Если в начале второго квартала отечественные производители делали заявления о том, что расценки на катанку и арматуру скоро начнут долговременный подъем, то сейчас, в третьем квартале, речь о подобных вещах уже не идет. Скорее стоит делать прогнозы, насколько серьезным может быть начавшееся снижение внутренних котировок на эти виды проката.
Основным предлогом для увеличения внутренних цен на арматуру, наблюдавшегося во втором квартале, была забастовка работников ArcelorMittal Кривой Рог. Ее результат выразился лишь в кратковременном снижении объемов производства, значение которого было непропорционально раздуто. Впрочем, спекулятивная составляющая цен на арматуру быстро себя исчерпала, а расценки на нее вошли в неустойчивую фазу равновесия с тяготением к снижению.
Рис. 1. Украинские цены на арматуру и катанку (для партии металла массой 5 т, с НДС)

Рис. 2. Сравнение цен внутреннего рынка (без НДС) и экспортных расценок на катанку
Ситуация на отечественном рынке с некоторым лагом отражает движения мировых рынков. Основным событием международных рынков стало решение Европейской комиссии о введении предварительных мер по защите стального рынка ЕС от дешевого импорта. По данным комиссии, объемы ввозимой продукции в период с 2013 по 2014 гг. выросли на 62 %. Решение комиссии позволит европейским металлургам поднять расценки на сталь до приемлемого для них уровня без риска спровоцировать цунами недорогого импорта. В отличие от американцев, незатейливо установивших драконовские ввозные тарифы на стальной прокат, европейцы прибегли к несколько более мягкому варианту. Согласно решению Европейской комиссии, защитные меры в ЕС складываются как из квот, так и из заградительных тарифов. Характерно то, что квоты предоставляются не отдельным странам, а на отдельные виды проката по принципу «живой очереди»: кто предложил металл раньше — с тем и будут иметь дело в первую очередь. После исчерпания квот, на ввоз стального проката вводится заградительная пошлина в размере 25 % вне зависимости от того, какая страна будет данный прокат ввозить на территорию ЕС.
Судя по всему, данное решение может оказаться для стран-импортеров «бомбой замедленного действия». В данный момент оно не слишком сказывается на рыночной ситуации, но вот ближе к концу осени – началу зимы, когда квоты начнут заканчиваться, оно грозит мировому рынку одномоментным возникновением излишков того или иного вида проката и, как следствие, обвалом цен на него. Впрочем, если ситуация с увеличением европейских внутренних цен на прокат будет такой же, как наблюдается в США, то все может оказаться не столь страшно. Расценки на сталь в США подскочили так основательно, что некоторым странам стало выгодно ввозить туда прокат даже на условиях 25 % заградительного тарифа.
В данный момент на отечественном рынке арматуры наблюдается отрицательная ценовая динамика, которая в общем и целом соответствует состоянию дел на внешних рынках проката. Снижению расценок благоприятствует и то, что, благодаря заметной разнице во внутренних и внешних ценах, на украинском рынке начали появляться партии импортной арматуры. С учетом того, что обесценивание лиры в близлежащей Турции продолжает снижать стоимость турецкой арматуры, вероятность того, что она начнет поставляться в Украину и оказывать давление на внутренние украинские цены, растет.
Издательство "Металлика"
31.07.2018