Общей тенденцией последнего месяца в сегменте длинномерного проката на внутреннем рынке остается нисходящий ценовой тренд. Отдельные попытки производителя поднять расценки на длинномерку смотрятся намного слабее, нежели постепенное, но уверенное движение цен вниз, происходящее в последнее время. Добавочное давление на внутренние котировки длинномерного проката оказывают стойкие слухи о том, что на наш рынок якобы вот-вот начнут поступать партии импортной турецкой арматуры.
Подобные слухи имеют под собой достаточно веские основания для того, чтобы выглядеть правдоподобно. Впрочем, это отнюдь не значит, что они полностью соответствуют реальному положению дел. Во-первых, разница в цене между высокими внутренними украинскими расценками и теми, которые сейчас наблюдаются в портах черноморского бассейна (на условиях FOB) становится все привлекательнее по мере ослабления турецкой лиры. Во-вторых, турецкие производители в данный момент активно ищут возможность куда-либо «пристроить» значительные объемы длинномерного проката, оставшиеся невостребованными в последнее время.
Рис. 1. Динамика расценок украинского рынка в сегменте длинномерного проката (цены приведены для партии металла массой 5 т, с НДС)

Рис. 2. Сравнение экспортных котировок украинских производителей с внутренними ценами на арматуру
Минимум треть выпущенной в последнее время в Турции длинномерки шла на экспорт, в том числе в США. Но Штаты жестко ограничили доступ стального проката на свой рынок. Введение 25 % ввозной пошлины уже выглядело достаточно плохо, но окончательно подкосило ввоз турецкой стали в штаты августовское увеличение Дональдом Трампом данной пошлины сразу вдвое (до 50 %). Кроме того, ослабление турецкой лиры и падение внутреннего турецкого спроса на сталь создало добавочные излишки проката, которые, как говорится, повисли в воздухе.
В текущей ситуации у турецких металлургов есть два выхода. Первый — это продажа излишков длинномерного проката кому-либо еще. Но делать это с выгодой становится все труднее. Рынок США прикрыт драконовскими заградительными тарифами, поставки металла в страны ЕС возможны только в пределах установленных там на текущий год квот (которые, скорее всего, исчерпаются задолго до декабря). Второй —сокращение внутреннего производства, что подразумевает потерю части валютных поступлений от зарубежных продаж, а также утрату своей доли на рынках других стран. Данные последствия делают второй вариант гораздо менее привлекательным, нежели первый.
Из всего вышеперечисленного следует, что гипотеза о возможных попытках турецкого производителя выйти на внутренний рынок Украины уже не выглядит несостоятельной, тем более что несколько укрепившаяся в начале сентября лира, запустившая в Турецкой Республике процесс восстановления расценок на лом и (в меньшей степени) на заготовку, так и не смогла в достаточной степени оживить внутренний спрос. Турецкий рынок не принял попытку поднять расценки на длинномерный прокат, вынудив производителей снова опустить цены на уровень минимума трех–четырех недель.
В данный момент украинский внутренний рынок длинномерного проката сохраняет относительную стабильность, избегая резких падений. Характерной приметой сегодняшнего дня остается умеренное снижение котировок, с шагом от нескольких десятков до пары сотен гривен за раз.
Издательство "Металлика"
18.09.2018