Начавшийся в феврале глобальный положительный тренд, похоже, подошел к своему логическому завершению. Вялый спрос на сталь вынуждает все большее количество металлургов из самых разных стран и регионов прибегать к коррекции расценок вместо анонсированных ранее повышений. Можно констатировать, что рынок не принял более высокие цены и заставил металлургов отступить.
Наиболее неустойчивой в плане повышения расценок, как это уже неоднократно случалось ранее, оказалась Турция, чья металлургическая отрасль в условиях колоссально упавшего внутреннего спроса вынуждена «выкручиваться, как умеет». Справедливости ради следует отметить, что турецкие металлурги с энтузиазмом подхватили недавнее начинание китайцев, которые первыми стали повышать цены, и держались до последнего, пытаясь тянуть котировки вверх даже тогда, когда металлотрейдеры более благополучных стран начали говорить о необходимости коррекции. Но что можно сделать в условиях, когда нет возможности опереться на внутренний рынок? Состояние спроса на сталь в Турции выглядит близким к катастрофическому. Согласно данным Turkish Steel Producers Association (Ассоциации стальных производителей Турции), потребление стального проката в стране в течение января–февраля упало на 39 % относительно YoY (в физическом выражении до 3,4 млн т). В то же время производство стали, несмотря на его сокращение на 23,6 % относительно аналогичного периода 2018 г., составило около 5 млн т. Вовсе не удивительно, что падающий спрос и наличие излишков стального проката в стране достаточно быстро нивелировали усилия турецких металлургов поднять внутренние расценки на свою продукцию.
Рис. 1. Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)
Рис. 2. Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине
По данным Turkish Steel Producers Association, экспорт турецкого плоского проката только в феврале возрос на 38,6 % относительно YoY, выйдя на уровень в 641 тыс. т. Но конкуренция на внешних рынках, куда туркам приходилось сливать стальные излишки, была отнюдь не маленькой, и это вынуждало их «маневрировать ценой». В результате, хотя турецкие металлурги и смогли в январе–феврале выручить на внешних продажах всех видов стального проката около 2,5 млрд долларов, им неоднократно приходилось идти на ценовые уступки.
Судя по комментариям аналитиков, экономический спад в Турецкой Республике в последние месяцы существенно повлиял не только на местных производителей, но и на основных потребителей стального прокатав стране, что значительно повышает риски того, что турецкий рынок ожидает затяжной спад. Все вышеперечисленное грозит глобальному стальному рынку новыми неприятностями, так как турецкие металлурги, вполне возможно, снова будут вынуждены продавать «быстро и дешево», перебегая дорогу производителям проката из других стран, в том числе и украинским.
Еще одним весомым подтверждением того, что мировой рынок не принял предложенное ему повышение цен, является абсолютно нетипичное для Китая соотношение внутренних и экспортных цен, сложившееся в последние дни. Внутренний рынок плоского проката этой страны находится в восходящем тренде, а спрос на сталь оживился в результате недавнего снижения внутренних налогов и пошлин. В то же время китайские металлурги вынуждены снижать экспортные расценки по причине вялого внешнего спроса. Это приводит к тому, что внутренние расценки на плоский прокат на данный момент превышают экспортные приблизительно на 7–10 $/т. По мнению специалистов, это может свидетельствовать о том, что в повышении внутренних китайских цен на сталь присутствует значительный спекулятивный момент, а значит, оно может носить не слишком длительный характер.
Спрос на сталь в Украине, как это обычно и происходит в предвыборный период, снизился до минимальных значений. Тем не менее цены на плоский прокат демонстрируют все ту же относительную стабильность с тенденцией к легкой коррекции.
Издательство "Металлика"
17.04.2019