финансирования капитального ремонта и реконструкции подъездных дорог к Киеву. Кроме этого, Украина договорилась с Китаем о привлечении $2 млрд на строительство второй кольцевой дороги вокруг Киева. Строительство планируют начать в 2011 году. Длина проектируемой дороги составит 213 км. На ее трассе расположены восемь мостов (в том числе два через Днепр), 28 двухуровневых транспортных развязок и 78 путепроводов. В свою очередь, городская администрация Киева планирует выполнить работы по строительству объектов дорожно-транспортной инфраструктуры в г. Киеве в 2011─2012 гг. на сумму почти 3,7 млрд грн. Среди крупных строительных проектов можно отметить строительство Подольского мостового перехода через Днепр (ожидаемая стоимость работ ─ 1,7 млрд грн), строительство дороги от Подольского мостового перехода через Днепр к пр. Ватутина (650 млн грн), реконструкцию транспортной развязки возле станции метро «Днепр», строительство транспортной развязки на примыкании пр. Науки к Столичному шоссе.
На строительство и ремонт дорог во Львове в 2011 году за счет различных источников (государственный бюджет, местный бюджет, средства ЕБРР, акцизный сбор с ГСМ) планируется потратить более 300 млн грн. За счет этих средств планируется строительство двух новых дорог по ул. Ряшевской (свяжет ул. Научную с новым терминалом аэропорта) и ул. Вернадского (соединит город с новопостроенным стадионом). Кроме этого, в городе будут реконструировать дороги на целой сети улиц: ул. Шевченко, ул. Черновола, ул. Липинского, а также улицы Сяйво, Пасечная, Зеленая, Героев УПА, Антоновича и др.
В Донецке на строительство и реконструкцию дорог предусматривается выделить 400 млн грн из госбюджета и еще 15 млн грн из местного бюджета. Все это позволяет надеяться, что основная часть планируемых работ в городе будет завершена.
В Харькове для приведения дорог в порядок требуется не менее 300 млн грн. Часть этих средств уже профинансирована, что позволяет, как минимум, надеяться, что дороги, находящиеся в километровой зоне стадиона «Металлист», а также дороги, соединяющие стадион, аэропорт, зоны отдыха и гостиницы вместе с основными въездами в город будут завершены в срок.
Работы по всем направлениям дорожного строительства, как в городах, так и на транспортных магистралях, охватывают не только дорожное покрытие, но и ряд сопутствующих объектов: мосты, путепроводы, эстакады, виадуки, разноуровневые транспортные развязки. Все они в той или иной степени требуют использования металлоконструкций. Над этим вопросом, казалось бы, самое время задуматься отечественным металлотрейдерам. Но, к сожалению, допуском к дорожному строительству в нашей стране располагает лишь ограниченное число участников: «Укравтодор» да еще несколько специализированных субподрядчиков с «донецкими корнями». По этой причине доступ большинства металлотрейдеров к строительным объектам будет весьма ограничен и избирателен. Также хочется надеяться, что хотя бы половина из предусмотренных в проектах денег будет потрачена именно на дороги.
Дмитрий Ткалич
Комментарии
Accelerated Reader uses the
Its like you read my mind!
It's a pity you don't have a
Hi there, all the time i used
you're in point of fact a
It's going to be ending of
Appreciate this post. Will
I absolutely love your blog
Howdy! Do you know if they
Отправить комментарий