Неустойчивое состояние равновесия, в котором пребывал в последнее время мировой рынок длинномерного проката, получило очередной негатив в виде решения Европейской комиссии о введении предварительных (временных) защитных мер. Это решение появилось в ходе расследования относительно импорта стального проката, ввозимого в ЕС.
Под данное расследование попал практически весь ряд (28 видов) плоского и длинномерного проката, ввозимого на сегодняшний день в страны европейского содружества. Соответственно решению Европейской комиссии, относительно 23 видов «подследственного» проката введена двухсотдневная тарифная квота, основывающаяся на принципе «first come, first served» (идиома, обозначающая, что порядок заключения сделок проводится по принципу «права первого», то есть, кто успел первым, с тем и имеют дело, а остальные дожидаются своей очереди). Размеры квоты определяются средним объемом поставок металла в ЕС на протяжении трех последних лет. Согласно данным, опубликованным ассоциацией «Eurofer», лоббирующей интересы европейских металлургов, в текущем году квота на импорт арматуры и катанки определена в размере 1,79 и 1,95 млн тонн (для сравнения: с января по май включительно в ЕС уже было поставлено 1,14 и 1,07 млн тонн арматуры и катанки).
Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5 т, с НДС)

Рис. 2. Сравнение экспортных котировок украинских производителей с внутренними ценами на арматуру
Характерно, что, согласно решению Еврокомиссии, весь импорт, выходящий за пределы квоты, будет облагаться 25 % заградительной пошлиной. С другой стороны, европейцы заявили о намерении отменить или снизить для отдельных стран-импортеров (в число которых попадает и Украина) уже существующие антидемпинговые тарифы, чтобы избежать двойного обложения. Соответственно, говорить с полной уверенностью о том, что новая тарифная политика ЕС является для нашей страны сугубо негативным явлением, пока не стоит. Кроме того, грядущий рост внутренних европейских цен на стальной прокат, о необходимости которого говорит абсолютное большинство металлургов ЕС, может в значительной степени смягчить заградительное действие новых тарифов.
Данное решение Европейской комиссии является своеобразным ответом на введение заградительных пошлин на стальной прокат со стороны США. Европейцы небезосновательно опасаются, что поставщики металла, которых американцы вытеснили со своего внутреннего рынка, будут стремиться сбывать образовавшиеся излишки преимущественно на рынках состоятельных европейских стран. Подобное развитие ситуации было бы весьма нежелательным для европейских металлургов, так как оно грозило бы обрушить цены на сталь до неприемлемого для них уровня.
К слову, сценарий с демпинговыми поставками стального проката на оставшиеся свободными рынки выглядит тем реалистичнее, чем ниже опускается курс китайского юаня по отношению к американскому доллару (в эту игру правительство КНР играет сейчас весьма активно). Занижение стоимости юаня уже заметно подстегнуло интерес китайских производителей к поставкам проката за рубеж. Их объемы продолжают расти, несмотря на восстановление внутреннего спроса в стране.
Тем временем отечественный рынок длинномерного металлопроката демонстрирует относительную стабильность с тяготением к умеренному снижению расценок. Ценовые изменения на нем пока остаются несущественными.
Издательство "Металлика"
24.07.2018