К сожалению, за последние недели ситуация на основных рынках плоского проката фактически не изменилась. Основными факторами, оказывающими давление на уровень цен на сталь на мировых торговых площадках, остаются, во-первых, плачевное состояние турецкой экономики, а во-вторых, торговое противостояние США и КНР, увеличивающее риск возникновения различного рода экономических неприятностей.
Несмотря на все заверения министерства финансов Турецкой Республики в том, что экономика страны вышла из коллапса, и в ближайшее время начнется ее восстановление, дела там обстоят далеко не блестящим образом. Продолжающийся обвал лиры привел к тому, что в сентябре показатели инфляции вышли на пятнадцатилетний максимум, подскочив до 24,5 %. Эти данные, похоже, верно отражают реалии турецкой экономики, так как местные власти даже не попытались их опровергнуть, а лишь оперативно уволили замдиректора Турецкого статистического института, допустившего утечку информации в Eurostat. Кроме того, уверенно девальвирующая лира подешевела с начала года по отношению к доллару почти на 40 %, фактически нокаутировав местный автопром, являющийся одним из традиционных потребителей плоского проката. По данным агентства «IntelliNews», начавшееся в марте снижение продаж автомобилей в Турции в сентябре ознаменовалось 68 % падением (по отношению к прошлому году). Строительная же отрасль, по меткому выражению турецких аналитиков, сейчас «впала в коматозное состояние».
Рис. 1. Цены украинского рынка плоского проката (с учетом НДС для партии металла массой 5 т)

Рис. 2. Сравнение динамики расценок на г/к лист в Китае и в Украине
«Bloomberg» сообщает, как о свершившемся факте, о банкротстве 2 500 из 350 000 строительных фирм, зарегистрированных в Турции в последние 10 лет. Кроме этого, Ассоциация строителей Стамбула говорит о том, что около 75 % местных строительных компаний испытывают серьезнейшие проблемы с обслуживанием ранее взятых валютных кредитов, что может привести к валу банкротств.
В попытке стимулировать спрос и поддержать строительную отрасль, правительство Турции объявило в сентябре о предоставлении турецкого гражданства всем иностранцам, которые приобретут недвижимость на 250 тыс. долларов (до этого «проходная планка» находилась на уровне 1 млн долларов). Но пока что предложение колоссально превышает спрос. Из миллиона построенных в этом году зданий иностранцами было приобретено лишь 18,5 тысяч.
Вовсе не удивительно, что на фоне всего этого внутренний турецкий спрос на стальной прокат остается крайне вялым. Выход местные металлурги видят в продаже металла на экспорт, сливая его на чужих рынках по крайне невысокой цене. По данным турецкого информационного агентства «Anadolu», сентябрьский экспорт турецкой стали в целом взлетел на аномальные 94,9 % (относительно аналогичного периода прошлого года), составив 1,4млрд долларов (2 млн тонн в физическом выражении). При этом турецкий горячекатаный рулон предлагается в последнее время в черноморских портах по цене, приблизительно на 7–10 $/т ниже, нежели аналогичный украинский товар. Согласно прогнозам большинства отраслевых экспертов, ценовой спад в мировом сегменте плоского проката в ближайшее время будет развиваться. Это значительно увеличивает вероятность коррекции расценок на плоский прокат на внутреннем украинском рынке.
Издательство "Металлика"
16.10.2018