Динамика макроэкономических показателей и их связь с рынком металла
Состояние украинской экономики тесно увязано с пульсом горно-металлургического комплекса. А вместе эти два фактора полностью определяют настроения украинского рынка металла. Рассмотрим экономическую ситуацию, сложившуюся на сегодня в Украине и пути ее возможного развития.
На первый взгляд результаты нынешнего января-февраля достаточно оптимистичны. Так, согласно данным Госкомстата, общий финансовый результат деятельности предприятий (до налогообложения) был положителен, хотя и невелик по абсолютной величине. Одно это должно радовать – ведь прошлый год украинская экономика закрыла с отрицательным финансовым результатом. Промышленное производство по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (АППГ) выросло на 8,8%, объемы сельскохозяйственного производства на 5,5%. Положительной была и динамика транспортных перевозок – рост составил 15,3%. Однако достаточно оптимистичная статистика не должна вводить в заблуждение. Количество убыточных предприятий лишь ненамного уступает числу предприятий прибыльных – соответственно 48% против 52%. Положительная динамика промышленности обеспечена, прежде всего, эффектом базы – не секрет, что январь-февраль 2009 года был провальным (-33% по сравнению с январем-февралем 2008 года). Обусловлено это было не только общими кризисными явлениями, но и перебоями в поставках природного газа в тот период, что особенно отразилось на стабильности работы флагманов украинской промышленности – металлургической и химической отраслей. Действительно, за первые два месяца нынешнего года именно эти две отрасли показали наибольший рост по сравнению с АППГ, химическая – на 21%, металлургия – на 14%. Остальные отрасли, за исключением машиностроения (рост которого также составил около 14%), находятся примерно на таком же уровне, как и годом ранее. То есть нынешний рост в промышленности – восстановительный, и, учитывая размеры падения, он мог бы быть и более высоким. Печальна ситуация в строительстве. За рассматриваемый период объемы выполненных работ в данной отрасли на 20% меньше, чем за АППГ.
Некоторым утешением может пока служить ситуация в сельском хозяйстве – рост в 5,5% нельзя списать на низкую базу прошлого года (тогда тоже наблюдался прирост производства). Связано это с хорошими урожаями последних двух лет. Не факт, что такая тенденция сохранится до конца года, но пока что сельское хозяйство – единственный сегмент, где мы, несмотря на все его проблемы, можем зафиксировать реальный, а не восстановительный рост.
В целом, восстановление после спада, конечно, происходит, но какое-то натужное и малоубедительное. По прогнозам экспертов, если все будет идти таким же образом и далее, то рост ВВП в целом за 2010 год составит порядка 3%, по сравнению с годом 2009 (когда он сократился более чем на 14%). Это вряд ли можно считать таким уж успехом все по той же причине – подобный рост после столь масштабного падения явление скорее статистическое, связанное с низкой базой сравнения. Что же является теми гирями, которые не дают взмыть вверх нашей экономике? И украинские и международные эксперты сходятся в одном – ключевая для Украины проблема на сегодня лежит в области бюджетной и фискальной политики. Проще говоря, огромный дефицит бюджета, про который точно известно лишь то, что размер его слабо предсказуем, а источники покрытия не определены, создает отрицательный инвестиционный климат как с чисто психологической точки зрения (невозможность предсказать курсовые и инфляционные показатели отбивают охоту инвестировать), так и сугубо физически («высасывание» из экономики драгоценной «живительной влаги» оборотных денег в виде переплат по налогам, невозвращения НДС и правительственных заимствований на внутреннем рынке). В таких условиях развитие экономики возможно только по экстенсивному сценарию – улучшилась конъюнктура на мировых рынках, значит, следующий квартал как-нибудь перебьемся. Рассмотрим более подробно структуру дефицита бюджета в 2009 году, предполагаемые его объемы в году нынешнем и возможные варианты решения данной проблемы.
Согласно оценкам МВФ дефицит государственных финансов в прошлом году составил 11,5% от ВВП и включал собственно дефицит бюджета (6,5%), дефицит НАК «Нафтогаз» (2,5%) и средства, направленные на докапитализацию проблемных коммерческих банков (2,5%). Озвученная президентом Януковичем цифра близка к МВФовской – 12%. Надо сказать, что де-юре Украина окончила 2009 год с дефицитом бюджета в 2,4% (а не 6,5%), однако, если учесть, с одной стороны, взятые наперед налоги, а с другой – не выполненный по отдельным статьям бюджет, фактический дефицит, признают в Минфине, действительно составляет больше упомянутых 6,5%.
На самом деле, описанный уровень дефицита государственных финансов, сложившийся в период одного из самых фундаментальных за последнее столетие экономических кризисов, не является уникальной украинской прерогативой. США, Китай, страны ЕС, Россия стимулировали внутренний спрос путем наращивания дефицитов своих бюджетов (вплоть до двузначных чисел). Бедой для Украины стал не дефицит как таковой, а неопределенность с источниками его покрытия. Если Китай и Россия тратили свои резервы, а США и ЕС фактически эмитировали соответственно доллар и евро, то украинское правительство могло рассчитывать разве что на кредиты МВФ (которые в значительной степени и помогли пережить прошедший год). Кредиты брались под условия проведения достаточно непопулярных преобразований, нацеленных на стабилизацию финансов в грядущем, чего, однако, не было сделано, поскольку одновременно проходила предвыборная кампания. МВФ «обиделся» и кредитование приостановил, что заставило правительство не просто прижать налогоплательщиков с целью выбить налоги «наперед» (как это практиковалось ранее). Минфин вышел на внутренний рынок заимствований, выпустив осенью 2009 года облигации под рекордные 30% годовых с полугодичным сроком погашения. Эти сверхдоходные облигации еще более осушили и без того не слишком полноводные финансовые реки и к началу нового года страна подошла со страдающими от отсутствия оборотных средств предприятиями, с еще более увеличившимся дефицитом и достаточно прохладными взаимоотношениями с МВФ.
По предварительным данным, общий дефицит госфинансов в текущем году составляет 170 млрд грн (порядка 17% от ВВП). Дополнительными осложнениями являются:
- невозможность мгновенного возобновления сотрудничества с МВФ – в любом случае, деньги придут не ранее второго полугодия, а до этого времени еще нужно дожить;
- необходимость уже в ближайшие два месяца выкупить ранее выпущенные облигации внутреннего займа;
- начало крупных платежей по внешним заимствованиям;
- дополнительная нагрузка на бюджет в результате принятия закона о повышении соцстандартов, который подавался как «бомба» под предыдущее правительство, а теперь портит кровь правительству нынешнему;
- упоминавшиеся выше переплаты по налогам в 2009, а следовательно – меньшее пространство для маневра в 2010 году.
Положительные тренды, которые могут смягчить вышеуказанные проблемы:
- повысившийся после президентских выборов спрос на облигации внутреннего займа, в результате чего ставка доходности по ним упала с 30 до 16-20%, что поможет перекредитоваться и пережить пиковые апрельские выплаты по долгам;
- в целом положительная (пока) рыночная конъюнктура на продукцию металлургического комплекса;
- повышение кредитных рейтингов Украины, как отклик на завершение (или временное прекращение) периода политической нестабильности в стране.
В любом случае, без решительных мер не обойтись. На кредиты МВФ и финансовую помощь ЕС можно рассчитывать после проведения преобразований в газовой сфере, с целью уменьшить дефицит НАК «Нафтогаз» до 1%. На практике это означает существенное повышение коммунальных тарифов. Требования МВФ в бюджетной политике также весьма суровы – дефицит должен быть не более 3%. Правда, существует мнение, что договориться в конце концов можно будет и о более мягком варианте (6-7% общего дефицита госфинансов). Однако для принципиального согласия МВФ финансировать подобный дефицит необходимо не только пообещать, но и начать реализовывать достаточно жесткие меры, которые гарантируют, что разрыв между доходами и расходами уложится в заданный норматив, а не составит, как сейчас планируется, 17% ВВП.
Фактически, правительству необходимо где-то изыскать дополнительных 100 млрд грн (10% ВВП), для того чтобы МВФ согласился профинансировать хотя бы оставшиеся 70 млрд. Эксперты называют следующие возможности:
- учитывая, что по некоторым оценкам 35-40% нашей экономики находится в тени, «детенизация» может дать часть необходимого ресурса. Главные теневые потоки существуют с попустительства государства: таможня, государственные монополии, госзакупки. При наличии политической воли и подконтрольных силовых структур наведение порядка в данных сферах может значительно пополнить бюджет. Допустят ли подобный сценарий заинтересованные в сохранении «серых заводей» лица, которые представлены во вновь сформированной властной вертикали, покажет время;
- переход на адресную систему социальной помощи, с урезанием льгот всем, кто хоть как-то может прокормить себя сам;
- ограничение максимального уровня пенсий, возможно, повышение пенсионного возраста;
- приватизация оставшихся стратегических предприятий.
Какие из перечисленных мер будут реализованы, мы увидим уже достаточно скоро. Они разные, и объединяет их одно – все они слишком непростые.
В связи со всем этим у многих закрадывается подозрение, что ситуация может разрешиться и более тривиальным способом. Возможность решения проблемы путем запуска печатного станка с одновременным ослаблением гривны не кажется такой уж невероятной. Действительно, высокая инфляция:
а) наполняет бюджет,
б) уменьшает реальные расходы без урезания номинальных размеров социальных выплат.
Параллельное ослабление гривны дает дополнительную фору украинским экспортерам металла и химической продукции, чьи интересы достаточно широко представлены в новой властной команде. Состоится ли подобный сценарий и если да, то насколько далеко все зайдет, опять же, покажет время. Однако в любом случае при нынешнем положении дел в экономике и «партии экспортеров» у власти вряд ли стоит всерьез принимать нынешние потуги гривны укрепиться. В лучшем случае курс будет оставаться на уровне 8 грн/$.
Что вышеописанные сценарии означают для украинского рынка металла? На сегодняшний день, в силу указанных причин, кредитование реального сектора находится не в лучшем состоянии. Этим, частично, и объясняется удручающая динамика в строительной отрасли, более других зависимой от кредитного ресурса, что сказывается на объемах потребления длинномерного проката. Относительно успешное начало года в секторе машиностроения наоборот несколько активизировало рынок плоского проката. Неопределенность с бюджетом отрицательно влияет на закупки трубного сортамента.
В целом, учитывая все вышесказанное, нельзя прогнозировать в наступившем году уверенное восстановление внутреннего рынка металла. Если новому правительству удастся сбалансировать бюджет и возобновить нормальное кредитование, это станет хорошим заделом на активизацию внутреннего рынка уже в году 2011. Пока же будем ждать обещанного премьером в апреле проекта бюджета на многострадальный нынешний год. Утверждение главной сметы страны, по идее, должно более детально прояснить направление дальнейшего движения.
Максим Рассоха
Комментарии
I blog often and I truly
I do accept as true with all
Have you ever considered
I'm extremely impressed with
Hello, this weekend is
Hmm it appears like your
The potential for Mantle 3D
Отправить комментарий